Сделай Сам Свою Работу на 5

Информация и благоприятная возможность

 

Для развития жизненных умений людям требуется адекватная информация. На­пример, когда детей держат в неведении относительно основных различий между пола­ми и относительно неизбежности смерти, это препятствует развитию у детей самоосоз­нания и эмоциональной реактивности. Преднамеренно или неумышленно, взрослые часто общаются со своими детьми на основе лжи, замалчивания правды и пристрастно­го отношения к истине (Steiner, 1974). Кроме того, необходимую информацию не все­гда легко получить вне дома. Например, школы очень сильно отличаются по адекватно­сти предоставляемой детям информации, связанной с областью карьеры.

Детям, подросткам и взрослым одинаково необходимо иметь доступную благопри­ятную возможность проверки и развития жизненных умений. В идеале такие возмож­ности соответствуют уровню созревания и подготовленности. Различие возможностей может быть обусловлено полом, расовой и культурной принадлежностью, социальным статусом, финансовым положением, уровнем образованности (здесь упомянуты лишь некоторые барьеры). Кроме того, людям может повезти или не повезти с родителями — родители могут открывать или ограничивать возможности обучения ребенка. Сами дети и взрослые также играют определенную роль в разыскивании информации и рас­ширении своих возможностей. У некоторых индивидов навыки в этой области развиты лучше, чем у других.

 

Тревога и уверенность

 

Дети растут, получая опыт, как способствующий, так и препятствующий разви­тию у них чувства собственного достоинства. Уровень тревоги удачливых людей та­кой, что чувство тревоги и защищает их от фактических опасностей, и мотивирует их в направлении реалистических достижений. У менее удачливых людей может раз­виться истощающая тревога, обусловленная ролевым моделированием, обучением и принятием мер предосторожности в связи с неблагоприятными последствиями. Даже те родители, которые общаются со своими детьми с осторожностью, могут задеть хрупкое детское чувство собственного достоинства. Особенно плохо, если родители при общении с детьми настроены враждебно, а со временем занимают оборонитель­ную позицию. В этом случае детские чувства и восприятие обесцениваются вдвойне: во-первых, начальной агрессией и, во-вторых, дальнейшей агрессией, возникающей у родителей в ответ на реакции детей. Однако дети различаются как биологически по степени, в которой они уязвимы относительно отрицательного родительского пове­дения, так и по уровню развития навыков, позволяющих справляться с ситуацией.



Несовершенное поведение, возникающее в результате тревоги и демонстрирующее ее, включает в себя следующие элементы: нежелание идти на реалистический риск; скорее напряженное и неверное обучение, чем обучение в расслабленном состоянии; сильно выраженную тенденцию говорить и поступать неправильно; ненужную агрес­сию; чрезмерное стремление к одобрению; деятельность, не соответствующую возмож­ностям, при наличии или при отсутствии излишнего усердия. Неадекватное примене­ние различных навыков может еще больше повысить уровень тревоги и сделать науче­ние жизненным умениям в будущем еще более трудным. Тем не менее люди, которым помогают приобретать умение справляться с тревогой или которые сами себе в этом помогают, могут легче научиться жизненным умениям.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО

Люди могут поддерживать и сильные стороны жизненных умений, и их недостат­ки. В этом разделе в основном рассматривается, как люди сохраняют недостатки жиз­ненных умений. Приобретение сильных сторон жизненных умений и их недостатков связано скорее с вопросом «Что делает по отношению ко мне окружающая среда», чем с вопросом «Что я делаю по отношению к самому себе?», особенно когда дело касается детей. Молодые люди часто зависят от старших. Однако поддержание сильных сторон и недостатков жизненных умений — это другое дело. Здесь, отчасти потому что жиз­ненные умения сохраняются и в зрелом возрасте, вопрос «Что я делаю по отношению к самому себе?» становится более важным, чем вопрос «Что сделала или делает по отно­шению ко мне окружающая среда?». Ниже рассматриваются процессы, которые спо­собствуют поддержанию недостатков жизненных умений.

 

Недостаточно полное использование языка навыков

 

Существует гипотеза, согласно которой поддержанию у людей недостатков навы­ков способствует то, что они недостаточно часто думают о своем поведении, используя язык жизненных умений. Отрицательные моменты, связанные с неадекватным примене­нием языка жизненных умений, уже были указаны. Люди могут ходить по замкнутому кругу, описывая свои проблемы обычным образом, вместо того чтобы анализировать их, используя язык навыков. Немногие люди серьезно задумываются о том, как они думают, и немногие имеют представление о различных навыках мышления. Кроме того, большинство людей не знают, как по-новому определить свои повседневные проблемы, используя термины навыков, для того чтобы можно было работать над изменением.

 

Дефицит навыков мышления

 

Консультирование по жизненным умениям фокусируется скорее на «застревании», чем на болезни. Дефицит навыков мышления — главная причина, по которой люди под­держивают неадекватные жизненные умения. Чрезмерная тревога, как правило, явля­ется обычной темой при дефектном мышлении. Ниже рассматриваются некоторые ос­новные недостатки навыков мышления.

 

Недостатки объяснения причин

 

От объяснения причины зависит степень, в которой люди поддерживают недостатки жизненных умений. Ниже перечисляются часто допускаемые в процессе объяснения ошибки, которые могут подкреплять недостатки жизненных умений. Основной тезис та­ков: при объяснении причин люди часто преобразовывают частичные истины в целост­ные истины, упуская из виду соответствующие аспекты личной ответственности.

«Таков мой характер». Такое объяснение неадекватно преувеличивает значи­тельность выученного компонента в большинстве недостатков жизненных умений.

«Все дело в моем прошлом, в котором я был неудачником». Если люди, кото­рые покинули свой дом, объясняют сохранение недостатков навыков в настоящем не­адекватностью прошлого, такие объяснения не всегда соответствуют истине.

«Все дело в моем невезении». Люди часто добиваются успеха, развивая соот­ветствующие навыки.

«Во всем виновата плохая окружающая среда». Многие люди научились пре­одолевать недостатки навыков, в развитие которых внесла вклад плохая окружающая среда.

«Это ваша вина». Зачем тратить силы на изменение, если в том, что произошли неприятные события, виноват кто-то другой?

«Это — моя вина». Такое мнение ошибочно; кроме того, принятие вины исклю­чительно на свой счет может разрушать уверенность, необходимую людям для преодо­ления жизненных трудностей.

 

Нереалистичные личные правила

 

Личные правила — это правила типа «делай» и «не делай», которыми люди руковод­ствуются в жизни. Каждый человек имеет внутреннюю книгу правил, содержащую стандарты для себя и для других. Эти стандарты могут быть реалистичными и доста­точно гибкими или же нереалистичными и неадекватно жесткими. Эллис предложил использовать термин «долженство» для формулировки жестких внутренних правил, включающих в себя различные слова, выражающие долженствование, — «обязан», «должен», «следовало бы» и т. д. (Ellis, 1980, 1989). Эти нереалистичные правила не только лежат в основе недостатков жизненных умений сами по себе, но и помогают поддерживать другие недостатки жизненных умений. Ниже приводятся примеры лич­ных правил долженства для различных областей жизненных умений.

 

Чувство. «Я никогда не должен сердиться».

Пол. «Я должен всегда быть на высоком уровне».

Мышление. «Все женщины менее способны, чем мужчины».

Отношения. «Я должен всегда побеждать в споре».

Обучение. «Я должен написать совершенное эссе».

Работа. «Моя работа всегда должна меня стимулировать».

Досуг. «Я должен всегда зарабатывать свое время досуга».



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.