Тема 4. Системно-деятельностный подход.
Факультет социальных коммуникаций и филологии
Утверждена
на заседании кафедры _________________________
«___»___________ 2013 г., протокол № __________
Заведующий кафедрой_____________ / __________
Учебная программа дисциплины
«Основная образовательная программа начальной школы»
Уровень основной образовательной программы
| бакалавриат
| Учебный план по направлению подготовки
| 050100 Педагогическое образование*
| Профиль ……………………………..
| «Психология образования», «Психология образования» (на базе СПО), «Психология и социальная педагогика» (на базе СПО)
| Форма обучения …………………………………….
| очная
| Кафедра……………………………………………….
| Педагогики
| Семестр(ы)……………………………………………
| 2, 3
|
| |
| |
Автор-разработчик программы: Т.В. Сафонова
Глазов 2013
Пояснительная записка
1.1. Цель и задачи изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы.
Цель изучения дисциплины – формирование профессионально-педагогической компетности бакалавров в части реализации ФГОС начальной школы и ООП НШ; формирование ценностно-ориентированных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО «Педагогическое образование».
Основные задачи изучения дисциплины:
· обеспечить формирование профессионально-ориентированных компетенций;
· формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности бакалавра психолого-педагогического образования;
· сформировать у студентов знания, умения, навыки в части процесса преподавания и обучения в начальной школе;
· способствовать становлению личности будущего учителя;
· развивать педагогическое мастерство и профессиональные способности.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Основные образовательные программы начальной школы» входит в Б3;
индекс по учебному плану 3.1.2.3.;
объем дисциплины 2 зачетных единиц, 72 часа, из которых 36 часов аудиторной нагрузки, 36 часов – самостоятельной работы студентов.
Таблица: Структура, объем и виды учебной работы по дисциплине
Вид учебной работы по семестрам
| Зачетные единицы
| Часы
| Общая трудоемкость
|
|
| Семестр 1
| Трудоемкость
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
| В том числе:
| Лекции
|
|
| Лабораторные работы
| Не предусмотрено
| Практические занятия / Семинары
|
|
| КСР
|
|
| Другие виды аудиторной работы
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
|
|
| В том числе:
| Разработка плана-конспекта
| 0,2
|
| Разработка инновационного приема
| 0,1
|
| Подготовка презентации литературы
| 0,1
|
| Подготовка компьютерной презентации
| 0,4
|
| Итоговое тестирование
| 0,2
|
| Вид промежуточной аттестации - зачет
|
|
|
1.2.2. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП
Наименование обеспечиваемых дисциплин
| Индекс по учебному плану
| Семестр
| Раздел дисциплины (модуль/раздел/тема тематического плана)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| История педагогики
| Б 3 1.2.1
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| Философия
| Б 1 1.1.2
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| | | | | Теория обучения и воспитания
| Б3 3.1.2.2.
|
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции выпускника в дисциплине, требования к уровню их освоения.
Индекс компетенции по ФГОСТ
|
Содержание компетенции
| Требования к уровням освоения ⃰
| Знает
(З-1, З-2, З-3)
| Умеет
(У-1, У-2, У-3)
| Владеет
(В-1, В-2, В-3)
| ОК-9
| способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;
| -принципы и подходы к организации научного исследования в педагогике и психологии;
-способы достижения и построения научного знания;
-основные качественные и количественные методы сбора, обработки, интерпретации психолого-педагогических данных.
| -различать уровни организации психолого-педагогического исследования (уровни методологического знания);
-разрабаты-вать, органи-зовывать, проводить исследования с примене-нием качест-венных и количественных методов;
-интерпрети-ровать полученные данные;
-отбирать и использовать методы, адекватные проблемной области исследования;
-грамотно применять методы в пе-дагогике и психологии в соответствии с целями и задачами исследования
| -основными способами и средствами получения, хранения и переработки информации;
- способнос-тью организо-вывать иссле-довательскую деятельность;
-количест-венными и качественны-ми методами анализа результатов исследования;
-методами статистичес-кой обработ-ки данных,
-методами интерпрета-ции и пред-ставления данных психолого-педагогического исследо-вания.
| ОПК- 2
| готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;
| ПКПП-2
| готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
| ПКПП-3
| способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
| ПКПП-5
| способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей;
| ПКСПП-2
| готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
| ПКСПП-3
| способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа;
| ПКСП-6
| владеет методами социальной диагностики
| ПКД-5
| способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
| ПКНО-2
| способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности.
|
Индекс компетенции по ФГОС
| Содержание компетенции
| Требования к уровням освоения
| Знает
(З-1, З-2, З-3)
| Умеет
(У-1, У-2, У-3)
| Владеет
(В-1, В-2, В-3)
| ОК-1
| владеет культурой мышления,
способен к обобщению.
анализу, восприятию
информации, постановке цели
и выбору путей её достижения
| ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования (З-1)
| системно анализировать и выбирать образовательные концепции (У-2)
| способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.) (В-3)
| ОК-2
| владеет историческим методом и умеет его
применять к оценке
социокультурных
явлений
| системную периодизацию курса, знает авторов ООП НШ(З-1)
основные тенденции развития теории и практики педагогики (З-2)
тенденции развития педагогики на современном этапе, (З-3)
| грамотно воспроизвести научную информацию о предмете изучения (У-1)
комплексно проанализировать причинно-следственные связи процессов и педагогики (У-2)
выявить ключевые тенденции развития социальной педагогики, определить их региональную специфику (У-2)
прокомментировать образовательный процесс НШ с точки зрения основных научных теорий и методологических подходов (У-3)
| понятийным и категориальным аппаратом дисциплины, навыками работы с учебно-методической и научной литературой (В-1)
навыками работы с различными типами педагогических источников (В-2),
технологиями выполнения учебных (практических) и научно-исследовательских заданий (В-2),
навыками самостоятельного поиска, обработки и использования педагогической информации В-3
| ОПК-8
| способен понимать
высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи,
соблюдая принципы профессиональной этики
| этические принципы психологической деятельности (З-1)
| качественно выполнять профессиональные задачи (У-1)
осознавать значимость педагогического знания в общей структуре гуманитарного знания в целом; (У-2)
самостоятельно овладевать информацией,
связанной с обще дидактическими и частнометодическими вопросами педагогики (У-З)
| профессионально важными качествами психолога-экспериментатора (У-1)
| | | | | | | | В соответствии с принятой системой ранжирования уровней подготовки, оценивание квалификационной компетентности студента по дисциплине осуществляется по 5-ти бальной системе следующим образом:
1-й уровень усвоения (репродуктивный) – «удовлетворительно»;
2-й уровень (продуктивный) – «хорошо»;
3-й уровень (творческий) – «отлично»
2. Содержание дисциплины по разделам (модулям)
Модуль 1.Особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Тема 1. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый*образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Тема 2. Характерные психолого-возрастные особенности младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения;
• существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.
Тема 3. Цели и планируемые результаты ООП НШ
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Тема 4. Системно-деятельностный подход.
Он предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Тема 5. Содержание основной образовательной программы.
Она предусматривает:
• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей;
• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;
• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре , отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|