Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.





Содержанием духовно-нравственного развития и воспита­ния являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систе­матизации и разделения по определённым группам этих цен­ностей приняты источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противосто­ять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и нацио­нальная; уважение и доверие к людям, институтам государ­ства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, за­бота о благосостоянии общества;



• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддерж­ка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, спо­собность к личностному и нравственному выбору;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и со­зидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

• наука — ценность знания, стремление к познанию и ис­тине, научная картина мира;

• традиционные религии — представления о вере, духов­ности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе меж­конфессионального диалога;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетичес­кое развитие;

• природа — эволюция, родная земля, заповедная приро­да, планета Земля, экологическое сознание;



• человечество — мир во всём мире, многообразие и ува­жение культур и народов, прогресс человечества, международ­ное сотрудничество.

Перечень базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции, является обязательным при формировании программ духовно-нравственного развития и воспитания обу­чающихся на ступени начального общего образования. Обра­зовательное учреждение при разработке собственной програм­мы духовно-нравственного развития и воспитания может вводить дополнительные ценности, не противоречащие уста­новленным в Концепции и способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала в учебно-воспитательном процессе. Также с учётом возрастных и ин­дивидуальных характеристик обучающихся, их потребностей и запросов родителей, региональных условий и других особен­ностей осуществления образовательного процесса образова­тельное учреждение может делать упор в воспитании на осо­бые группы базовых национальных ценностей. При этом важ­но, чтобы школьники получали представление обо всей системе базовых национальных ценностей, могли видеть, по­нимать и принимать духовно-нравственную культуру.россий­ского общества во всём её социокультурном многообразии и национальном единстве.

 

Тема 3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспита­ния учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, бу­дучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из суще­ственных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.



Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспита­ния обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим на­правлениям.

• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, инсти­тутам государства и гражданского общества.

• Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;

справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мо­раль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, пред ставление о вере, духовной культуре и светской этике.

• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче­нию, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

• Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здорово­му образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

• Воспитание ценностного отношения к природе, окружа­ющей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен­ностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и вос­питания важны, дополняют друг друга и обеспечивают разви­тие личности на основе отечественных духовных, нравствен­ных и культурных традиций. Образовательное учреждение конкретизирует в соответствии с указанными основными на­правлениями и системой базовых национальных ценностей задачи, виды и формы деятельности на ступени начального общего образования.

Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного разви­тия и воспитания, выделяя его для конкретных условий осу­ществления образовательного процесса как ведущее. Однако В качестве важнейшей цели образования остаётся духовно-нравственное развитие личности в контексте становления её гражданственности.

 

Тема 4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Современные особенности развитияи воспитания обучающихся на ступени начальногообщего образования.

Обучающиеся на этой ступени образования требуют осо­бого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, рас­ширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного отноше­ния к образованию, школе, педагогам и сверстникам, выра­батываются .основы его социального, гражданского поведе­ния, характер трудовой, общественной, творческой деятель­ности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности обучающегося оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребёнка, ко­торые требуют учёта при формировании подходов к органи­зации его духовно-нравственного развития и воспитания.

Современный ребёнок находится в беспредельном инфор­мационном и огромном социальном пространстве, не имею­щем чётких внешних и внутренних границ. На него воздей­ствуют потоки информации, получаемой благодаря Интерне­ту, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является домини­рующим в процессе развития и воспитания.

В современных условиях осуществления ведущей деятель­ности ребёнка усиливается конфликт между характером усво­ения ребёнком знаний и ценностей в школе (системность, по­следовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формиро­ванию эклектичного мировоззрения, потребительского отно­шения к жизни, морального релятивизма.

В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспи­тания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодёжью социально ори­ентированной деятельности, девальвации традиционных цен­ностей произошли существенные изменения в системе отно­шения ребёнка к окружающему миру, к другим людям, к се­бе самому. Значительно снизилась ценность других людей и степень участия в их жизни, на первый план вышло пережи­вание и позиционирование самого себя, вследствие чего в об­ществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Образовательное учреждение призвано активно противо­действовать этим негативным тенденциям. Прежде всего не­обходим переход от воспитательной работы, построенной на наборах воспитательных технологий по проведению в основ­ном в рамках дополнительного образования отдельных мероп­риятий, не связанных с содержанием деятельности ребёнка в образовательном учреждении, семье, группе сверстников, в обществе, в его социальном и информационном окружении, к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, направленному на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открыто­го уклада школьной жизни.

В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства ду­ховно-нравственного развития обучающегося, его эффектив­ной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, вне­школьную, семейную, общественно полезную, трудовую, эс­тетическую, социально коммуникативную и др. на основе ба­зовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.

Организация уклада школьной жизни должна в полной мере учитывать разноуровневый, полисубъектный, многомернодеятельностный характер современного пространства ду­ховно-нравственного развития и воспитания, скреплённого базовыми национальными ценностями и духовными традици­ями, в котором, с одной стороны, поддерживается непрерыв­ность детства, а с другой — обеспечивается морально-нрав­ственная, социальная, культурная полноценность перехода ре­бёнка из дошкольного в младший, а из него в средний школьный возраст.

Школе как социальному субъекту — носителю педагоги­ческой культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающе­юся организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образова­ния, культуры и спорта, традиционных религиозных и обще­ственных организаций).

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего об­разования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.

Принцип ориентации на идеал.Воспитание всегда ори­ентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и само­воспитания, духовно-нравственного развития личности. Вос­питательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, со­держательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

Аксиологический принцип.Ценности определяют основ­ное содержание духовно-нравственного развития и воспита­ния личности младшего школьника. Их отбор среди огром­ного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру.Следова­ние примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценно­стного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нрав­ственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диало­гу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реаль­ную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным со­держанием национальный воспитательный идеал. Особое зна­чение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации).Иденти­фикация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное вос­приятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте вы­ражена ориентация на персонифицированные идеалы — яр­кие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе че­ловека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимы­ми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогичес­кой основе. Диалог исходит из признания и безусловного ува­жения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусмат­ривает его организацию средствами равноправного межсубъ­ектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогичес­кого общения ребёнка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Принцип полисубъектности воспитания.В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет субъектный, многомернодеятельностный характер. Млад­ший школьник включён в различные виды социальной, ин­формационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые цен­ности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жиз­ни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возмож­ности согласована. Механизмы реализации этой идеи в Кон­цепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.

Принцип системно-деятельностной организации вос­питания.Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятель­ности младших школьников. Интеграция содержания различ­ных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляет­ся на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общест­венного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культур­ной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

• общеобразовательных дисциплин;

• произведений искусства;

• периодической литературы, публикаций, радио- и теле­передач, отражающих современную жизнь;

• духовной культуры и фольклора народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

• жизненного опыта своих родителей (законных предста­вителей) и прародителей;

• общественно полезной и личностно значимой деятель­ности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания. Решение этих задач предполагает, что при разработке

предметных программ и учебников в их содержании должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер россий­ского народа.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семей­ной, общественно значимой деятельности интегрируется во­круг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в со­держании образовательного процесса и всего уклада школь­ной жизни. Базовые национальные ценности не локализова­ны в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю мно­гоплановую деятельность обучающегося как человека, лич­ности, гражданина. Система национальных ценностей созда­ёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад фор­мален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, чело­вечности, нравственности, об отношениях между людьми. Ха­рактер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспи­тания последних.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример име­ет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающегося на ступени начального общего об­разования.

Пример — это персонифицированная ценность.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведе­ния, которые широко представлены в отечественной и миро­вой истории, истории и культуре традиционных религий, ли­тературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений ду­ховно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, к жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными при­мерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, кото­рые в большом количестве и привлекательной форме обру­шивают на детское сознание компьютерные игры, телевиде­ние и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культу­ры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка В мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэто­му педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нрав­ственного развития. В процессе нравственного самоопределе­ния пробуждается самое главное в человеке — совесть, т. е. его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включить­ся в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности ДЛЯ совместной общественно полезной деятельности детей и п (рослых, младших и старших детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающих­ся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное буду­щее превратилось в реальную проблему: они его недостаточ­но осознают, потому что мало действуют, нередко «застрева­ют» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутрен­него и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.