Сделай Сам Свою Работу на 5

Система показателей, характеризующих трудовой потенциал предприятия





Показатель Всего В том числе по категориям
Рабочие Руководители Специалисты Служащие МОП
чел % чел % чел % чел % чел % чел %
1.Среднеспи­сочная чис­лен­ность про­мышлен­но-произ­водственного пер­сонала (ППП)                        
2.Струкутра ППП по полу Мужчины Женщины                        
3.Возрастной состав ППП -до 18 лет -18-25 -26-36 -37-50 -Старше 50                        
4.Расперделе­ние ППП по стажу ра­боты -до 1 года -1-2 -2-5 -5 и более                        
5. Образова­тельный уро­вень ППП -Неполное среднее -Общее сред­нее -Незакончен­ное высшее -Высшее                        
6.Квалифи­каци-он­ный состав работ­ни­ков (разряд по еди­ной та­рифной сетке) 1,2,3 и т.д.                        

3. Определение структуры персонала. Персонал предприятияподразделяется на следующие категории: руководители, специалисты, служащие, рабочие, младший обслуживающий персонал. Соотношение различных категорий работников в их общей численности характеризует



структуру персонала предприятия. Система показателей, характеризующих трудовой потенциал предприятия представлен в табл.4, которая в зависимости от особенностей предприятия и целевых задач может быть дополнена или, наоборот, упрощена.

С целью оценки трудового потенциала предприятия необходимо определить следующие показатели.

1. Коэффициент занятости персонала в аппарате управления Кз, характеризующий долю работников аппарата управления Чау в общей численности промышленно-производственного персонала Чппр, рассчитывается по формуле 13:

Кз= (13)

Норматив - 0,04 – 0,07.

2. Показатель уровня квалификации работников Пкр рассчитывается по формуле 14:

Пкр= (14)

Чау – численность работников аппарата управления с необходимым базовым образованием. Норма Пкр = 1.



Данный анализ позволяет сделать оценку кадровой политики на предприятии – эффективная или неэффективная. Если дипломная работа выполняется по теме, связанной с совершенствованием управления трудовыми ресурсами, оплатой труда, то необходимо дать более развернутый факторный анализ использования трудовых ресурсов, производительности труда и эффективности действующих форм и систем заработной платы в динамике за ряд лет, а в 3-й главе разработать предложения по совершенствованию данной проблемы.

В заключении данного параграфа должно быть отмечено, удовлетворяет или не удовлетворяет (с указанием причины) существующая организационная структура управления деятельности данного объекта. Если нет, то в 3-й главе в качестве мероприятий по совершенствованию эффективности деятельности предприятия разрабатывается и предлагается реорганизационная структура управления, которая должна соответствовать целям управления.

Совершенствование структур управления может идти по трем основным направлениям:

1. совершенствование механистических структур за счет внутренних сокращений или изменений, которые осуществляются путем объединения, разделения, переподчинения, ликвидации звеньев, сокращения числа уровней управления;

2. создание комплексной структуры через включение органических структур (венчуров, инновационных отделов, блока развития и т.д.) в существующую механистическую. Это направление является основным условием обеспечения эффективности структур управления в переходный период;

3. замена структур механистического типа на адаптивные. Этот радикальный путь реорганизации структур требует не только наличие сильного лидера с командой единомышленников, но и сильной организационной культуры.



С целью определения оценки эффективности предлагаемой системы управления необходимо сделать сравнительный анализ существующей и предлагаемой организационных структур. Результаты проведенного анализа представить в табл. 6.

Таблица 6.

Характеристика организационной структуры предприятия (сравнение существующего и предлагаемого варианта структур)

№ п/п Наименование должностей руководителей (директор и его заместители) Количество непосредственно подчиненных им подразделений Наименование должностей руководителей (директор и его заместители) Количество непосредственно подчиненных им подразделений и работников
  Существующий вариант структуры Предлагаемый вариант структуры
       
       
       
       
       
Всего        
           

Для предлагаемой (реорганизационной) структуры управления необходимо рассчитать основные показатели ее эффективности и сравнить их с существующим вариантом.

Коэффициент рациональности структуры Кр.с. (норматив – 0,02 – 0,25) рассчитывается по формулам 15 и 16:

К р.с.=1 (15)

К р.с.=1 (16)

- Аф и Ан – количество подразделений в аппарате управления фактически и по предлагаемой структуре;

- Чауф и Чаун – численность работников аппарата управления фактически и по предлагаемой структуре.

В качестве критериев эффективности могут быть приняты – срок окупаемости затрат, размеры прироста доходов, минимум текущих затрат, максимум прибыли, минимизация издержек на выпуск продукции за счет затрат на рабочую силу и др.

При сокращении аппарата управления экономия денежных затрат в аппарате управления Эу (т.р) рассчитывается по формуле17 :

Эу = (Чауф – Чаун) Зср (17)

Зср – среднегодовая заработная плата одного работника аппарата управления.

Затраты на разработку и внедрение мероприятий Зау рассчитывается по формуле18 :

Зау = Чау Зср + Зэ (18)

Зэ – эксплуатационные расходы средств механизации, оргтехники и ЭВМ на разработку и внедрение мероприятий.

Экономия от внедрения проектируемой организационной структуры управления Э рассчитывается по формуле19 :

Э = Эу + Эпр – Зау (19)

Эпр – экономический эффект в сфере производства.

Срок окупаемости затрат на разработку и внедрение мероприятий Ток рассчитывается по формуле20:

Ток =(20)

Во втором параграфе второй главы дипломант проводит экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, основные этапы которого включают:

· анализ основных результатов деятельности (финансовые результаты);

· анализ финансового состояния.

При этом, основное внимание следует уделить анализу тех показателей, которые характеризуют Вашу тему дипломной работы.

Основными целями анализа являются:

· Оценка динамики основных показателей во времени и во взаимосвязи между собой;

· Определение факторов, оказавших влияние на деятельность предприятия;

· Определение причин отклонений фактических результатов от запланированных;

· Разработка конкретных предложений по устранению влияния отрицательных факторов и усилению использования благоприятных в будущем периоде.

Анализ основных результатов деятельности предприятия включает изучение их в стоимостной (денежной) форме, а также в натуральной, если это необходимо.

Набор анализируемых показателей определяется хозяйственным механизмом и действующим законодательством, которое закрепляет правила и нормы финансовых отношений предприятий и государства (налоги, нормативы, правила отчисления и т.п.).

Принципиальная схема формирования и анализа основных групп показателей в системе комплексного экономического анализа (КЭА) представлена на рис.12.

На рис.13 приведена общая схема содержания комплексного экономического анализа (КЭА) хозяйственной деятельности предприятия.

 

 

 


 

 


 

                           
   
   
 
     
       
       
 
       
 
 
 
 
 
 

 


Рис.12. Принципиальная схема формирования экономических показателей хозяйственной деятельности

 

 

 

 


Рис. 13. Общая схема содержания комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия

 

В методике анализа используется шесть основных приемов:

Ø горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

Ø вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

Ø трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ;

Ø анализ относительных показателей – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей;

Ø сравнительный анализ – это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, подразделений, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными;

Ø факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью различных приемов исследования.

Информационной базой для проведения финансово-экономического анализа являются показатели баланса. Отчетность формируется по регистрам бухгалтерского учета по установлен­ным формам:

¨ форма № 1 «Бухгалтерский баланс». В нем фиксируется стоимость (денежное выражение) остатков внеоборотных и оборотных активов капитала, фондов, прибыли, креди­тов и займов, кредиторской задолженности и прочих пас­сивов. Баланс содержит обобщенную информацию о со­стоянии хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пас­сив. Эта информация представляется «На начало года» и «На конец года», что и дает возможность анализа, сопос­тавления показателей, выявления их роста или снижения. Несмотря на это, нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движе­нии хозяйственных средств и их источников.

¨ форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Форма № 2 содержит сведения о текущих финансовых ре­зультатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показаны величины бухгалтерской (балансовой) прибыли или убытка и слагаемые этого показателя.

¨ форма № 3 «Отчет о движении капитала». Форма № 3 «Отчет о движении капитала» показывает струк­туру собственного капитала предприятия, представленную в ди­намике.

¨ форма № 4 «Отчет о движении денежных средств». Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» отражает остатки денежных средств на начало года и конец отчетного пе­риода и потоки денежных средств (поступления и расходование) в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

¨ форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровыва­ются в Приложении к балансу (форма № 5).

В табл.7. приведена информационная база для расчета финансово-экономических показателей деятельности предприятия.

Основные финансово-экономические показатели предприятия за определенный период (желательно за 2-3 последних года) должны быть приведены в табл.8.

Справочный материал к табл. 8

· Акционерный капитал – капитал акционерного общества, размер которого определяется его Уставом. Это сумма средств учредителей для обеспечения основной деятельности. Способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия. На государственных предприятиях это стоимость имущества, закрепленного государством за предприятием на правах полного хозяйственного ведения. На акционерных предприятиях – номинальная стоимость акций; для ООО – сумма долей собственников; для арендного предприятия - сумма вкладов его работников. Уставный капитал формируется в процессе первоначального инвестирования средств. Вклады учредителей в Уставный капитал могут в виде денежных средств, имущественной форме, и нематериальных

активов. Величина Уставного капитала объявляется при регистрации предприятия, и при корректировке его величины требуется перерегистрация учредительных документов. В бухучете величина собственного капитала исчисляется, как разность между стоимостью всего имущества по балансу (или активами), включая суммы, невостребованные с различных должников предприятия, и всеми обязательствами предприятия в данный момент времени.

Таблица 7

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.