Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Акцент на «ужасном» прошлом

 

Эллис формулирует следующий РЭПК-инсайт: «Вас первоначально вывели из со­стояния душевного равновесия не ваши ранние детские переживания и не ваше про­шлое. Это сделали вы сами» (Ellis, 1988, р. 70). Люди сохраняют эмоциональное беспо­койство, выискивая причины его возникновения в своем прошлом. Сосредоточенность на прошлом мешает людям сосредоточиваться на настоящем, в котором они могут рас­страивать себя теми же самыми иррациональными убеждениями, которыми они рас­страивали себя в прошлом. Люди не могут уничтожить прошлое, но они могут изме­нять настоящее и будущее. Более того, часто перенесение акцента на прошлое влечет за собой постановку чрезмерно сильного акцента не только на прошлом (относительно настоящего), но и на поведении других людей (относительно собственного поведения). Сосредоточение на прошлом скорее затушевывает, чем выводит на первый план, ответ­ственность людей за их собственные когниции, эмоции и поведение. Эллис (Ellis, 1989) полагает, что многие подходы консультирования, например психоанализ, действуют в тайном сговоре со склонностью людей избегать столкновений с настоящим и при этом сосредоточиваться на прошлом.

 

Нереалистичные установки относительно изменения

 

Низкая толерантность людей к фрустрации может быть и причиной, и следствием существования нереалистичных убеждений относительно работы, направленной на изменение чувств, мыслей и действий, при наличии профессиональной помощи или без нее. Наиболее часто встречающиеся иррациональные убеждения относительно изменения следующие (Ellis, 1987, 1993b):

• «Я должен уметь изменяться, испытывая при этом слабое чувство дискомфорта, ра­ботая немного и практикуясь достаточно редко».

• «Изменить свои мысли, чувства и поведение не должно быть слишком трудно».

• «Я должен измениться быстро и глубоко».

• «Изменяясь, я не должен терпеть неудач».

• «Я не должен быть способен к дальнейшим изменениям, поэтому я буду довольство­ваться тем, как я функционирую теперь».



 

Другие когнитивные факторы

 

Эллис (Ellis, 1987) перечисляет множество других факторов, посредством которых люди сохраняют и усиливают свои иррациональные убеждения и эмоциональные рас­стройства.

Невежество. Люди, в том числе некоторые консультанты, могут верить, что быть чрезмерно расстроенным нормально. Они оказываются не в состоянии проводить раз­личие между уместными и неуместными мыслями, чувствами и поведением.

Глупость. Многие люди слишком невежественны для того, чтобы эффективно ра­ботать со своими эмоциональными проблемами. Они не в состоянии достаточно глубо­ко понять, что они сами вызывают у себя нарушение душевного равновесия.

Невосприимчивость. Без помощи консультантов многие люди, у которых нару­шено душевное равновесие, редко обращают внимание на свои иррациональные убеж­дения и идеи и на то, как они создают свое расстройство и управляют им. Многие люди с нарушенным душевным равновесием не могут осознать, что они расстраивают самих себя, даже тогда, когда консультанты указывают им на это.

Жесткость. Даже признавая наличие у себя пагубных иррациональных убежде­ний, многие люди твердо придерживаются установок долженства и их производных, например люди нередко склонны нагнетать страх и индуцировать развитие у себя «болезни» «Я не могу этого выдержать-ит». Такие люди могут быть психотиками, у них могут быть диагностированы пограничные расстройства, некоторые же из них являют­ся обыкновенными ригидными мыслителями.

Оборонительность. Люди склонны избегать столкновения лицом к лицу со свои­ми проблемами. Они используют различные методы искажения и отрицания проблем. Например, люди могут не желать чувствовать, что они настроены враждебно, имеют параноидальные черты или чрезмерно углублены в свой внутренний мир. Они также могут быть не в состоянии выявлять поведение, которого стыдятся.

Неисправимый оптимизм и безразличие. Некоторые люди, склонные к чрез­мерной тревожности и страдающие от какой-либо серьезной болезни, например от бо­лезни сердца или от рака, могут справляться с данной проблемой, отрицая серьезность своего заболевания. Иногда такие защитные маневры помогают людям справляться с проблемами. Однако во многих случаях такое мышление может блокировать усилия, направленные на достижение физического здоровья и психологического изменения.

Изменение ситуации. Многие люди находят выход в изменении ситуации, на­пример стремятся получить развод, вместо того чтобы попытаться изменить себя и только после этого подумать, действительно ли следует изменить ситуацию. На каждо­го невротика, который действительно пробует фундаментально изменить способ мыш­ления, приходятся, вероятно, десять невротиков, которые пытаются чувствовать себя лучше, изменяя ситуации, в которых их поведение является саморазрушающим, а не добиваясь реального улучшения. Это соотношение остается практически неизменным независимо от того, проходят люди курс консультирования или нет.

Другие паллиативные средства. Люди и их потенциальные помощники прибе­гают ко многим паллиативным средствам для того, чтобы справиться с эмоциональ­ными нарушениями, вместо того чтобы добираться до корней этих нарушений. Многие клиенты и потенциальные клиенты применяют методы отвлечения, такие как про­грессирующую релаксацию, использование биологической обратной связи, медитацию и йогу. Некоторые пытаются применять поверхностное позитивное мышление. Мно­гие люди теряют себя, вступив в политические, религиозные или мистические секты. Очень часто люди употребляют средства, вызывающие на короткое время приятные ощущения, например алкоголь и наркотики. Короче говоря, многие люди, у которых нарушено душевное равновесие, прибегают к средствам «низкого уровня» и к паллиа­тивным средствам, но не ищут радикальное решение. Кроме того, многие люди либо не хотят обращаться к консультантам, либо, все-таки обратившись к специалистам, со­противляются изменению. Эллис подчеркивает, что главной причиной сопротивления клиентов является то, что «большинство клиентов — это "естественные сопротивляю­щиеся", которые полагают, что сопротивление изменению является очень легким, и считают, что сопротивляться своему сопротивлению необычайно трудно» (Ellis, 1987, р. 371).

 

Недостаточно стимулирующие установки через действие

 

Как уже упоминалось ранее, люди могут подкреплять свои убеждения посредством нежелания изменять свои действия. Используемые «испытанные и верные» самораз-рушительные способы могут приносить кратковременное облегчение за счет долгосро­чной выгоды. Понимание Эллиса таково: «Вы можете изменять иррациональные убеждения (иУ), действуя против них: осуществляя поведение, которое проти­воречит этим убеждениям» (Ellis, 1988, р. 109). Почему же тогда люди не изменяют свои действия, чтобы бросить вызов своим убеждениям? Одна причина заключается в том, что люди не могут понимать свои иррациональные убеждения, их производные, а также их эмоциональные и поведенческие последствия. Другая причина — люди не хотят рисковать и совершать усилия, связанные с действием. Некоторым людям не ясно, что делать. Другие знают, что надо делать, но не имеют соответствующих навы­ков, испытывают недостаток в уверенности и поддержке и поэтому не могут совершать необходимые действия. Существует еще одна категория — это люди, которые изменя­ют свои поступки, но не имеют сил для продолжения начатых действий, особенно при столкновении с трудностями и неудачами.

 

ПРАКТИКА

Цели

 

Две главные цели РЭПК: «во-первых, помочь людям избавиться от эмоциональных блоков и расстройств; во-вторых, помочь людям стать более полно функционирующи­ми, более самоактуализирующимися и более счастливыми» (Ellis, 199H, р. 7). Консуль­танты, практикующие данный подход, нацелены на то, чтобы «помогать клиентам со­вершать глубокие философские изменения или, скорее, «отдаваться» этим изменени­ям, и, прежде всего, помогать им заменять жесткое мышление долженства предпочита­ющим» (Ellis, 1991b, p. 164). В РЭПК делается акцент на изменении когниций, эмоций и поведения клиентов (Ellis, Bernard, 1986). Когнитивно консультанты, практикующие РЭПК, стремятся помочь своим клиентам стать более рациональными и отказаться от «ребяческой требовательности — главного элемента эмоционального беспокойства» (Ellis, 1989, р. 214). Эмоционально они стремятся помочь клиентам почувствовать себя более адекватно по отношению к реальности. Поведенчески консультанты, практику­ющие РЭПК, стремятся помочь клиентам действовать более эффективно, чтобы дости­гать фундаментальных и первичных целей.

 

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.