Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности устной и письменной речи.

Культура речи

5. Нормы языка

 

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова слово речь разъясняется так:

- «Способность говорить, говорение». / Владеть речью/

- Разновидность, стиль языка./ Стихотворная речь. Устная речь./

- Звучащий язык./ Русская речь музыкальна./

- Разговор, беседа. /Умные речи принято и слушать/

- Публичное выступление./Выступить с речью. Поздравительные речи/

А в лингвистике речь – это процесс пользования языком – системой знаков и символов. То есть речь является реализацией языка.

Речь – это конкретное говорение, протекающее во времени, облеченное в звуковую и письменную форму. Есть и внутренняя речь, речь, направленная на самого говорящего.

Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речь – это использование языка в коммуникативных целях.

(Что такое речевая деятельность, речевая коммуникация, речевое общение, речевой акт, речевое поведение?)

-Какие признаки характеризуют речь? (стр.6 Д.Розенталь «Русский язык» Путешествие в страну слов).

Язык и речь связаны: язык творит речь и сам творится в речи)

 

Речь отличается от языка.

Отличия состоят в следующем:

А) речь конкретна, неповторима, актуальна; развертывается во времени. /некоторые ораторы (М.Горбачев) говорили часами/;

Б) речь активна, линейна (последовательна), динамична, подвижна;

В) речь отражает опыт говорящего человека, вариативна, может быть спонтанна;

Г) в речи иногда используются слова, отсутствующие в языке.

Например:

- У нас ежемесячно раскупается в «менялках» 1,8 – 2 млрд. долларов.

- А.Б. Пугачева записала в паспорт так: по мужу – Филиппинка.

 

Формы речи.

Выделяют устную и письменную формы речи, диалогическую и монологическую речь. Это зависит от того, что общение между людьми происходит в разных формах.

По количеству активных участников акта коммуникации речь может быть предоставлена в виде монолога (т.е. развернутого высказывания одного лица) или диалога (разговора двух или нескольких лиц). Это 2 основные формы речи.



Монологическая речь существует в виде устного и письменного текста.

(Письменная форма речи позволяет с помощью знаков передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять во времени.)

1. Устная речь – это звучащая речь.

2. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше, чем письменная.

3. Материальной формой устной речи являются звуковые волны. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи.

4. В устной речи большую роль играют местологического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь передает все богатство человеческих чувств, переживаний, настроений.

5. Устная речь бывает необратимой, поступательной. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще раз. Поэтому говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно (мысли вперед бегут).

6. Устная речь бывает подготовленной и неподготовленной (доклад, лекция – разговор, беседа).

7. В устной речи используются эмоционально- и экспрессивно -окрашенная лексика, сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.

1) Письменная речь исторически вторична по отношению к устной.

Письмо прошло длительный путь исторического развития от зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звуко- буквенного типа.

2) Материальной формой письменной речи являются буквы.

3) Основная функция письменной речи – это фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени.

Телефон уменьшает роль письма, факс, система, интернет активизируют письменную форму речи.

4) Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению информации (без грамоты).

5) Письменная речь имеет следующие особенности: письменная речь использует книжный язык, порядок слов закрепленный , инверсия не типична.

Письменной речи свойственны сложные синтетические конструкции, причастные и деепричастные обороты, вставные конструкции.

 

Функционально-смысловые типы речи.

Описание- это словесное изображение какого-либо явления путем перечисления его характерных признаков.

Повествование- это рассказ о событиях, передающих последовательность различных событий, действий, явлений(газетные статьи носят повествовательный характер).

Рассуждение- это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Оно приводит к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире.

Орфоэпическая минутка.

Затруднение вызывает постановка ударения у ряда глаголов в форме прошедшего времени.

Различать нежно глаголы трех групп:

1.Глаголы с ударением на основе во всех формах:

бить – бил – била – били

брить, дуть, класть, шить, пасть, красть

2. Глаголы с ударением на основе, кроме формы ж.р., в котором оно переходит на окончание:

брать – брал – брало – брали – брала

быть, взять, внять, гнать, дать, жить, звать, лить, пить, плыть, рвать, снять, спать.

3.Глаголы с ударением на приставках во всех формах прошлого времени, кроме ж.р., в котором оно переходит на окончание:

дожить – дожил, дожило, дожили – дожила.

допить, задать, замереть, занять, нажить, начать, поднять, прибыль, придать, принять, продать, прожить, убить, умереть.

 

Орфографическая минутка.

Диоптрия, диктант, дисплей, догмат, заём, иначе, колледж(в Англии и США), колледж(Франция), осведомить(осведомленный),пресса (не рэ!), претендент, прецедент, штемпель(тэ), экспорт.

Тема 1.3. Функциональные стили русского языка.

Специфика и жанры каждого стиля.

План:

Сущность понятий «стиль», «функциональные стили».

2. Функциональные стили русского литературного языка:

а) разговорный;

б) научный;

в) официально – деловой;

г) публицистический;

Д) художественный.

Сравните тексты. Чем они отличаются?

1. Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод – ягода, опыляется при помощи насекомых. Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко расположен в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока, Листья и цветки применяются в медицине, как сердечное средство, ядовит, разводится как декоративный, получаемое из цветков эфирное масло применяется в парфюмерии.

2. В лесу под зелеными сводами деревьев разлит чудный аромат. Это цветет белый душистый колокольчик – ландыш. Пойдемте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеются такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы – это всё ландыш!

В первом описании нет ни авторской оценки описываемого предмета, ни отношения автора к излагаемому. Язык описания строг и точен. Употребляются термины, речь, предельно сжатая, выполняет узкую функцию: точно, лаконично и последовательно даст сведения о ландыше.

Во втором отрывке большое количество художественных определений, которые делают описание ярким, поэтическим. Предложения более распространены, есть восклицательные. Повествование эмоциональное.

Условия языкового общения бывают различны, употребление языка не может быть одинаковым. В разных случаях выбираются разные языковые единицы.

«Так создаются, - писал Григорий Осипович Винокур (1896-1947 – профессор стилистики),- понятия разных стилей языка- языка правильного и неправильного, торжественного и делового, официального и формального, поэтического и обиходного и т.д. Все такого рода «языки» представляют собой нечто иное, как разные манеры пользования языком».

Наука, изучающая употребление языка, потому и называется стилистикой, что имеет дело с конкретными разновидностями языкового употребления, со стилями.

Слово «стиль» многозначно. В самом широком смысле «стиль» понимается как совокупность характерных признаков, особенностей, свойственных чему- либо, отличающих что-либо.

Стиль работы, стиль руководства- особенности деятельности; стиль плавания, стиль бега на лыжах- особенности способа исполнения; он поступил в своём стиле, она одевается в стиле «ретро»- имеется в виду манера вести себя, одеваться.

В более узком смысле «стиль» означает направление в искусстве (классический стиль, модернизм, авангард)

Есть и очень специальное значение- способ летоисчисления (старый стиль, новый стиль)

Однако более всего и теснее всего понятие стиля связано со словесностью. Само слово стиль (греческое) в древности означало заостренную с одного конца и закругленную с другого – палочку, стержень из дерева, кости или металла. Острым концом писали на покрытых воском дощечках, закругленным разравнивали, чтобы исправить ошибку или писать снова. «Почаще поворачивай стиль!»- этот совет означал: чаще исправляй написанное, добивайся правильности, ясности, краткости, выразительности изложения. Вполне естественно, что со временем стали говорить: «у него плохой стиль», «У него многословный стиль»,имея в виду не орудие письма , а качество написанного, особенности словесного выражения. В дальнейшем палочка для письма и вовсе вышла из обихода, а словом «стиль» в словесности стали обозначать манеру пользоваться языком, разновидность употребления языка. Такое понимание стиля носит самый общий характер и нуждается в уточнениях.

Во-первых, стиль- категория историческая. На протяжении истории русского языка условия образования стилей, их количество и взаимоотношения менялись. Например, высокий, средний и низкий стили в литературе классицизма определялись жанром произведения и отличались друг от друга «славянскими» и «простыми российскими» элементами. А современные функциональные стили определяются употреблением в различных сферах человеческой деятельности (финансы, экономика, правовые науки и т.д.)

Во-вторых, следует иметь в виду, что понятие стиля приложимо к весьма различным случаям употребления языка. Можно говорить, например, о стилях того или иного литературного направления, о стиле отдельного произведения, об индивидуальном стиле писателя.

Таким образом, стиль - исторически сложившаяся разновидность употребления языка, отличающаяся от других подобных разновидностей особенностями состава и организации языковых единиц.

Функциональный стиль. Функция — по-другому, назначение, цель. Люди пользуются языком в разных целях. В одних ситуациях язык используют для того, чтобы просто обменяться мыслями, впечатлениями, наблюдениями. Вспомним, например, наши беседы с друзьями, родными, членами семьи, нашу переписку с ними. В этих и подобных им ситуациях функция языка — общение. В других ситуациях язык выполняет другие функции: сообщение и воздействие. Стили, которые выделяются в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека, называют функциональными.

Функциональные стили — это, прежде всего разговорный и книжные, а книжные включают в себя научный, официально-деловой, публицистический, и особо стоит стиль художественной литературы.

Для каждого функционального стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, фразеологизмы, словосочетания, типы и виды предложений. Причём принадлежность этих средств к тому или другому стилю осознаётся при сопоставлении их с нейтральными средствами (от лат. neutralis — не принадлежащий ни тому, ни другому роду, средний), т.е. общеупотребительными. Именно эти средства, являющиеся межстилевыми, создают единство литературного языка.

Функциональный стиль языка - это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку, словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка. Представим в виде таблицы сферы общения и обслуживающие их стили литературного языка.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.