Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности памяти младших школьников с нарушением интеллекта.

Специфичность процессов запоминания, сохранения и воспроизведения у детей с нарушением интеллекта обусловливается, прежде всего, свойствами их нервных процессов: слабостью замыкательной функции коры головного мозга, ослаблением активного внутреннего торможения и, как следствие, недостаточной концентрированностью очагов возбуждения, быстрым угасанием приобретённых условных связей. Кроме того, тесная взаимосвязь памяти с другими психическими процессами и неполноценность их формирования так же обеспечивают возникновение некоторых особенностей этой формы отражения действительности.

С. Я. Рубинштейн выделяет некоторые недостатки памяти у детей с нарушением интеллекта.

1. Замедленность запоминания и быстрота забывания.

Запоминание – это мнемнический процесс, посредством которого происходит отбор поступающей информации путём включения её в уже существующую систему ассоциативных связей и с целью последующего воспроизведения этой информации.

Забывание – это мнемнический процесс, заключающийся в прерывании доступа к запомненному ранее материалу и, в следствие этого, невозможность воспроизвести или узнать то, что было усвоено.

Физиологическими причинами нарушений процессов запоминания и объяснением процесса забывания является замедленное формирование условных рефлексов и их непрочность.

По мнению С. Я. Рубинштейн, замедленность запоминания и быстрота забывания проявляются, прежде всего, в том, «что программу четырёх классов массовой школы умственно отсталые дети усваивают за 7 – 8 лет обучения»[22]. Это объясняется тем, что даже многократные, систематические повторения запоминаемого материала, трактующиеся в психологии как «воспроизведение усвоенных знаний и действий с целью облегчения их запоминания»[16], малопродуктивны для детей рассматриваемой категории.

2. Непрочность сохранения или эпизодическая забывчивость.

Непрочность сохранения является причиной поверхностного усвоения ребёнком жизненного опыта и знаний.



Эпизодическая забывчивость может проявляться в невозможности учащегося ответить на вопрос, воспроизвести содержание только что прочно усвоенного материала, однако, в способности вспомнить забытое спустя некоторое время.

Физиологической основой этих особенностей может являться не только угасание условных связей, но и лишь временное торможение корковой деятельности.

3. Неточность воспроизведения.

Воспроизведение – это мнемнический процесс, выражающийся в актуализации ранее сформированного психического содержания: мыслей, образов, чувств, движений и характеризующийся избирательностью, обусловленной потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями.

Неточности воспроизведения проявляются в пропусках, заменах, искажениях, привнесениях, повторах и низком уровне избирательности у детей с нарушением интеллекта.

Физиологическим началом этих недостатков является опять же быстрое угасание приобретённых условных связей.

Здесь же следует сказать о слабой целенаправленности процесса воспроизведения, которая отражается в неумение ребёнка «направить ход своих ассоциаций в нужном направлении для того, чтобы натолкнуться на нужное представление»[22]. Это явление нужно отличать от эпизодической забывчивости, описанной выше, наступающей вследствие охранительного торможения.

4. Неразвитость опосредованного запоминания.

Опосредованное запоминание связано с отбором, классификацией и переработкой запоминаемого материала.

«Опосредованное запоминание осмысленного материала – это высший уровень запоминания»[22] и малодоступный детям с нарушением интеллекта.

Л. В. Занков в своих исследованиях показал, что дети младшего школьного возраста с нарушением интеллекта не могут использовать осмысленное запоминание, что проявляется в худшем запоминании логически связанного материала по сравнению с отдельными числами или словами.

Это объясняется тесной взаимосвязью процессов памяти и мышления. Несформированность мыслительных операций: трудности выделения существенного, невозможность связать между собой отдельные элементы и отбросить случайные, возникновение побочных ассоциаций, всё это приводит к плохому пониманию материала и, следовательно, вызывает трудности его запоминания. «Умение запоминать – это умение осмыслить усваиваемый материал, то есть отобрать в нём основные элементы и самостоятельно установить связи между ними, включить их в какую- то систему знаний или представлений»[22].

 

Воображение.

В философском понимании, воображение рассматривается, как всеобщее свойство сознания, выполняющее функцию порождения и структурирования образов мира. В психологии воображение понимается как отдельный психический процесс.

Воображение – это когнитивный процесс, свойственный человеку и заключающийся в построении, то есть в образовании, удержании и воспроизведении, новых целостных образов предметов или явлений окружающего мира в отсутствии самих предметов или явлений.

Построение новых, воображаемых образов возможно благодаря аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга: в ходе анализа предметов или явлений выделяются их отдельные части и признаки, а затем синтезируются в новые комбинации.

Таким образом, физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из временных нервных связей, путём их актуализации, распада, перегруппировки и объединения в новые системы. К сожалению, механизмы воображения до сих пор остаются недостаточно изученными.

Различают произвольное и непроизвольное воображение. Произвольное воображение проявляется при осознанном решении научных, технических и художественных задач. Непроизвольное воображение отражается в изменённых состояниях сознания, сновидениях и медитативных образах. Воображение может быть репродуктивным, воссоздающим действительность такой, какая она есть, и продуктивным (творческим), которое, в свою очередь, предполагает относительную либо абсолютную новизну образов. По виду образов различают конкретное и абстрактное воображение. Существуют и другие классификации воображения.

Велика значимость этого когнитивного процесса в познании окружающей действительности. Благодаря воображению человек способен творить, планировать свою деятельность и управляет ею. Результатами воображения и творчества людей является почти вся человеческая материальная и духовная культура. Важность воображения видно и в том, что, будучи способом овладения человеком возможного будущего, воображение придаёт его деятельности целеполагающий и проектный характер.

Взаимосвязь воображения с другими психическими процессами достаточно очевидна. Оперирование воображением в случаях невозможности, затруднительности или нецелесообразности использования практических действий, то есть ориентирование в ситуации и решение задачи без непосредственного использования реальных операций с объектом, позволяет увидеть теснейшую связь воображения с наглядно - образным мышлением. М. М. Нодельман указывал на связь воображения не только с мышлением, но и с речью: «в случаях отсутствия или запоздалого аномального развития речи, страдает не только процесс формирования мышления, но и воображения»[10]. Является верным и взаимодействие воображения с памятью. Образы, воссозданные воображением, основываются на представления памяти, подвергающиеся изменениям. Воображение – это построение образов, которые не воспринимались в прошлом, но всё- таки связаны с реально существующими объектами окружающего мира. Даже самые фантастические продукты воображения всегда опираются на элементы действительности.

О. М. Дьяченко продемонстрировала единство законов развития воображения и других психических процессов: так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное.

В период окончания раннего детства происходит начало развития детского воображения, которое проявляется в способности у ребёнка замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. В первую половину дошкольного возраста у детей преобладает механическое воспроизведение впечатлений в виде образов, полученных в результате непосредственного восприятия действительности. В этих образах обычно воспроизводится то, что оказалось значимым, особенно интересным, вызвало эмоциональные реакции, и в них пока нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. В старшем дошкольном возрасте, наряду с появлением произвольного запоминания, воображение соединяется с мышлением и включается в процесс планирования действий, механическое воображение творчески преобразуется. К концу дошкольного периода детства воображение ребёнка уже может быть представлено в виде произвольного порождения некоторой идеи и в форме возникновения воображаемого плана реализации этой идеи. Основной тенденцией развития воображения в младшем школьном возрасте является совершенствование воображения за счёт всё более правильного и полного отражения действительности.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.