Сделай Сам Свою Работу на 5

I. Согласование подлежащего и сказуемого.

- При подлежащем, выраженном именем существительным в собирательном значении (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с существительным во множественном числе и Родительном падеже, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных, в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неживой природы.

- При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое обычно ставится в единственном числе.

- При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе.

- При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т.п.), среди которых имеется ведущее слово или слова в Именительном падеже, сказуемое согласуется с этим словом или словами. Например, «Герой нашего времени» написан М.Ю.Лермонтовым; «Отцы и дети» написаны И.С.Тургеневым сказать нельзя, так как следует добавить родовое наименование; следует говорить так: Роман «Отцы и дети» написал И.С.Тургеневым.

- При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или обозначает конкретный предмет. Например, вагон-кафе расположен (а не расположено) между шестым и седьмым вагонами; кафе-столовая отремонтирована.

- При существительных мужского рода, называющих профессию, должность, звание, но обозначающих женщину, сказуемое в книжных стилях чаще ставится в форме мужского рода, а в разговорном – чаще в женском роде: Ректор университета регулярно выступал(а) перед сотрудниками.

- Согласование с такими существительными определений в женском роде (Наша референт…) носит разговорный характер.

- При подлежащем, выраженным сочетанием нарицательного и собственного имени, сказуемое согласуется с последним: Референт Иванова помогла составить директору отчет.

- При подлежащем, выраженном неизменной частью речи (наречием, союзом, частицей, междометием), сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени – среднего рода: «Э-э-э» часто слышится в ответах интервьюируемых. «Зачем» звучалочаще всего в его вопросах.



- При вопросительных, отрицательных и неопределенных местоимениях типа кто (никто, некто) сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода, даже если речь идет о многих лицах или лице женского пола: Кто из них (женщин) первым поднял вопрос о равноправии? Некто в черной шляпе заглянул в кабинет.

При местоимении типа что (ничто, нечто) сказуемое в прошедшем временит ставится в форме единственного числа среднего рода, даже если речь идет о многих предметах или названии определенного рода (мужского или женского): «Что случилось? – Что-то (чашка или блюдце) упало с полки.

- Если подлежащее выражено собирательным существительным типа детвора, старье, обозначающим множество лиц или предметов как одно целое, сказуемое употребляется в единственном числе. В платяном шкафу висело и валялось старье.

- При переходных глаголах, которые употреблены с отрицанием не, прямое дополнение может выражаться не только винительным падежом, но и родительным. В винительном падеже чаще употребляются существительные, обозначающие конкретные предметы (не вскрывайте письмо, не читайте телеграмму), а в родительном - существительные, обозначающие отвлеченные понятия (не обращайте внимания, не бойтесь угроз).

Однако в некоторых случаях употребляется только тот или другой падеж. Так, родительный падеж используется в случае: 1) если отрицание не уси- ливается при помощи отрицательных местоимений типа никакой, никто, ничто (При решении этого вопроса председательствующий не выдвинул никаких аргументов); 2) если в роли сказуемого выступает глагол с частицей не, сочетающийся с отвлеченным существительным: Собрание не приняло предложения председательствующего.

Только винительный падеж употребляется, если отрицание не стоит перед личной формой глагола, потом следует инфинитив и затем прямое дополнение: Собрание не могло принять такое решение.

II. Трудные случаи именного и глагольного управления.

1. Варианты форм управления в русском языке есть при переходных глаголах.

Возможен выбор падежа (родительного или винительного) прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием. Не читал письма (-о). Винительный падеж предпочтительнее в следующих случаях:

- если дополнением является имя собственное;

- при инверсии дополнения, т.е. когда дополнение стоит перед глаголом;

- при двойном отрицании;

- при повелительной форме глагола.

При предложном управлении трудности вызывает выбор падежа, а также выбор предлога при управляемом слове.

Предлоги «благодаря», «вопреки», «согласно» управляют дательным падежом (благодаря врачам).

Предлог «по» в значении «после» управляет предложным падежом (по приезде из командировки).

2. Нанизывание падежей, т.е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление падежей затрудняет понимание (книга племянницы мужа учительницы сына моего соседа). Для исправления этой ошибки нужно заменить некоторые из этих падежных форм на придаточные предложения, причастные обороты, отглагольные сущ., на инфинитив и т.д. Нужно также избегать одинаковых падежных форм с одинаковыми предлогами.

3. При переходных глаголах, которые употреблены с отрицанием не, прямое дополнение может выражаться не только винительным падежом, но и родительным. В винительном падеже чаще употребляются существительные, обозначающие конкретные предметы (не вскрывайте письмо, не читайте телеграмму), а в родительном - существительные, обозначающие отвлеченные понятия (не обращайте внимания, не бойтесь угроз).

Однако в некоторых случаях употребляется только тот или другой падеж. Так, родительный падеж используется в случае: 1) если отрицание не уси- ливается при помощи отрицательных местоимений типа никакой, никто, ничто (При решении этого вопроса председательствующий не выдвинул никаких аргументов); 2) если в роли сказуемого выступает глагол с частицей не, сочетающийся с отвлеченным существительным: Собрание не приняло предложения председательствующего.

Только винительный падеж употребляется, если отрицание не стоит перед личной формой глагола, потом следует инфинитив и затем прямое дополнение: Собрание не могло принять такое решение.

4. Употребление деепричастных оборотов.

- Действие, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом, относится к подлежащему (Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню). Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом (предметом).

- Деепричастие может быть использовано в безличном предложении, если в нем есть инфинитив (садясь за стол, нужно вымыть руки).

- Некоторые глаголы не образуют деепричастия с суффиксом –а(-я) в настоящем времени: писать, бежать, беречь, мочь, вязать, петь и др.

Ошибки, возникающие при употреблении деепричастий и деепричастных оборотов:

1. Действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (или предметам). (Накурившись, между солдатами завязался разговор).

2. Употребление деепричастия в безличном предложении, где есть логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом, и нет инфинитива. (Слушая эту музыку, мне представляется картина урагана).

3. Употребление деепричастия в предложении, представляющим собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия не совпадает пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием. (Убежав из дома, мальчик был найден родителями).

Задания для самоконтроля.

1. Выберите правильный вариант.

1. Группа студентов-первокурсников (а) занимается, б) занимаются) в спортзале. 2. Собака Кинг (а) пропала, б) пропал) два дня назад. 3. (а) Прошло, б) прошли) четыре дня, обусловленные контрактом. 4. Администрация завода, особенно замдиректора и главный инженер, много времени ( а) уделяет, б) уделяют) решению социальных проблем. 5. ( а) Построено, б) построены) три новых дома для переселенцев. 6. Абсолютное большинство хорошо (а) подготовлены, б) подготовлено) к сдаче экзамена. 7. Двое других свидетелей (а) подписало, б) подписали) протокол. 8. В Москву (а) было свезено, б) были свезены) девяносто тысяч пудов колокольной меди.

 

Задание 2.

Выберите правильный вариант. Проанализируйте употребление деепричастий.

1. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. 2. Зайдя в машинное отделение, меня обдало жаром. 3. Подъехав к терминалу, состав разгрузят за короткое время. 4. Читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки. 5. Подведя итоги прений, была отмечена общность взглядов докладчика и участников совещания. 6. Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза. 7. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель ни одного свободного дня. 8. Уезжая из родного города, мне стало грустно. 9. Пользуясь этими средствами защиты, ваши руки останутся невредимыми. 10. Выступая на судебном разбирательстве в качестве свидетеля, у меня даже руки начали дрожать.

 

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. Москва 1988.

2. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. Москва, 2002.

3. Максимов В.И. Русский язык. Москва, 2001.

4. Федосюк М.Ю. и др. Русский язык. Учебное пособие для студентов-неофилологов. Москва, 2001.

5. Водина Н.С. и др. Справочник-практикум. Культура устной и письменной речи делового человека. Москва, 2001.

6. Розенталь Д.Э. Русский язык. Пособие для поступающих в ВУЗы (любоЦгиздание).

7. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. Москва, 2002.

8. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Москва, 2001.

9. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. Москва, 1992.

10. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Москва, 1984.

11. Солганик Н.Я. Стилистика текста. Москва, 1997.

12. Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловые качества. Деловой стиль речи. Москва, 1997.

13. Скворцев Л.И. Экология слова, или Поговорим о русской речи. Москва, 1998.

14. Культура русской речи и эффективность общения, Граудина Л.К., Ширяев Е.Н., М: Наука, 1996.

15. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как выраба­тывать уверенность в себе, выступая публично. Карнеги Д. [Б М.] Дело, 1988.

16. Очередные вопросы культуры речи. Ожегов С. И. Основы риторики. Вельц Р.Я., Дорожкина Т.Н., Рузина Е.Г., Яков­лева Е.А.

17. Основы культуры речи. М., Головин Б.Н., 1988. Искусства речи. М., Сопер П., 1992.

18. Грамматика общения. Л., Третьяков В. П., Стрижанская Ю. С., 1990.

19. Речь человека в общении. М., Ушаков Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А., 1989.

20. Культура устной и письменной речи делового человека., Водина Н. С., Клюев В. С., Топильская Н. Ф. Русский язык и культура речи, Максимов В. И.

21. Введенская Л.А., М.Н. Черкасова. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2003 г.

22. Граудина Л.К. и др. Мы сохраним тебя, русская речь! Москва, 1995 г.

23. Введенская Л.А. и др. Русское слово. Москва, 1983 г.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.