|
Особенности воображения младших школьников с нарушением интеллекта.
Специальных исследований, посвященных формированию воображения у детей с нарушением интеллекта, не проводилось. Однако показанное выше недоразвитие и анормальность созревания первичных познавательных процессов восприятия, мышления, внимания, памяти, недостаточное развитие речи, а также инактивность всех этих процессов, дают возможность предполагать наличие у детей, рассматриваемой категории, специфических особенностей становления элементов воображения.
К таким качественным своеобразием воображения школьников с нарушением интеллекта можно отнести следующие.
1. Нарушение самого механизма воображения. Как уже писалось, в основе функционирования и регуляции воображения лежит образование, объединение, перегруппировка и воспроизведение образов предметов и явлений окружающего мира. А такие особенности аналитико-синтетической деятельности детей, как недоступность самостоятельных обобщений, проблематичность группировки по новому признаку и другие, затрудняют или даже, в некоторых случаях, делают невозможным создание новых целостных образов. Кроме того, создание новых образов должно опираться на уже имеющиеся, сохранённые в памяти человека, чему препятствует такое свойство памяти детей с нарушением интеллекта, как непрочность сохранения.
2. Запаздывание формирования воображения. Становление воображения, как познавательного процесса, происходит параллельно с развитием наглядно - действенного мышления, опирающегося на непосредственное восприятие объектов окружающего мира и решение задач путём реальных, физических преобразований с ними. Трудности выполнения этих преобразований проявляются уже в период раннего детства во время игры и говорят о задержке возникновения воображения.
3. Качественное недоразвитие воображения. Объяснением этой особенности может послужить очевидность взаимосвязи воображения с мышлением и патологическое формирование последнего. Замедленное и аномальное формированием мышления в понятиях, свойственное детям рассматриваемой категории, мешает им отвлечься от конкретного, буквального значения слова и приводит к затруднениям формирования новых образов. Примером может служить недостаточное понимание учащимися метафор, переносного значения слова, символических выражений.
4. Отсутствие творчества. Причинами дефицита творческой деятельности являются конкретность, тугоподвижность, стереотипность и слабость регулирующей роли мышления детей с нарушением интеллекта. Здесь же следует сказать и об инактивности этого процесса – дети, рассматриваемой категории не обнаруживают стремления к творчеству, а довольствуются конкретной учебной задачей.
Речь.
Специфика речи, как высшей психической функции, видна в развитии самой речевой функции. Процесс коммуникации человека не сводится к процессу передачи кодированного сообщения от одного индивида к другому. В отличие от других биологических видов, только человек оперирует информацией, носящей надситуативный характер и непосредственно не связанной с текущим моментом. Бесспорно, что в ряде случаев человеческая речь ситуативна, однако контекст речевого высказывания в этот момент часто значительно шире и охватывает такие стороны реальности, которые могут не восприниматься субъектом непосредственно. Переход в процессе эволюции от сигнальной функции к сигнификативной отличил коммуникации животных от речи людей и выделил её особую человеческую форму психической активности.
Являясь, средством познания окружающей действительности, речь взаимосвязана со всеми когнитивными процессами.
Психические состояния.
Другим, сложным, многокомпонентным, многоуровневым и труднодоступным для изучения, явлением, включённым в структуру психики, будет психическое состояние. В науке нет однозначного определения этого понятия, так же отсутствует общепринятое мнение об определении, структуре и функции, механизме и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний.
Психические состояния влияют на протекание психических процессов и, повторяясь, приобретая устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического психического свойства.
Таким образом, психическое состояние – это самостоятельное проявление психики, не являющееся ни психическим процессом, ни психическим свойством.
Психическое состояние – это процесс, целиком захватывающий человека на какой- то промежуток времени и сопровождающийся внешними признаками, психологического, физиологического и поведенческого содержания, проявляющийся чаще всего в эмоциях. Здесь эмоции рассматриваются, как субъективные реакции человека, выражающего своё отношение к процессу реализации актуальной потребности. Актуальная потребность инициирует то или иное психическое состояние. В зависимости от возможности либо невозможности удовлетворения этой потребности, возникают такие психические состояния, как радость, воодушевление, восторг либо фрустрация, агрессия, раздражение. В качестве основных психических состояний выделяют так же бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности и другие.
Особенности психических состояний младших школьников с нарушением интеллекта.
В раннем дошкольном возрасте исследователями выделяется 4 группы психических состояний: эмоциональные, деятельностные, интеллектуальные и волевые. За период с трёх до десяти лет, уже отмечается 6 групп психических состояний. В этом возрастном диапазоне появляются мотивационные состояния и состояния общения. Это связано с развитием потребности в общении и появлением новообразований в мотивационной сфере.
Характерное для детей с нарушением интеллекта отсутствие интереса к окружающему миру, к содержанию и выполнению новых видов деятельности, к установлению и сохранению положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и так далее не обеспечивают должную актуализацию большего числа состояний.
Незначительны у детей с нарушением интеллекта и количественные изменения в соотношении групп типичных психических состояний, задерживается и формируется на дефектной основе, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, осознание собственных психических состояний.
Эмоции, как проявление психических состояний, у детей с нарушением интеллекта недостаточно дифференцированы, что проявляется в примитивности их переживаний и в отсутствии тонких оттенков переживаний.
Следующей особенностью психических состояний детей, рассматриваемой категории, будет поверхность и непрочность эмоций. «Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и в играх, следуют за другими детьми»[9].
Неадекватность и непропорциональность по своей динамике эмоций детей с нарушением интеллекта видны в их поверхностных реакциях на объективно тяжёлые жизненные ситуации, в резких переменах настроения либо, наоборот, в чрезмерных и долгих переживаниях по незначительному поводу.
И, наконец, ещё одной особенностью эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта стало позднее и затруднённое формирование у них высших чувств: ответственности, совести, товарищества и тому подобных. Вообще, ограниченность диапазона переживаний раскрывается через присутствие у детей с нарушением интеллекта лишь крайних, полярных чувств.
Психические свойства.
Каждому человеку присущи физические и психические свойства. К физическим свойствам относят рост, вес, мускульную силу, объем легких и тому подобное. Более сложным образованием являются психические свойства, проявляющиеся только косвенно — в поведении, в поступках человека, в его отношении к вещам и людям.
Психические свойства – это устойчивые и постоянные свойства индивидуального способа отражения действительности и регуляции поведения, присущие данному конкретному человеку, формирующиеся постепенно в результате его отражательной и практической деятельности.
Формирование психических свойств человека связано с образованием и протеканием его психических процессов и состояний.
Ранее уже говорилось о возможности включения в структуру психических свойств личности повторяющихся и устойчивых психических состояний. Так же долговременная и глобальная социальная установка может привести к формированию долговременной мотивационно - характерологической личностной черты.
Психические свойства классифицируют в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Так, выделяют свойства познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. К познавательным или когнитивным психическим свойствам относят такие, как наблюдательность, гибкость ума; к волевым – решительность, настойчивость; к эмоциональным – чуткость, нежность, страстность, аффективность.
Все психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым относят жизненную позицию личности, темперамент, способности и характер.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|