Английский просветительский роман и драматургия
Задание
Писатель, чье творчество считается вершиной английской драматургии XVIII века, - ... .
Правильные варианты ответа: ШЕРИДАН
Задание
Крупнейшая пьеса Шеридана - « ... »
Правильные варианты ответа: ШКОЛА ЗЛОСЛОВИЯ
Задание
Герои комедии Шеридана «Школа злословия»
£ пастор Йорик
£ Чарлз Сэрфес
£ сэр Питер Тизл
£ Блайфил
£ леди Снируэлл
Задание
Жанр пьесы Шеридана «Школа злословия» - ... .
Правильные варианты ответа: КОМЕДИЯ
Задание
Основными чертами комедии Шеридана «Школа злословия» можно назвать
£ следование правилу «трех единств»
£ пятичастная структура произведения
£ сдвоенный сюжет
£ принцип маски
£ принцип говорящих имен
Задание
Герои романа Г. Филдинга «История Тома Джонса, найденыша»
£ пастор Йорик
£ сэр Олверти
£ Софья Вестерн
£ леди Снируэлл
£ Блайфил
Задание
Основные черты романа Г. Филдинга «История Тома Джонса, найденыша»
£ символическая образность
£ эпическая широта
£ жизнерадостность, юмор
£ отсутствие сюжетной линии
£ сосредоточенность на внутреннем мире героя
£ связь с социально-нравственными проблемами современности
£ приключенческая канва повествования
Задание
Последовательность путешествий Гулливера, героя романа Дж. Свифта
1:путешествие в страну лошадей
2:путешествие в Лилипутию
3:путешествие на Летающий остров
4:путешествие в страну Великанов
Задание
«Удивительные приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо относится к жанру роман-…
Правильные варианты ответа: ПУТЕШЕСТВИЕ
Задание
Назовите фамилию автора произведения, отрывок из которого приведен ниже:
«Итак, вняв голосу рассудка, я начинал мириться со своим положением. Прежде я поминутно смотрел на море в надежде, не покажется ли где-нибудь корабль; теперь я уже покончил с напрасными надеждами и все свои помыслы направил на то, чтобы по возможности облегчить свое существование.
Я уже описал свое жилище. Это была палатка, разбитая на склоне горы и обнесенная частоколом. Но теперь мою ограду можно было назвать скорее стеной, потому что вплотную к ней с наружной ее стороны, я вывел земляную насыпь фута в два толщиной. А спустя некоторое время <…> я поставил на насыпи жерди, прислонив их к откосу, а сверху сделал настилку из веток и больших листьев. Таким образом, мой дворик оказался под крышей, и я мог не бояться дождей, которые, как я уже говорил, в известное время года лили на моем острове непрерывно». [перевод М. Шишмаревой и З. Журавлевой]
Фамилия автора: ДЕФО
Задание
Назовите фамилию автора произведения, отрывок из которого приведен ниже:
«Первый ученый, которого я посетил, был тощий человек с закопченным лицом и руками, с длинными всклокоченными волосами и бородой. Его платье, рубаха и кожа были такого же цвета. Восемь лет он разрабатывал проект извлечения солнечных лучей из огурцов; добытые таким образом лучи он собирался заключить в герметически закупоренные склянки, чтобы затем пользоваться ими для согревания воздуха в случае холодного и дождливого лета. Он не сомневался, что еще через восемь лет будет иметь возможность продавать солнечные лучи для губернаторских садов по умеренной цене; но он жаловался, что запасы его невелики, и просил меня дать ему что-нибудь в качестве поощрения его изобретательности, тем более, что в этом году огурцы очень дороги». [перевод А.Франковского]
Фамилия автора: СВИФТ
Литература английского сентиментализма
Задание
Фамилия автора «Сентиментального путешествия» - ... .
Правильный вариант ответа: СТЕРН
Задание
Жанр «Сентиментального путешествия» Стерна - ... .
Правильный вариант ответа: РОМАН
Задание
Особенности творчества Стерна
£ сложная повествовательная структура
£ объект изображения – внутренний мир героя
£ изображение обобщенно-социальных типов
£ внимание к мельчайшим деталям
£ в центре внимания – любовный конфликт
Задание
Особенности книги Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена»
£ значимость авторской иронии
£ однолинейность повествовательной структуры
£ фрагментарность повествования
£ акцентирование внимания на внешних событиях
£ многочисленные отступления
Задание
Особенности «Сентиментального путешествия» Стерна
£ акцент на внутренней жизни героя
£ характер героя схематичен
£ стройная, законченная композиция
£ нарушение хронологии событий
£ сатирическое осмеяние действительности
Задание
Жанр «Жизни и мнений Тристрама Шенди, джентльмена» Стерна - ... .
Правильный вариант ответа: РОМАН
Задание
Лоренс Стерн считается родоначальником литературного течения 2 половины XVIII века под названием …
Правильный вариант ответа: СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Задание
Фамилия автора «Элегии, написанной на сельском кладбище» - ... .
Правильный вариант ответа: ГРЕЙ
Задание
Литературное направление, к которому принадлежит творчество Голдсмита, Т.Грея, Э.Юнга, - ... .
Правильный варианты ответа: СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
09. Французская просветительская литература
Задание
Основные цели искусства, по мнению Руссо
£ показывать силу разума
£ изображать дисгармоничность мира
£ служить государственным интересам
£ трогать человеческие сердца
£ проповедовать христианство
£ воспитывать чувствительность
Задание
Особенности романа Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»
£ тема социального неравенства
£ хаотичность композиции
£ эпистолярная форма
£ натуралистический характер изображения
£ значимость пейзажей
Задание
Основные идеи романа Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»
£ критика общественного неравенства
£ пропаганда «естественной нравственности»
£ полная зависимость человека от обстоятельств
£ противопоставление природы и цивилизации
£ необходимость государственного служения
Задание
Произведения Руссо
£ Посторонний
£ Жак-фаталист
£ Юлия, или Новая Элоиза
£ Женитьба Фигаро
£ Исповедь
Задание
Герои «Юлии, или Новой Элоизы»
£ Сен-Пре
£ Вальжан
£ Ловлас
£ Вольмар
£ Линар
Задание
Жанр пьесы Бомарше «Женитьбы Фигаро» - ... .
Правильные варианты ответа: КОМЕДИЯ
Задание
Автор пьесы «Севильский цирюльник» - ... .
Правильные варианты ответа: БОМАРШЕ:
Задание
Особенности «Женитьба Фигаро» Бомарше
£ резкая контрастность
£ приемы комедии интриги
£ отсутствие социальных мотивов
£ монолог слуги об обществе в V акте
£ сатирические осмеяние общества
£ типизация характеров
Задание
Герои «Женитьбы Фигаро» Бомарше
£ Марселина
£ Оргон
£ Керубино
£ Скапен
£ Базиль
£ Эраст
Задание
«Женитьба Фигаро» Бомарше - комедия
£ играющей природы
£ интриги
£ дель арте
£ плаща и шпаги
£ классицизма
£ Просвещения
Задание
Герои философской повести «Кандид, или Оптимизм»
£ Сен-Пре
£ Панглос
£ Дорина
£ Гулливер
£ Кунигунда
£ Мартэн
Задание
Назовите фамилию автора произведения, отрывок из которого приведен ниже:
«Я знаю также, - сказал Кандид, - что надо возделывать свой сад.
- Вы правы, - сказал Панглос, - когда человек был помещен в сад Эдем, то это было его Us operator eune (от лат. - в его обычае трудиться), чтобы и он работал; это доказывает, что человек родился не для покоя.
- Будем работать без рассуждений, - сказал Мартэн, - это единственное средство сделать жизнь сносною.
Все маленько общество прониклось этим добрым намерением; каждый начал изощрять свои способности. Маленький участок земли приносил много. Кунигунда, правда была очень некрасива, но она превосходно пекла пироги; Пакета вышивала; старуха заботилась о белье. Даже брат Жирофле пригодился: он сделался очень хорошим столяром и даже честным человеком…» [перевод Ф. Сологуба]
Фамилия автора: ВОЛЬТЕР
Задание
Назовите фамилию автора и название произведения, отрывок из которого приведен ниже: «Меня волочили. Когда я очутилась внизу лестницы, мои ступни были окровавлены, а голени покрыты синяками, я была в таком состоянии, что могла бы тронуть каменные души. Тем не менее открыли громадным ключом дверь маленького темного подземелья, куда меня бросили на циновку, полусгнившую от сырости. Там я нашла кусок черного хлеба, кувшин с водой и кое-какую необходимую посуду грубой работы, подвернутый конец циновки заменял подушку; на каменной глыбе стоял череп и деревянное распятие. Первой моей мыслью было покончить с собой: я хваталась руками за горло, раздирала одежду зубами, испускала страшные крики, выла, как дикий зверь, колотилась головой об стены, я была вся в крови, я старалась убить себя, пока не выбилась из сил, что не заставило себя ждать. Трое суток пробыло я там; я думала, что меня заключили туда на всю жизнь. Каждое утро какая-нибудь из моих мучительниц приходила и говорила мне:
- Подчинитесь нашей настоятельнице и вы выйдите отсюда» [перевод Н. Соболевского]
Правильный вариант ответа:
фамилия автора – ДИДРО
название произведения – МОНАХИНЯ
Задание
Какое из указанных произведений не принадлежит Д. Дидро
£ Простодушный
£ Жак-фаталист
£ Монахиня
£ Племянник Рамо
Задание
Особенности «Монахини» Д. Дидро
£ обличение религиозного фанатизма, мракобесия
£ мягкий юмор
£ эмоциональность, взволнованность повествования
£ отсутствие сюжета
£ повествование от третьего лица
£ углубленный самоанализ
Задание
Соответствие между произведениями и их героинями
Дидро. Племянник Рамо
| Фигаро
| Бомарше. Севильский цирюльник
| Лотта
| Вольтер. Простодушный
| Вольмар
| Руссо. Юлия, или Новая Элоиза
| Мадмуазель де Сент-Ив
|
| Рамо
| 10. Немецкая просветительская литература
Задание
Автором трактата «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» является …
Правильный вариант ответа: ЛЕССИНГ
Задание
Жанр «Страданий юного Вертера» Гете – ... .
Правильный вариант ответа: РОМАН
Задание
Особенности «Страданий юного Вертера» Гете
£ конфликт между земным и небесным миром
£ критика общества
£ акцент на внутреннем мире героя
£ схематизация характеров
£ эпистолярная форма
Задание
Книги, которые читал Вертер в «Страданиях юного Вертера» Гете
£ «Кандид» Вольтера
£ «Одиссея» Гомера
£ «Женитьба Фигаро» Бомарше
£ «Разбойники» Руссо
£ «Эмилия Галотти» Лессинга
Задание
Назовите фамилию автора произведения, отрывок из которого приведен ниже:
«Да, Лота, к чему скрывать? Один из нас троих должен уйти, и уйду я! О любимая, мое растерзанное сердце не раз язвила жестокая мысль… убить твоего мужа! Тебя!.. Себя!.. Да будет так! Когда ясным летним вечером ты взойдешь на гору, вспомни обо мне, о том, как часто поднимался я вверх по долине, а потом взгляни на кладбище, на мою могилку, где вечер в лучах заката колышет высокую траву… Я был спокоен, когда начал писать, а теперь все так живо встает передо мной, и я плачу, точно дитя…» [перевод Н. Касаткиной]
Фамилия автора: ГЕТЕ
Задание
«Веймарский классицизм» - период творчества писателей
£ Вольтер
£ Гете
£ Шиллер
£ Руссо
£ Лессинг
£ Гофман
Задание
Герои «Фауста» Гете
£ Вагнер
£ Вертер
£ Маргарита
£ Карл Моор
£ Фердинанд
Задание
Соответствие между произведениями и их героинями
Гете. Фауст
| Амалия
| Гете Страдания юного Вертера
| Лотта
| Шиллер. Разбойники
| Маргарита
|
| Луиза
|
| Вероника
|
Задание
Кого из ниже приведенных немецких писателей эпохи Просвещения можно отнести к движению «Буря и натиск»?
£ Лессинг
£ Шиллер
£ Клингер
£ Руссо
£ Филдинг
£ Гете
£ Гердер
£ Клопшток
Задание
Последовательность сцен «Фауста» Гете
1:Пролог
2:Пролог на небе
3:спор Мефистофеля с ангелами о душе Фауста
4:договор Фауста и Мефистофеля
Задание
Последовательность событий в «Фаусте» Гете
1:Договор Фауста и Мефистофеля
2:Фауст толкует евангелие
3:отказ Маргариты бежать с Фаустом
4:Вальпургиева ночь
Задание
Особенности второй части «Фауста»
£ конфликт между разумом и чувством
£ аллегоричность и символизм
£ соблюдение «правила трех единств»
£ усиление фантастического элемента
£ присутствие мифологических образов
£ главенствующая роль любовного конфликта
Задание
Жанр «Лесного царя» И.-В.Гете ... .
Правильный вариант ответа: БАЛЛАДА
Задание
Особенности первой части «Фауста» Гете
£ стилистическое многоголосье
£ схематизация характеров
£ усиленная аллегоричность
£ неоднозначность характеров
£ критика современной науки
Задание
Позднее творчество Гете и Шиллера называют периодом « ... классицизма»
Правильные варианты ответа: ВЕЙМАРСКОГО
Задание
К какому жанру можно отнести фрагмент стихотворения, приведенного ниже? Назовите автора.
У рыцарей и дам при дерзости такой
От страха сердце помутилось; а витязь молодой,
Как будто ничего с ним не случилось, спокойно всходит на балкон;
Его приветствуют красавицыны взгляды…
Но, холодно приняв привет ее очей,
В лицо перчатку ей
Он бросил и сказал: «Не требую награды». [перевод В. А. Жуковского]
Жанр: БАЛЛАДА
Фамилия автора: ШИЛЛЕР
Задание
Кого из писателей эпохи Просвещения, приведенных ниже, называли «немецким Шекспиром»?
£ Гете
£ Клопшток
£ Шубарт
£ Гердер
£ Шиллер
Задание
Какие из представленных произведений принадлежат перу Ф. Шиллера?
£ «Письма об эстетическом воспитании человека»
£ «Кубок»
£ «Лесной царь»
£ «Король-олень»
£ «Вильгельм Телль»
£ «Разбойники»
£ «Эмилия Галотти»
£ «Фауст»
Задание
Соответствие между произведениями и их героями
Гете. Фауст
| Карл
| Гете Страдания юного Вертера
| Эмилия
| Шиллер. Разбойники
| Лотта
| Шиллер. Коварство и любовь
| Леди Мильфорд
|
| Мефистофель
|
Задание
Назовите фамилию автора и название произведения, отрывок из которого приведен ниже: «Существуют, конечно, некие общепринятые понятия, придуманные людьми, чтобы поддерживать пульс миропорядка. Честное имя - право же, ценная монета: можно неплохо поживиться, умело пуская ее в оборот. Совесть - о, это отличное пугало, чтобы отгонять воробьев от вишневых деревьев, или, вернее, ловко составленный вексель, который выпутает из беды и банкрота. Что говорить, весьма похвальные понятия! Дураков они держат в решпекте, чернь под каблуком, а умникам развязывают руки. Шутки в сторону, забавные понятия!» [перевод Н. Ман]
Правильный вариант ответа:
фамилия автора – ШИЛЛЕР
название произведения – РАЗБОЙНИКИ
Задание
Назовите фамилию автора и название произведения, отрывок из которого приведен ниже: « По рукам!
Едва я миг отдельный возвеличу,
Вскричав: «Мгновение, повремени!» -
Все кончено, и я твоя добыча,
И мне спасенья нет из западни.
Тогда вступает в силу наша сделка,
Тогда ты волен, - я закабален.
Тогда пусть станет часовая стрелка,
По мне раздастся похоронный звон». [перевод Б. Пастернака]
Правильный вариант ответа:
фамилия автора – ГЕТЕ
название произведения – ФАУСТ
1 половина XIX в. (РОМАНТИЗМ)
Вопросы к экзамену
1. Романтизм как ведущее литературное направление конца XVIII – начала XIX века. Генезис романтизма. Этапы развития.
2. Поэзия в системе романтических жанров.
3. Периодизация немецкого романтизма.
4. Своеобразие мировосприятия и поэтики Э.Т.А. Гофмана. Двоемирие и принципы его воплощения в произведениях Гофмана: «Щелкунчик», «Золотой горшок», «Крошка Цахес» и другие (по выбору студента).
5. Двоемирие и принципы его воплощения в произведениях Гофмана.
6. Миры Э.Т.А. Гофмана: реальность и фантастика в новелле «Золотой горшок».
7. Своеобразие композиции повести Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес». Движение от ослепления к «прозрению». Принцип «музыкального каприччио».
8. Музыкант и филистер в «Житейских воззрениях кота Мурра» Э.Т.А. Гофмана.
9. Периодизация английского романтизма. Место Байрона в европейском романтизме. Жизненный путь. Личность и мироощущение. Эстетические установки.
10. Ранняя лирика Байрона. Сборники «Часы досуга», «Еврейские мелодии». Основные темы и мотивы данного периода (на примере анализа 2-3 произведений по выбору студентов).
11. Поэма Дж.Г. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». Проблема жанра. Творческая история.
12. Проблема самоотчуждения героя и его преодоление в поэме Дж.Г. Байрона. «Паломничество Чайльд Гарольда».
13. Вальтер Скотт как основатель жанра «исторического романа» (на примере анализа романа «Айвенго»).
14. Композиция романа «Айвенго» и концепция истории. Герой и народ в романе В. Скотта «Айвенго».
15. Периодизация французского романтизма.
16. Полицентричность и полифония как особенность романа-эпопеи В. Гюго «Отверженные».
17. Французский исторический роман в эпоху романтизма. «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго. «Философия архитектуры» в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».
18. Поэзия В. Гюго. Сборники стихов «Возмездие», «Грозный год». Основные темы и мотивы творчества писателя данного периода (на примере анализа 2-3 стихов).
19. Эволюция эстетических взглядов Ж. Санд. «Индиана», «Консуэлло».
20. Историко-литературные условия становления романтизма в Америке. Периодизация и характеристика его этапов. Трансцендентализм как феномен американской культуры, его суть и влияние на литературный процесс в США первой половины XIX века. Проблема литературы Севера и Юга.
21. Ранний американский романтизм. Пенталогия Дж.Ф. Купера. Натти Бампа как «детище» природы и цивилизации, его трактовка с позиции романтической образности. Преломление традиции авантюрно-приключенческого романа.
22. Реалистические картины Юга в романе Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Аболиционистская тематика. Романтические тенденции в изображении Тома.
23. Э.А. По как мастер «короткого рассказа». Новеллы «Красная Смерть», «Золотой жук», «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже».
24. Поэтика смерти в новеллах Э.А. По. «Аморальность» его эстетических принципов. Споры вокруг творчества и места в американской литературе Э.А. По (на примере анализа 2-3 произведений по выбору студентов).
Кон. XIX– нач. XX вв.(1871-1918)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
1. Особенности духовного климата и основные литературные направления в Западной Европе и США конца XIX – начала XX в. Ницше, Спенсер, Бергсон - комментарий к их текстам.
2. Пути развития натурализма, реализма и декаданса. Проблема взаимодействия. Анализ одного из произведений.
3. Общая характеристика французской литературы конца XIX – начала XX в. Символизм во Франции и творчество Верлена
4. Кризисные явления и оригинальные черты поэтики Рембо. Анализ стихотворных текстов.
5. Бельгийская литература. Метерлинк и его «Синяя птица» в гимназии и школе. Символика .
6. Натурализм во французской литерату ре.Комментарий к одному из произведений Э.Золя.
7. Творческий путь Э. Золя. Противоречия между теорией и практикой Золя: проблематика и стиль «Ругон-Маккаров». Элементы импрессионизма.
8. Натурализм и реализм в «Жерминале» Э. Золя.
9. А. Франс. Творческий путь. Интеллектуальные романы и «Остров пингвинов».
10. Социально-философский и изобразительный планы повествования в рассказе А.Франса «Кренкебиль».
11. Творческий путь Г. де Мопассана. «Жизнь» как образец социально-психологического романа.
12. Сатира на всеобщую продажность в романе Мопассана «Милый друг». Новелла «Мой дядя Жюль» в гимназическом изучении.
13. Творчество Р. Роллана. «Кола Брюньон», «Жан Кристоф».
14. Особенности литературного развития в немецкоязычных странах. Г. Гауптман. Символизм в «Колоколе». Особенности драматургии.
15. Томас Манн – мастер философской прозы. Тема заката семьи в «Будденброках».
16. Т. Манн как новеллист. «Маленький господин Фридеман». «Тонио Крегер» и «Марио и волшебник» в гимназическом изучении.
17. Творческая эволюция Г. Манна. Сатирический психологизм. «Верноподданный» и его образна система.
18. Национальное своеобразие литературы скандинавских стран. Норвежская литература и символизм К. Гамсуна. Андерсен в школе.
19. Творческий путь Г. Ибсена. Проблема романтизма и антиромантизма в «Пер Гюнте». «Бранд».
20. Социально-психологическая драм Г.Ибсена «Кукольный дом» - специфика новаторства.
21. Литературная жизнь в Англии в конце XIX – начале XX в. Неоромантизм и прерафаэлиты.
22. Э.Л. Войнич и Р.Л. Стивенсон в школьном изучении.
23. Эстетизм О.Уальда.
24. Литература действия и творчество Р.Киплинга.
25. Творчество Б. Шоу. Эволюция драматургического метода. «Неприятные пьесы» как пьесы-дискуссии.
26. Анализ драмы Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
27. Творческий путь Д. Голсуорси. «Сага о Форсайтах». Анализ романа «Собственник».
28. Научно-фантастические романы Г. Уэллса. Уэллс в школе.
29. Своеобразие литературы США конца XIX – начала XX в. Трансцеденталисты и литература. «Нежный реализм» и «разгребатели грязи». О. Генри.
30. Своеобразие творческого метода Т. Драйзера.
31. Творческий путь М. Твена. М. Твен как новеллист.
32. Американский фольклор и М. Твен.
33. «Приключения Тома Сойера» и «Принц и нищий» М.Твена: образная система.
34. Специфика художественного метода «Приключений Гекльберри Финна» М. Твена.
35. Творческий путь Д. Лондона. Романтизм и антиромантизм «Северных рассказов».
36. Анализ романа Д.Лондона «Мартин Иден».
1 пол. XX в. (1918 – 1945)
ВОПРОСЫ ДЛЯ самоконтроля ( ЗАЧЕТА)
1. Последствия первой мировой войны и революции XX века в развитии зарубежной литературы. З. Фрейд и его влияние на Р. Роллана, У. Фолкнера и Ф.Кафку.
2. Судьба и особенности развития реализма в зарубежной литературе межвоенного времени: национальная специфика творчества Р.Олдингтона, Т.Драйзера, Б.Брехта.
3. Модернистские течения как следствие общего кризиса европейского развития. Д. Джойс, Ф. Кафка и М. Пруст.
4. Пути развития и основные направления во французской литературе после первой мировой войны. Дадаисты и сюрреалисты. Манифесты Т. Тцара и А. Бретона.
5. Марсель Пруст и цикл романов «В поисках утраченного времени». Стилевые отличия и концепция В. Набокова.
6. Личность, творческий путь, эстетика А. де Сент-Экзюпери и его философские сказки. «Планета людей».
7. «Маленький принц» Экзюпери: тематика и образная система.
8. Идейные и художественные искания Р. Роллана в период работы над романом «Очарованная душа».
9. Художественное своеобразие романа Р. Роллана «Очарованная душа». Эволюция Аннеты, Сильвии, Аси и Марка.
10. А. Барбюс: личность и эстетика. Проблема героя в романе «Огонь».
11. Английская литература 1920-30-х гг. Своеобразие художественного мира А. Кронина и О. Хаксли
12. Литература «потерянного поколения» и романы Р. Олдингтона. Антикиплинговская тема в романе-джазе «Смерть героя».
13. Ральф Фокс и его полемика с З. Фрейдом в книге «Роман и народ».
14. Художественные искания В. Вулф. Литературные эссе.
15.Образная система в романе В. Вулф «На маяк».
16. Английский модернизм и творчество Томаса Элиота. Поэма «Бесплодная земля».
17.Творческий путь Д. Лоуренса. Роман «Любовник леди Чаттерлей».
18. Творческий путь Д. Джойса. Тематика и стилевые особенности романа «Улисс». Анализ одной из глав.
19. «Поток сознания» в романе Д. Джойса «Улисс», Гомеровсие аллюзии и образы Блума и Стивена.
20.Немецкий экспрессионизм. Г.Бенн и И. Бехер.
21. Феномен Франца Кафки: жизнь, личность, эстетика. Новеллы-притчи.
22. Романы Ф. Кафки как лирико-мифологический эпос. Разные концепции творчества Кафки: Набоков, Затонский, Сучков, Каннети.
23. Творчество Г. Гессе. «Степной волк»: образная система и герои.
24. Б. Брехт как крупнейший немецкий драматург XX века. Полемика с экспрессионизмом в раннем творчестве.
25. Теория эпического театра Б. Брехта. Драмы 20-30-х годов.
26. Эффекты отчуждения в пьесе Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети».
27. Творческий путь А. Зегерс. Эволюция опыта. Полифоническая структура романа «Седьмой крест».
28. Американская литература после первой мировой войны (Драйзер, Хемингуэй , Фолкнер, Стейнбек и др.).
29.Национальная специфика американского романа. Эволюция мифологемы американской исключительности в творчестве Ф.Фицджеральда.
30. Творчество Т. Драйзера. Критика мифа открытых возможностей в «Трилогии желания».
31.Роман Т. Драйзера «Американская трагедия». Проблема «индивида без индивидуальности».
32. Жизненный и творческий путь Э. Хемингуэя. Эстетика «айсберга». Сб. рассказов « В наше время»: жанр, проблематика, образная система, герои.
33. Испанская тема в творчестве Э. Хемингуэя («Фиеста», «По ком звонит колокол»).
34. Поэтика подтекста в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Образ актуального времени и ведущие темы.
35. Соотношение романтизма и антиромантизма в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Концепция А. Платонова.
36. Своеобразие художественного мира У. Фолкнера. Тематика и стиль романа «Шум и ярость».
37. Человек и его социализация в романе У. Фолкнера «Свет в августе».
38. Роман У. Фолкнера «Особняк»: проблема преступления и наказания.
39. Творческий путь Ф.С. Фицджеральда. Образ эпохи «великой депрессии» в романе «Ночь нежна».
40. Творчество Д. Стейнбека. «Гроздья гнева» и «Жемчужина»: тема «фаланги».
2 пол. XX – нач. XXI вв. (1945-2013)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
6. Новые особенности историко-литературного процесса на Западе и США после 1945 года. Новое понимание человека и среды в эпоху рынка.
7. Сложные пути развития реализма 1945-2000 гг. Антифашистская и антитоталитарная тема в зарубежной литературе. Творчество Д. Оруэлла (роман «1984»).
8. Постмодернизм в зарубежной литературе после 1945 г., его взаимоотношения с реализмом.
9. Массовая литература в странах Западной Европы и США (И. Флеминг, С. Кинг, И.Уэлш и др.). Роль телевидения и кино в развитии массовой литературы.
10. Своеобразие литературы ФРГ.
11. Творчество В. Борхерта. Драма «За дверью».
12. Творчество Г. Белля-романиста. Время в романе «Бильярд в половине десятого».
13. Новаторство Г. Воман в жанре новеллы. «Все для галереи», «Праздник на лоне природы».
14. Ранняя литература ГДР и ее особенности. Послевоенная проза А. Зегерс.
15. Своеобразие литературы Швейцарии (М. Фриш, Ф. Дюрренматт).
16. Основные тенденции развития литературы Великобритании после 1945 г.
17. Роман Г. Грина «Тихий американец»: политические и философские аспекты произведения.
18. Социальная сатира в романе Г. Грина «Комедианты».
19. «Сердитые» в английской литературе. К. Эмис.
20. Пафос отрицания в пьесе Д. Осборна «Оглянись во гневе».
21. «Рабочий» роман в Англии. А. Силлитоу. С. Чаплин «День Сардины».
22. Философия действия в английской литературе. Творчество Д. Олдриджа. Изучение романа «Последний дюйм» Д. Олдриджа в школе.
23. Литература экзистенциальной ориентации в Великобритании (У. Голдинг).
24. «Черный принц» А. Мердок: философские аспекты произведения.
25. Множественность точек зрения в романе А. Мердок «Черный принц».
26. Сложность послевоенного литературного развития во Франции. Постмодернистские школы.
27. Творческий путь Луи Арагона. Тема сопротивления в лирике Элюара.
28. Экзистенциализм во французской литературе (Ж.-П. Сартр, А.Камю).
29. Противоречия творчества Ж.-П. Сартра (эссе «Экзистенциализм – это гуманизм», роман «Тошнота», новелла «Стена»).
30. Экзистенциальная концепция А. Камю («Миф о Сизифе», «Бунтующий человек», «Чума»).
31. «Посторонний» А. Камю. Асоциальность героев и способы ее выражения.
32. «От нулевого градуса письма к нулевому градусу сознания» (С.И. Великовский о повести А. Камю «Посторонний»).
33. «Новый роман» во Франции. Творчество Н. Саррот, «вещизм» в произведениях Роба-Грийе, мифологизм М. Бютора (обзор).
34. Критика «общества потребления» и новый «субъективизм» во французской литературе (А. Стиль, Ж. Перек, Р. Гари).
35. Литература США после 1945 г. Эпоха маккартизма. Д. Сэлинджер и его роман «Над пропастью во ржи» (проблематика романа).
36. Творчество Р.П. Уоррена. Художественное своеобразие романа «Вся королевская рать».
37. Роман Р.П. Уоррена «Приди в зеленый дол» и традиции У. Фолкнера.p
38. Творчество У. Фолкнера после 1945 г. художественное своеобразие романа «Особняк».
39. «Старик и море» Э. Хемингуэя. Внутренне идейно-смысловое и художественное движение.
40. Творческий путь Э. Хемингуэя после 1945 г. Внутренняя победа в поражении как лейтмотив творчества Хемингуэя.
41. Американская драматургия после 1945 г. (А. Миллер, Т. Уильямс).
42. Социальная фантастика в литературе США (Р. Бредбери, А. Азимов и др.).
43. Проблематика романа К. Воннегута «Завтрак для чемпионов» и художественное своеобразие ее решения.
44. Основные тенденции развития литературы США 1980-2000 гг.
45. Антифашистский роман У. Стайрон «Софи делает выбор».
46. Двоемирие в романе Дж. Гарднера «Осенний свет» («Свет в октябре»).
47. «Новый журнализм» в США и творчество Тома Вулфа («Костры амбиций»).
48. «Костры амбиций» в одноименном романе Т. Вулфа: образная структура.
49. Молодежная субкультура: творчество Д. Коупленда («Поколение Икс») и И. Уэлша («Вечеринка что надо»).
50. Новейшая франкоязычная литература . Экспериментальная проза М.Уэльбэка, А.Нотомб,Ф.Бегбедера, Ж.Арпман и др.
51. Специфика современной английской литературы. Д.Барнс. П.Акройд. А.Байетт. А.де Боттон и др.
52. Немецкоязычная литература ХХ1 в. Творчество Г.Грасса, П. Зюскинда, Б.Вандербеке и др.
53. Современные тенденции развития литературы США. Д.Донливи, С.Сонтаг, Т. Моррисон, Ф. Рот, Э.Доктороу и др.
54. Литература Латинской Америки и Японии. Г.Маркес. Кобо Абэ, Я.Кавабата и др.
Рейтинг-план дисциплины
История зарубежной литературы (античная литература)
Специальность: 050100.62 Педагогическое образование. Русский язык и литература
Курс 1, семестр 1 2012 / 2013 гг.
Количество часов по учебному плану – 78 часа, в т.ч. аудиторная работа – 42, самостоятельная работа – 36.
Преподаватель: Гулынина В.В., ст. преподаватель
Кафедра: русской и зарубежной литературы
Виды учебной деятельности студентов
| Балл за конкретное задание
| Число заданий за семестр
| Баллы
| Минимальный
| Максимальный
| Модуль 1. Греческая литература
| | | Текущий контроль
| | | | | 1. Аудиторная работа
Занятия 1-3
Героический эпос. Гомер
Занятия 4-5. Греческая лирика как род словесного искусства
Занятия 6-7. Греческая трагедия: проблема личности и государства в трагедии Софокла «Антигона».
Занятия 8-9. Древнеаттическая комедия. Аристофан.
|
|
|
|
| 2. Проверка дневников
|
|
|
|
| 3. Проверка конспектов
|
|
|
|
| Рубежный контроль
| | |
|
| 1. Письменная Конт-рольная работа
|
|
|
|
| Модуль 2. Римская литература
| | | Текущий контроль
| | | | | 1. Аудиторная работа
Занятия 10-11. Своеобразие раннего этапа в развитии римской литературы. Тема денег в комедии Плавта «Клад»
Занятия 12-13. Идеал доблести в поэме Вергилия «Энеида»
|
|
|
|
| 2. Проверка дневников
|
|
|
|
| 3. Проверка конспектов
|
|
|
|
| 4. Домашняя конт-рольная работа
|
|
|
|
| Рубежный контроль
| | | | | 1. Тестирование
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
| Поощрительные баллы
| | | 1. Студенческая олим-пиада
|
|
|
|
| 2. Публикация статей
|
|
|
|
| 3. Работа со школьниками (кружок, конкурсы, олимпиады)
| | | |
| Посещаемость (баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов)
| 1. Посещение лекционных занятий
| |
|
| –6
| 2. Посещение практических (семинарских, лабораторных занятий)
| |
|
| –10
| Итоговый контроль
| | | 1. Зачет (дифференциро-ванный зачет)
| | |
|
| 2. Экзамен
| | |
|
|
Рейтинг-план дисциплины
История зарубежной литературы (Средние века и Возрождение)
Специальность: 050100.62 Педагогическое образование. Русский язык и литература
Курс 1, семестр 2 2012 /2013 гг.
Количество часов по учебному плану – 78 часа, в т.ч. аудиторная работа – 42, самостоятельная работа – 36 .
Преподаватель: Гулынина В.В., ст. преподаватель
Кафедра: русской и зарубежной литературы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|