ВОПЛОЩЕНИЕ ПРИНЦИПОВ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДРАМЫ» Г. ИБСЕНА В ПЬЕСЕ
«КУКОЛЬНЫЙ ДОМ». ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДИНАМИКА.
План
1. Особенности постановки проблемы феминизма в драме. Свобода человеческой личности и тема семейных отношений.
2. «Взросление», перерождение Норы как основа развития действия пьесы.
а) «Внешнее» и «сущее» в характере героини. Роль подтекста в раскрытии духовной жизни персонажей. Смысловая и эмоциональная насыщенность диалогов и монологов.
б) Этическое противостояние героев. Соотношение нравственного и социального конфликтов.
в) Катастрофичность развязки. Романтическое и трагическое в финале драмы. Ибсен о роли незавершенных финалов.
г) Символика в пьесе.
3. Волевое начало и внутренняя независимость женщин – героинь ибсеновских драм.
Литература
1. Адмони В.Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. – Л., 1989.
2. Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. – М., 1988. – C. 193-222.
3. Белый А. Кризис сознания и Генрик Ибсен // Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994. – С. 210-238.
4. Владимиров С.Действие в драме. – Л., 1972.
5. Ибсен Г. Библиографический указатель. – М., 1958.
6. История Норвегии. – М., 1980. (Глава «Литература»).
7. Неустроев В.П.Литература скандинавских стран (1870-1970). – М., 1980. – С. 46-65.
8. Неустроев В.П. Литературные очерки и портреты. – М., 1983. – С. 73-159.
9. Неустроев В.П. Художественный мир Стриндберга // Стриндберг А. Избр. произв.: В 2 т. – М., 1986. – Т. 1. – С. 5-26.
10.Трыков В.П.Пьеса Генрика Ибсена «Пер Гюнт» // Трыков В.П. Зарубежная литература конца XIX – начала XX веков: Практикум / Отв.ред. В.А. Луков. – М., 2001. – С. 103-114.
11.Хейборг Х.Г. Генрик Ибсен. – М., 1975.
12.Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 2002
СЕМИНАР 7
АНГЛИЙСКИЙ ЭСТЕТИЗМ И ОСКАР УАЙЛЬД
План
1. Жизнь и эмоционально-ценностный мир О. Уайльда. Отношение к эстетике Д. Рескина.
2. «Природа вовсе не великая мать, родившая нас, - она сама наше создание». Эстетическая доктрина О. Уайльда и его трактаты («Упадок искусства лжи», «Истина масок»).
3. Философские сказки О. Уайльда (сборник «Счастливый принц и другие сказки», «Гранатовый домик»). Анализ сказки «Соловей и роза». Насыщенность парадоксами, стремление к декоративности, смысловая многоуровневость.
4. «Портрет Дориана Грея» как роман-аллегория и роман-миф. Источники влияния (О. Бальзак, Р. Стивенсон, Э. По). Мир избранных и «нетронутые» человеческие души. Концепция эстетического гедонизма лорда Генри и судьба Дориана – «зрителя собственной жизни».
5. Комедии О. Уайльда: «Идеальный муж» и «Как важно быть серьезным». Драматизированные сюжеты и блеск сатирических характеристик.
6. «Баллада Редингской тюрьмы». Тема страдания как «единственного пути к совершенству».
Литература
1. Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1993. (Статьи Н. Пальцева, К. Чуковского).
2. Акройд П. Последнее завещание Оскара Уайльда. – М., 1993.
3. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1975.
4. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX вв. / Под ред. Л.Г. Андреева. – М., 1978.
5. История зарубежной литературы XX века (1871-1917) / Под ред. В.Р. Богословского, З.Т. Гражданской. – М., 1989.
6. Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы (вторая половина XIX – начало XX в.): Учебное пособие. – Минск, 1997.
7. Ланглад Ж. де. Оскар Уайлд, или Правда масок. – М., 1999 («Жизнь замечательных людей»).
8. Парандовский Я. Король жизни // Парандовский Я. Алхимия слова. – М., 1990.
9. Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: очерк творчества. – Киев, 1990.
10.Трыков В.П. Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Трыков В.П. Зарубежная литература конца XIX – начала XX веков: Практикум / Отв.ред. В.А. Луков. – М., 2001. – С. 136-151.
11.Урнов М.В. На рубеже веков: очерки английской литературы. – М., 1970. – С. 149-171.
12.Черноземова Е. Уайльд // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 323-325.
13.Чуковский К. Оскар Уайльд // Чуковский К. Люди и книги. – М., 1960.
Семинар 8
Рассказы и новеллы-притчи Франца Кафки
как феномен европейской литературы
План
1. Место Кафки в мировой и европейской литературе. Кафка как один из вождей модернизма. Немецкий экспрессионизм и произведения Франца Кафки.. Психоанализ и Кафка..
2. Биография и личность. Мироощущение и эстетические установки Кафки в разные периоды творчества. Романы «Процесс и «Замок».
3. Анализ новеллы-притчи «Прогулка в горы» (Эмоционально-смысловое движение, система образов-символов, структурные языковые элементы и их соотношение.
4. Анализ новеллы-притчи «Стук в ворота» (характер внутренней и внешней событийности, система образов-символов, особенности построения)Анализ рассказа.
5. «Превращение». Концепции Д. Затонского, М. Рудницкого, Б. Сучкова, В. Набокова, Э. Каннети.
а) Тема метаморфоз и тема маленького человека. Литературные предшественники Кафки.
б) Образ человека-насекомого в рассказе. Расширение значений.
в) Экспрессионистская поэтика. Тема дверей и окна.
г) Трехчастная структура произведения и его символика. Эстетика временных и пространственных изменений.
д) Фрейдистские и юнгианские подходы к анализу произведе
ния.
Литература
1. Кафка Ф. Собрание сочинений: В 4 т.– СПб, 1995. – Т. I.
2. Гуськов Ю. Параллели “Второй реальности” (Федор Сологуб и Франц Кафка) // Московский вестник, 1995.– № 2.
3. Дзенс И.О. Жанр как точка зрения на мир: к проблеме типологии новеллы в творчестве Ф. Кафки // Типология жанров и литературный процесс.– Спб, 1994.
4. Затонский Д.В. Кафка // История немецкой литературы.– Т. V. М.: Наука, 1976.– С. 222–236.
5. Каннети Э. Другой процесс. Франц Кафка в письмах к Фелице // Иностранная литература.– М., 1993.– № 7.
6. Киреев Р. Кафка: “Уляжемся вместе, чтобы умереть” // “Огонёк”, 1994.– № 50/51.
7. Набоков В. Две лекции по литературе // Иностранная литература.– М., 1997.– № 11.
8. Рудницкий М. Франц Кафка, прочитанный сегодня.– СПБ, 1995.– С. 5–14.
9. Сучков Б.А. Франц Кафка // Кафка Ф. Собрание сочинений: В 3 т.– М., 1985. – Т. I.
10. Хазанов Б. Кафка или приговор // Новый журнал. – 2005. – № 238.
СЕМИНАР 9
РОМЕН РОЛЛАН И ЕГО РОМАН-РЕКА «ОЧАРОВАННАЯ ДУША»:
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ ДИНАМИКА
План
1. Ромен Роллан: жизнь, личность, эстетика. Увлечение психоанализом. Переписка с М. Горьким. Путь от «Кола Брюньона» к «Жану-Кристофу».
2. «Поколение женщин всегда либо опережает на целый век поколение мужчин своего времени, либо отстает от него… Женщины наших дней завоевывают себе независимость»: замысел «Очарованной души». (Подготовьте сообщение по рекомендованным источникам).
3. «Истинная жизнь – жизнь внутренняя». Несколько обличий любовного начала в личной истории Аннеты Ривьер. Конфликт между «инстинктом» и «разумом». (М. Горький). (Составьте программу литературоведческого исследования на тему «З. Фрейд и Р. Роллан»).
4. Социальная и семейная проблематика и ее художественное решение в многотомной серии (подготовить сообщение по каждой части): а) «Аннета и Сильвия» (1921); б) «Лето» (1923); в) «Мать и сын» (1925); г) «Провозвестница»: «Смерть одного мира» (1932), «Роды» (1933).
5. Образы Марка, Роже, Жюльена, Филиппа, Жермена, Сильвии, Ноэми, Аси. (Подготовить характеристики, комментарии к ключевым эпизодам и перечень вопросов по поводу их индивидуальных судеб и эмоционально-ценностных ориентаций – в контексте европейской истории).
6. «Река» внутренней жизни Аннеты – женщины и «всеобщей матери». Противоборство поколений и полов, иллюзий и правды, действия и отстраненности, интересов личности и интересов общества («Рождение новой эпохи ценой добровольной жертвы поколения»). Аннета как тень автора. (Подготовить самостоятельное исследование для обсуждения).
Литература
1. Роллан Р. Введение к роману «Очарованная душа» // Р. Роллан. Очарованная душа: Роман: В 2 т. – Киев, 1991.
2. Анисимов И.И. Живая жизнь классики. – М., 1985.
3. Андреев Л.Г., Козлова Н.Л., Кочиков Г.К. История французской литературы. – М., 1987.
4. Балахонов В.Е. Ромен Роллан и его время. – М., 1968.
5. Бреннер Ж. Моя история современной французской литературы. – М., 1994.
6. Вановская Т. Ромен Роллан. – М., 1977.
7. История французской литературы: В 4 т. – М., 1963. – Т. 3,4.
СЕМИНАР 10
«ПОТОК СОЗНАНИЯ» И
РОМАН ДЖЕЙМСА ДЖОЙСА «УЛИСС»
План
1. Экспериментальная проза в Англии и Ирландии. Понятие потока сознания (по У. Джемсу): эмоциональное и рациональное. Творческая жизнь и личность Джеймса Джойса.
2. Исследование «духовного оцепенения» общества в романе «Портрет художника в юности». Сознание как главный герой произведения. Формирование творческого потенциала Стивена Дедалуса и проблема озарения.
3. Архитектоника и структурные особенности романа «Улисс»: три неравные части как вариации пластов – от героически-возвышенного до пародийно-комического (Стивен Дедал – Блум – Мэрион). Интертекстуальность «Улисса».
4. Потоки сознания Стивена и Мэрион (матери-природы) и гомеровские архетипы как дезориентирующие.
5. Поток сознания Блума – современного Одиссея (познающего и ищущего себя, «возвращающегося»).
6. Подготовить для обсуждения собственное аналитические сообщение, избрав для рассмотрения одну из 18 частей «Улисса» и использовав для сопоставления два образца литературной критики (например, В.В. Набокова и Н.А. Соловьевой, или С. Хоружего и Е. Гениевой). Подобрать примеры из текста.
7. Модернистская (и постмодернистская) поэтика романа. Характерные признаки (по И. Хасану).
8. Подготовить перечень тем для дискуссий. Почему «Улисс» оценивается как одна из высочайших вершин мировой литературы XX века?
Литература
1. Аникина Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1987.
2. Белозерова Н.Н. Интегрированная поэтика. – Тюмень, 1999.
3. Гениева Е. Перечитывая Джойса // Джойс Дж. Избранное: Сборник. – М., 2000.
Семинар 11
Поэтика подтекста в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!»
и художественная новизна повести «Старик и море»
Занятие 1
1. Какой исторический и частный опыт лёг в основу романа?
2. Объясните двойственный смысл заглавия романа. Как сопряжены две ведущие темы в тексте и подтексте романа?
3. Каковы время и пространство в романе? В чём состоит их художественное назначение?
4. Каким предстаёт и как создаётся образ войны в романе (сравните с «Огнём» А. Барбюса)?а) «Расшифруйте» символическую наполненность экспозиции (образы жизни и смерти).
б) Каким образом создаётся эмоциональная полноценность и ёмкость эпизодов в XXVII главе?
в) Предложите свою интерпретацию кульминационных эпизодов I и III глав книги.
г) Каким предстаёт и как конструируется образ рассказчика в сцене расстрела?
Занятие 2
1. Каким образом представлено в романе (особенно в диалогах) антагонистическое соотношение мира и героя?
2. Какими средствами автор воспроизводит (в отношениях Генри и Кэтрин) потрясенное войной мироощущение?
3. Прокомментируйте сцены в госпитале и эпизод расставания (объяснить соотношение романтизма и антиромантизма).
4. Прокомментируйте финальный эпизод. В чём заключается, по вашему мнению, его художественное совершенство?
5. Попытайтесь сравнить изображение любви в романах Хемингуэя, Олдингтона, Барбюса.
6. Как оценивал романы Хемингуэя А. Платонов (эссе «Навстречу людям»)? Ваша точка зрения на этот счёт?
Занятие 3
Качественное отличие американской новеллы ХХ века от классической европейской. Путь от новеллы сюжетной в XIX в. к новелле «внутренних приключений» в ХХ в. (В. Оленева).
История создания повести Хемингуэя «Старик и море».
Проблематика повести, философская и нравственная. Двуединство антитез.
а) Внутренняя победа в поражении как лейтмотив повести и всего творчества Хемингуэя.
б) Демократизация тематики и героя в «Старике и море» и одновременно некоторая узость социального диапазона.
в) Двойственное решение темы «человек и природа».
г) Антиромантический мотив и высокая романтика в повести.
Основная тема. Ноты поражения. Интерес автора к поведению человека перед лицом опасности.
Представление зрелого писателя о системе человеческих ценностей. Образ Сантьяго.
а) Привычка к труду, внутренняя сила характера.
б) Широта духовного горизонта, «стремление к богатству испытаний» (И. Кашкин).
в) Незамкнутость человека, выход за предела одиночества (образ мальчика).
Стилевое своеобразие произведения.
а) Многозначность подтекста художественного целого и компонентов. Роль диалогов и монологов.
б) Графический характер портрета, «микроанализ» действий (И. Финкельштейн).
в) Масштабность временных и пространственных категорий.
г) Зримость материального облика явлений и аллегорий. Символика (рыбы, океан, акулы, львы).
д) Ритмика. Стилизация под библейский слог. Развёрнутые синтаксические периоды.
Литература
1. Hemingway E. A Farewell to Arms. Вступительная статья М. Мендельсона.– М., 1969.
2. Hemingway E. The Old Men and the Sea.– М., 1971.
3. Хемингуэй Э. Рассказы. Прощай, оружие! Пятая колонна. Старик и море. Библиотека всемирной литературы.– М., 1972.
4. Хемингуэй Э. Старик и море. Хемингуэй Э. Рассказы.– М., 1997.
5. Анастасьев Н. Творчество Э. Хемингуэя. Книга для учащихся.– М., 1981.
6. Анастасьев Н. Обновление традиции.– М., 1984.
7. Грибанов Б.Т. Хемингуэй.– М., 1971.
8. Жанровое разнообразие современной прозы Запада / Под. ред. Д.В. Затонского.– М., 1989.
9. Засурский Я.Н. Американская литература ХХ века.– МГУ, 1989.– С. 201–222.
10. Кашкин И. Эрнест Хемингуэй. Критико-биографический очерк.– М., 1966.
11. Красавченко Т.Н. Английская литературная критика ХХ века.– М., 1994.
12. Левидова И.М. и Перчевская Б.М. Эрнест Хемингуэй. Библиографический указатель.– М., 1970.
13. Лизский Ю.Я. Творчество Хемингуэя.– Киев, 1978.
14. Маянц З.И. Человек один не может. Эрнест Хемингуэй. Жизнь и творчество.– М., 1966.
15. Оленева В. Современная американская новелла. Проблемы развития жанра.– Киев, 1973.
16. Платонов А. Навстречу людям (по поводу романов Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!», «Иметь или не иметь»). В кн.: «Взгляд в историю – взгляд в будущее».– М., 1987.– С. 406–413.
17. Росс Лилиан. Портрет Хемингуэя. Перевод с английского.– М., 1966.
18. Старцев А. От Уитмена до Хемингуэя.– М., 1981.
19. Топоров Ю.Н. Хемингуэй на Кубе. Очерки.– М., 1979.
20. Финкельштейн И.Л. Хемингуэй-романист.– Горький, 1974.
Семинар 12
ЛИТЕРАТУРА ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКОЙ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|