Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Преодоление сопротивления

 

Когда клиенты оказывают сопротивление консультантам и не справляются с до­машним заданием, это главным образом, связано с тем, что у клиентов имеются следу­ющие иррациональные убеждения (Ellis, 1986a): 1) «Я должен преуспеть в изменении»; 2) «Вы (консультант и другие) должны помочь мне измениться» и 3) «Мое изменение должно произойти быстро и легко». Основываясь на таких убеждениях (У), сопротив­ляющиеся получают отрицательные эмоциональные последствия, например депрессию и жалость к себе, и отрицательные поведенческие последствия, например промедле­ние и уклонение от совершения действий. Кроме того, сопротивляющиеся применяют производные иррациональных убеждений, такие как нагнетание страха. Суть основно­го подхода, использующегося в РЭПК при сопротивлении клиентов, можно сформулировать так: консультанты учат клиентов находить и энергично обсуждать главные ир­рациональные убеждения, лежащие в основе их сопротивления. Если клиенты оказы­вают консультантам сопротивление, можно применять следующие техники:

Использование рациональных, помогающих справиться с ситуацией, са­модеклараций. Клиенты могут постоянно говорить себе: «Терапия не должна быть легкой. Я могу извлекать пользу из трудностей, с которыми сталкиваюсь» (Ellis, 1986a, р. 262).

Реферирование. Реферирование подразумевает перечисление неудобств, возни­кающих вследствие оказания сопротивления, и преимуществ, которые можно полу­чить, активно работая вместе с консультантом, а также регулярный просмотр и обду­мывание составленных списков.

Обращение других «в свою веру». Поощрение сопротивляющихся клиентов применять методики, использующиеся в РЭПК, к друзьям и родственникам.

 

Закрепление изменения

 

Консультанты, практикующие РЭПК, связаны обязательством помогать клиентам сохранять изменения. Однако Эллис (Ellis, 1988) признает, что существует вероят­ность возникновения рецидивов. На самом первом занятии консультанты объясняют клиентам, что они смогут измениться и сохранить изменения только упорно работая и практикуясь. В ходе консультирования клиентам объясняют, какие упражнения им следует выполнять дома, чтобы развивать приобретенные навыки как в промежутках между занятиями, так и после окончания курса консультирования. Когда клиенты об­наруживают, что у них явно возник рецидив, консультанты предлагают им вновь обра­титься к АУП и определить, что они сделали, чтобы вернуться к старым моделям. За­тем консультанты рекомендуют клиентам энергично оспорить (Д) соответствующие иррациональные убеждения. Консультанты советуют клиентам пробовать снова и сно­ва, до тех пор, пока они полностью не заменят иррациональные убеждения эффектив­ными новыми философиями (Э).



 

Другие применения

 

Групповое РЭПК используется как в сочетании с индивидуальным консультирова­нием, так и само по себе (Ellis, 1992b). Членов групп РЭПК обучают выявлять ирраци­ональные убеждения друг у друга и оспаривать их (Ellis, 1989). Члены группы также развивают навыки борьбы со своими иррациональными убеждениями, выводящими Эго из состояния равновесия, посредством раскрытия материала, воспринимаемого ими как опасный. Кроме того, клиенты, работающие в группах, могут принимать участие в ролевых играх с целью развития ассертивности и других навыков общения.

Эллис проявляет особый интерес к применению РЭПК при возникновении у клиен­тов проблем, связанных с семейными отношениями (Ellis, 1986b, 1991b, 1991d, 1993с). Консультанты обычно рекомендуют супругам или партнерам приходить на консульта­цию вместе, внимательно выслушают жалобы обеих сторон, а затем объясняют парт­нерам, что, хотя их жалобы активно описывают поведение в А, их расстройство в П неоправданно. В частности, консультанты фокусируют внимание клиентов на убеж­дениях долженства, порождающих враждебность. Консультанты также часто обучают партнеров навыкам достижения компромисса и навыкам общения. При работе с члена­ми одной семьи консультанты, практикующие РЭПК, учат и родителей, и детей быть терпимыми к себе и к другим людям, несмотря на то что определенное поведение мо­жет быть весьма неприятным.

Книги Эллиса и записанные им кассеты внесли значительный вклад в обучение аме­риканцев и жителей других стран тому, как жить более эффективно. Эллис также ока­зал сильное влияние на многих специалистов, которые занимались (и занимаются) со­ставлением руководств по оказанию самопомощи. Пожалуй, Эллис является одним из наиболее влиятельных англоговорящих психологов-педагогов двадцатого века; он сде­лал очень многое для обучения обычных людей навыкам преодоления эмоциональных расстройств и помог многим людям стать самоактуализирующимися личностями.

Когнитивное консультирование

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Первичный и более высокие уровни когнитивной обработки

 

Различие между первичным и более высоким уровнем когнитивной обработки по­хоже на различие между первичными и вторичными процессами, описанными Фрей­дом. У людей протекают первичные когнитивные процессы, являющиеся связующим звеном и между нормальными, и между патологическими реакциями. Мышление, ос­нованное на первичной когнитивной обработке, как правило, является «примитивным» и интерпретирует ситуации глобальными и относительно грубыми способами (Beck, Rush, in press). Кроме того, люди способны к когнитивной обработке более высокого уровня, более конкретной и эффективной. При должном функционировании более вы­сокие уровни производят проверку реальности и исправляют первичное, глобальное осмысление (концептуализацию). Однако при психопатологии эти корректирующие функции нарушаются, и первичные реакции могут перейти в полностью развившиеся психиатрические расстройства.

 

Схемы

 

Термины «схемы», «правила» и «базисные убеждения» в целом являются взаимоза­меняемыми. Однако Бек отмечает: «Если подходить к данному вопросу более строго, можно сказать, что "схемы" являются когнитивными структурами, организовывающи­ми опыт и поведение; "убеждения" и "правила" представляют содержание схем и, сле­довательно, определяют содержание мышления, влияющего на поведение» (Beck et ai., 1990, p. 4). Схемы — это относительно устойчивые когнитивные модели, влияющие через установки людей на то, как люди сортируют и синтезируют поступающие дан­ные. Схемы не являются патологическими по определению — они могут быть адап­тивными или неадаптивными. Схемы являются аналогами «личностных конструктов» Джорджа Келли (Kelly, 1955). Люди классифицируют и оценивают свой опыт с помо­щью матрицы схем.

Схемы могут быть общими и специфическими. У людей могут быть даже конкури­рующие схемы. Схемы организованы в соответствии как с содержанием, так и с функ­циями. Содержание схем колеблется от личных отношений до неодушевленных объек­тов. Выделяют пять основных категорий схем в соответствии с их функциями:

1) когнитивные схемы, касающиеся таких действий, как абстрагирование, интер­претация, вспоминание, оценка себя и других людей;

2) эмоциональные схемы, ответственные за генерирование чувств;

3) мотивационные схемы, имеющие отношение к стремлениям и желаниям;

4) инструментальные схемы, которые готовят людей к действию;

5) контрольные схемы, которые включают в себя самоконтроль и торможение, из­менение и управление действиями.

Системы, состоящие из соединенных в виде цепочек схем, ответственны за возник­новение последовательностей, простирающихся от получения стимула до реакции на этот стимул. После сортировки поступающих данных психологическая последователь­ность начинает смещаться от оценки этих данных к пробуждению эмоций и формиро­ванию мотивации, а затем к разработке и осуществлению соответствующей стратегии. Например, при появлении стимула, говорящего о возникновении опасности, приводит­ся в действие «схема опасности», которая начинает обрабатывать информацию. Чело­век использует когнитивную схему, чтобы интерпретировать ситуацию как опасную, затем активизирует эмоциональную схему, испытывая тревогу. Это активизирует мо-тивационную схему, принуждающую человека бежать, что, в свою очередь, активизи­рует инструментальную схему, способствующую мобилизации, которая необходима для бега. Затем человек может использовать контрольную схему, чтобы запретить бег­ство или выбрать направление бега.

Схемы обладают структурными качествами, такими как степень широты, гибкость, относительная «выделенность» положения в когнитивной организации конкретного индивида. Кроме того, в соответствии со степенью энергии, вложенной в схемы в дан­ный момент, схемы могут варьироваться от скрытых до гипервалентных. Гипервалент­ные схемы являются доминирующими и легко приводятся в действие. Психопатология характеризуется не только активацией несоответствующих схем, но и, по всей вероят­ности, вытеснением или торможением, более адаптивных схем.

 

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.