Информационные технологии в управлении
Система дистанционного обучения
А.С. Гринберг
А.С. Бондаренко
Информационные технологии в управлении
Курс лекций
Минск 2002
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. Основы информационных технологиЙ управления 9
Лекция 1. Введение в информационные технологии управления......... 9
Основные понятия об управлении...................................................... 9
Основные понятия теории управления............................................. 15
Понятие о системах управления. Роль информации в управлении. Виды систем управления..................................................................................... 15
Объект автоматического управления............................................ 18
Принципы автоматического управления...................................... 23
Функциональная схема системы автоматического управления... 25
Классификация систем управления............................................... 28
Задачи теории управления............................................................ 31
Основные термины и их определение в области информационных технологий 32
Общие термины.............................................................................. 32
Основные виды технологических процессов, составляющих информационную технологию..................................................................................... 33
Основные средства информационной технологии....................... 35
Основные свойства информационной технологии....................... 35
Базовые информационные технологии управления......................... 37
Контрольные вопросы по теме № 1:................................................. 38
ТЕМА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ.. 40
Лекция 2. Информационные технологии в профессиональной деятельности руководителя......................................................................................... 40
Знания и умения руководителя, необходимые для использования информационных технологий в управлении.................................................................. 42
Знания и умения руководителя как пользователя компьютерных систем 45
Знания и умения руководителя как заказчика информационных технологий управления......................................................................................... 57
Системные проблемные ситуации и их разрешение........................ 61
Информационные технологии в управлении. Требования к менеджеру 72
Контрольные вопросы по теме № 2:................................................. 88
ТЕМА 3. СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ 89
Лекция 3. Создание и развитие информационных технологий систем управления 89
Основные требования к информационным технологиям систем управления 90
Назначение автоматизированных систем...................................... 91
Состав и структура автоматизированных систем......................... 92
Принципы создания автоматизированных систем....................... 94
Основные требования и тенденции развития компонентов систем управления...................................................................... 96
Отношение стоимость/производительность в системах управления 96
Надежность и отказоустойчивость систем управления................ 97
Масштабируемость систем управления........................................ 98
Совместимость и мобильность программного обеспечения систем управления.......................................................................... 99
Аппаратные и программные средства систем управления, ориентированные на руководителя.................................................................................... 101
Автоматизированные рабочие места и рабочие станции в системах управления.................................................................... 102
Кластерные архитектуры в системах управления...................... 105
Технологии клиент/сервер в системах управления.................... 110
Корпоративные технологии управления и тенденции их развития 114
Информационные технологии управления на базе Lotus Notes 116
Основные требования к ИТ интегрированных автоматизированных систем управления....................................................................................... 119
Общие требования к ИАСУ......................................................... 122
Организационная совместимость частей ИАСУ......................... 128
Информационная совместимость частей ИАСУ......................... 128
Программная совместимость частей ИАСУ............................... 129
Требования к совместимости частей ИАСУ................................ 129
Требования к технико-экономическим условиям создания ИАСУ 131
Требования к компонентам ИАСУ.............................................. 134
Контрольные вопросы по теме № 3:............................................... 136
Тема 4. НАДЕЖНОСТЬ управления с применением информационных технологий....................................................................................... 138
Лекция 4. Базовые сведения о надежности информационных технологий управления....................................................................... 138
Надежность как ключевой фактор развития и применения информационных технологий в управлении................................................................ 139
Надежность автоматизированных систем управления................... 146
Основные понятия надежности.................................................... 146
Показатели надежности АСУ...................................................... 150
Создание надежной АСУ............................................................. 154
Общий порядок оценки надежности АСУ.................................. 155
Обеспечение надежности разрабатываемой (модернизируемой) АСУ 158
Системная надежность компьютерных технологий управления... 159
Информационные технологии создания надежных систем управления 168
Методология структурного анализа и проектирования............ 168
Сущность методологии SADT..................................................... 170
Использование методологии IDEF при проектировании и анализе бизнес - процессов..................................................................................... 171
Определение системы и модели при проектировании бизнес - процессов 172
Методологии IDEF....................................................................... 173
Элементы методологии IDEF0.................................................... 173
Методология IDEF и анализ стоимостных характеристик........ 175
Методология IDEF и анализ стоимостных характеристик........ 176
Методология IDEF и анализ рабочих потоков (Workflow)....... 176
Примеры использования надежных технологий управления.... 179
Программное обеспечение как надежная система технологий управления 190
Надежность программ. Разные подходы.................................... 194
Технологии повышения безошибочности программ................. 197
Технологии, применяемые при подготовке программы............ 198
Технологии отладка программ................................................... 201
Технологии повышения помехоустойчивости программ.......... 205
Повторение выполнения.............................................................. 206
Технологии защиты от проникновения помехи.......................... 208
Технологии фильтрации.............................................................. 208
Контрольные вопросы по теме № 4:............................................... 211
ТЕМА 5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ В УПРАВЛЕНИИ 212
Лекция 5. Технологии защиты информационного пространства управления 212
Значение информационных ресурсов............................................. 212
Значение защиты.......................................................................... 214
Аспекты защиты информационных ресурсов............................. 214
Анализ схем защиты.................................................................... 215
Носители информации..................................................................... 215
Виды носителей информации...................................................... 216
Защита носителей и её отличие от защиты информации............ 218
Подделка документов...................................................................... 219
Современная система удостоверяющих документов и её недостатки 219
Бесперспективность защиты носителей....................................... 221
Перспективы эволюции удостоверяющих документов.............. 222
Практика выявления поддельных документов........................... 223
Основы криптографии..................................................................... 225
Принципы криптографии............................................................ 226
Исторический экскурс.................................................................. 227
Типы шифров............................................................................... 229
Шифры с секретным ключом................................................... 229
Шифры с открытым ключом................................................... 230
Алгоритм RSA.......................................................................... 231
Шифрование с открытым ключом........................................... 232
Цифровая подпись.................................................................... 233
Хэш-функции............................................................................ 233
Криптография - оружие........................................................... 235
DES и ГОСТ 28147-89; RSA и СТБ 1176.2-99 (Р 34.10-2002) 239
Сертификация и стандартизация криптосистем...................... 240
Использование криптографии......................................................... 240
Простейшие практические технологии защиты информации........ 241
Правила обращения с секретной информацией и ключами....... 241
Как работать с паролями............................................................. 242
Шифрованные архивы................................................................. 243
Шифрование в Word и Excel........................................................ 244
Шифрованные диски (каталоги).................................................. 244
Меры организационного характера........................................... 244
Обязательные............................................................................ 244
Желательные............................................................................. 245
Дополнительные....................................................................... 246
Комплексные меры по защите информации................................... 246
Принцип “слабейшего звена”...................................................... 246
Экономическая целесообразность защиты................................. 247
Категоризация информации........................................................ 248
Комплекс мер защиты.................................................................. 248
Постановка задач..................................................................... 248
Физическая защита................................................................... 250
Электромагнитная защита....................................................... 250
Человеческий фактор................................................................ 251
Активная защита...................................................................... 251
Преодоление защиты информации................................................. 252
Экономическая целесообразность преодоления защиты........... 252
Наиболее распространённые «дыры» в защите......................... 252
Использование априорной информации при криптоанализе.... 253
Контрольные вопросы по теме № 5:............................................... 254
ТЕМА 6. ТЕХНОЛОГИИ ПРАВОВЫХ ПРОЦЕССОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ УПРАВЛЕНИЯ........................................................ 255
Лекция 6. Основы правых информационных технологий в управлении 255
Введение в правовую информатику................................................ 255
Ретроаспекты правовых информационных систем........................ 256
Технологии современной правовой информатики......................... 259
Перспективы и направления развития правовой информатики.... 264
Хранение и обработка правовой информации........................... 266
Поисковые возможности правовых информационных систем.. 267
Сервисные возможности правовых информационных систем... 268
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь 270
Статус........................................................................................... 270
История создания......................................................................... 270
Основные задачи.......................................................................... 271
Основные функции....................................................................... 271
Распространение правовой информации.................................... 273
Региональные центры правовой информации............................ 274
Межгосударственный обмен правовой информацией................ 274
Научно-исследовательская работа.............................................. 275
Перспективы развития................................................................. 275
Эталонный банк данных правовой информации........................... 276
Информационное наполнение эталонного банка данных правовой информации....................................................................................................... 276
Общие сведения............................................................................ 277
Принципы работы........................................................................ 278
Контрольные вопросы к теме №6 :................................................. 279
ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ....................................................................................... 281
Лекция 7. Интеграция информационных технологий в системе государственного управления........................................................................................... 281
Введение в информационные технологии государственного управления 282
Электронное правительство............................................................ 295
Основы формирования “Электронного правительства”............ 298
Государственные службы в информационную эпоху............ 298
Три перспективы автоматизации государственных служб.... 299
Особенности “электронного правительства”.......................... 301
Система государственных служб............................................. 302
Продукты Microsoft для государственного сектора............... 302
Microsoft.NET для государственного сектора........................ 303
Инфраструктура автоматизации государственных служб (Electronic Government Framework, EGF)...................................................................... 304
Концепция “Электронного правительства”................................ 305
Внедрение концепции “электронного правительства”............ 305
Важен только один капитал - интеллектуальный................... 309
Гуманизация труда: от конвейера к мануфактуре третьего тысячелетия 312
Аристократия большинства - новая конфигурация общества 314
Прозрачность деятельности субъектов экономических отношений для общества......................................................... 315
Информация и знания - основной объект управления........... 316
Сетевая структура - путь к глобализации бизнеса................. 318
Думай глобально - действуй локально.................................... 321
Экономика, управляемая потребителем.................................. 323
Рост интереса к концепции “электронного правительства”....... 325
Использование информационных технологий для повышения гибкости государственных служб............................................................... 329
Организация единого “электронного правительства”................ 331
Аналитический обзор взаимодействия органов государственной власти и общества в Республике Беларусь................................................................. 333
Информационное обеспечение государственной кадровой политики Республики Беларусь.................................................................................... 333
Цели и задачи информационного обеспечения государственной кадровой политики................................................................................... 335
Основные направления и механизмы реализации информационного обеспечения государственной кадровой политики...................................... 337
Информационно-маркетинговая сеть Телеинтернет Республики Беларусь................................................................................................... 341
Пример системы управления Министерства обороны Республики Беларусь................................................................................................... 343
Информационные технологии в предпринимательской деятельности 348
Цели и задачи информатизации предпринимательской деятельности 348
Информационно-маркетинговые ресурсы предпринимательской деятельности....................................................................................................... 352
Информационно-маркетинговая республиканская сеть поддержки предпринимательства ТЕЛЕИНТЕРНЕТ.................................... 364
Принципы построения сети ТЕЛЕИНТЕРНЕТ....................... 364
Технико-экономические характеристики системы ТЕЛЕИНТЕРНЕТ 365
Функциональные возможности системы ТЕЛЕИНТЕРНЕТ.. 368
Межгосударственная система информационного и консультативного обеспечения субъектов малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ (МГИС ПП)................................................................................... 369
Электронная торговля..................................................................... 372
Экономика и проблемы развития электронной торговли в Республике Беларусь....................................................................................................... 376
Республика Беларусь и цифровая экономика............................. 380
Что дает развитие электронной коммерции государству и обществу? 384
Роль государства в развитии электронной торговли................. 387
Первоочередные задачи по развитию электронной торговли... 389
Контрольные вопросы по теме № 6:............................................... 393
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ 395
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................... 417
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|