Занятие 6. Идеал доблести в поэме Вергилия «Энеида»
1. Эпоха становления империи. Век Августа.
Принципат Октавиана Августа как переходная форма к новому государственному строю. Укрепление римской государственности: привлечение в Рим философов, художников, поэтов, верно служивших возникающей империи; для прославления величия Рима и его властелина была развернута обширная строительная деятельность. Сооружались храмы, дворцы, публичные здания. Август утверждал, что «принял Рим глиняным, оставил каменным». Возвышение средних слоев рабовладельческого сословия, конец гражданских войн.
Покровительство литературе как путь политико-идеологической пропаганды правительства Августа. Философия принципата.
2. Публий Вергилий Марон и античная биография (70-19 гг. до н.э.).
Социальное происхождение Вергилия: отец был зажиточным человеком, владельцем не только земли, но и мастерской керамических изделий. Обучение в Кремоне, Милане, а затем в Риме (школа ритора Эпидия, где обучался и внучатый племянник Юлия Цезаря Октавиан, будущий Август).
Для Вергилия Август – спаситель Родины и народа, который сумел прекратить кровавую междоусобицу и «установить тишину».
Август оказался во главе страны, разоренной усобицами, голодной, с низко упавшим сельским хозяйством. «Буколики» Вергилия – пропаганда идеологии мелкого землевладельца (идеализация сельских работ и простой деревенской жизни). В дидактической поэме «Георгики» автор утверждает, что «все побеждает труд упорный». Но если у Гесиода труд – печальная необходимость, то у Вергилия – единственный источник нравственного здоровья и счастья.
3. Историческая основа появления «Энеиды». Настоящее и легендарная история в поэме.
На создание римской национальной эпопеи Вергилий потратил более десяти лет. Поэт стремится создать произведение высокой, обобщающей тематики. Римский народ не имел своего Гомера, нужно было обосновать родившуюся новую империю, при этом связав судьбы народа с дальнейшими политическими расчетами Августа.
Чудом избежавший гибели при падении Трои, Эней (сын Анхиза и Венеры), забрав с собой старика отца, отплывает с несколькими кораблями на запад, где по воле богов должен был основать новое государство – Рим. Народные предания об Энее как основателе Римского государства издавна были распространены в Италии. Об этом говорят уже Энний и Невий. А позже и Тит Левий, римский историк, включит это предание в свой труд.
Прародителем Рима считался древнейший город Альба-Лонга, основателем которого был, согласно легенде, Асканий, сын Энея. Второе имя Аскания – Юл. Юл и род Юлиев. Эта генеалогическая концепция должна была укрепить правление рода Юлиев.
4. Художественная действительность «Энеиды»: а) люди; б) боги; в) время; г) природа.
Эней как «человек судьбы». Психологизм в изображении страсти Энея и Дидоны. Трагическая развязка истории любви в исторической перспективе взаимоотношений Рима и Карфагена. Образ Турна и его значение в поэме. Отношение автора к Турну. Нис и Евриал как яркое подтверждение главной идеи поэмы. Герои и боги. Вмешательство богов в жизнь людей в свете основной идеи поэмы.
Монументальность и красочность изображения вещей. Природа в контексте изображения могущественных героев.
5. Образ Энея и его значение в поэме.
Благочестие как основная черта героя. Героизация смертных, свойственная мифотворчеству греков, была чужда трезвым, деловым римлянам. Эней и римский идеал (благочестие, справедливость, храбрость). Эней и воля богов.
Задания к занятию
1. По первому вопросу плана занятия подготовить письменно ответ.
2. По энциклопедическим справочникам уточнить понятия: эпопея, эпос, поэма, эклога, дидактическая поэма, буколическая поэзия.
3. Выбрать из текста поэмы опорные эпизоды по 4 и5 пунктам плана.
Литература
1. Вергилий. Энеида (любое издание).
2. Ошеров С.А. История, судьбы и человек в «Энеиде» Вергилия // Античность и современность. – М., 1972.
3. Шервинский С. Вергилий и его произведение // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М., 1971.
4. Гаспаров М.Л. Вергилий – поэт будущего // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М., 1979.
5. Старостина Н.А. «Буколики» Вергилия. Некоторые особенности жанровой структуры // Вопросы классической филологии. – М., 1971. - № 3-4.
6. Мифологический словарь (любое издание).
Задания по текстуальному анализусм.: Гулынина В.В. Античная литература. – Стерлитамак, 2007.
СредниЕ века и Возрождение
Материалы для самоподготовки
Тема 1. Героический эпос высокого Средневековья.
Идейно–эстетический анализ «Песни о Роланде»
Вопросы
1. Эпическая картина мира в «Песни о Роланде».
– Исторические события и их художественное переосмысление в поэме; чем вызвано такое переосмысление?
– Масштабы художественного изображения; функции пейзажа; образ Франции в поэме.
2. Герои–богатыри в «Песни о Роланде».
– Идеи, воплощённые в образах Карла, Роланда, Оливье, архиепископа Турпена, Ганелона.
– Как изображается вражеский лагерь? Почему?
– Насколько значительны в поэме образы женщин? Почему?
3. Эпический стиль поэмы:
– Пафос поэмы и способы его выражения. Особенности поэтического языка.
– Особенности сюжетно–композиционной организации повествования.
– Роль фантастических образов.
Задания
1. Повторить жанровые законы героического эпоса.
2. Вспомнить историко–культурную характеристику эпохи высокого Средневековья.
Сообщение
Теории возникновения героического эпоса высокого Средневековья; его бытование в Европе, причины расцвета и дальнейшего разрушения (по монографии З.Волковой).
Итог
Каковы отличительные особенности героического эпоса высокого Средневековья? (Сравнить с раннесредневековыми эпопеями).
Литература
1. Волкова З.Н. Эпос Франции. – М.: Наука, 1984.
2. Самарин Р.М. «Песнь о Роланде» и проблемы литературного анализа // Самарин Р.М. Зарубежная литература. – М.: Высшая школа, 1987. – С.17–34.
Тема 2. Лирическая поэзия в Средние века
Вопросы
1. Лирическая поэзия рыцарей:
а) традиции, лежащие в основе, причины расцвета; куртуазность – коренная особенность рыцарской культуры;
б) военно–политическая тема в песнях трубадуров;
в) различные трактовки темы любви в кансонах;
г) своеобразие жанров пасторелы и тенсоны;
д) «темный» и «ясный» стиль в поэзии трубадуров;
е) характерные особенности лирики миннезингеров.
2. Лирика вагантов:
а) специфика социального положения вагантов и особенности их мировоззрения;
б) тема студенческой жизни, обличение пороков в стихах вагантов;
в) интерпретация вагантами темы любви;
г) пародийные произведения вагантов.
Задания
1. Уточнить содержание понятий: лирика, барды, скальды, трубадуры, труверы, миннезингеры, ваганты.
2. Вспомнить общие особенности средневековой культуры; особенности культурной жизни рыцарства и средневекового города. Как они отразились в литературе?
Итог
Чем обусловлены успехи лирической поэзии в литературе высокого Средневековья?
Литература
1. Поэзия вагантов / Вст. ст. М.Гаспарова. – М.: Наука, 1975.
2. Поэзия трубадуров, миннезингеров, вагантов / Вст. ст. Б.Пуришева. – М., 1974.
3. Бернарт де Вентадорн. Песни. – М.: Наука, 1979 (ст. В.Дынник в примечаниях).
4. Вальтер фон дер Фогельвейде. Стихотворения. – М.: Наука, 1986 (ст. Б.Пуришева и Д.Чавчанидзе в примечаниях).
5. Прекрасная дама / Вст. ст. А.Михайлова – М., 1984.
6. Немецкая старина. – М., 1972.
7. Из немецкой поэзии. Век Х–ХХ. – М., 1976.
Тема 3.
Книга новелл Дж. Боккаччо «Декамерон»
Вопросы
1. Законы жанра новеллы в творческом развитии Боккаччо (угол зрения на действительность, сюжет, композиция – подобрать иллюстрации в тексте «Декамерона»).
2. Образы–персонажи книги.
– Герои новелл перед лицом жизненных испытаний: обладают ли они подлинной свободой? Как ею пользуются?
– Герои–рассказчики как отражение авторских представлений об идеальном человеке.
– Образ автора в «Декамероне»: как проявляются его присутствие, мнения, оценки?
3. Круг проблем в книге «Декамерон».
Задания
1. Уяснить сущность понятий: Возрождение, гуманизм, ренессансный реализм, новелла.
2. На примере одной новеллы показать, как в ней реализуются законы жанра.
Сообщения
1. Особенности итальянского Возрождения.
2. Личность и деятельность Боккаччо – одного из первых гуманистов Италии. Замысел книги «Декамерон».
Итог
Черты ренессансного реализма в «Декамероне» Боккаччо.
Литература
1. Боккаччо Д. Малые произведения. – Л., 1975 (Предисл. Н.Томашевского – С. 3–17).
2. Боккаччо Д. Фьямметта. Фьезоланские нимфы. – М., 1968 (Ст. А.А.Смирнова «Джованни Боккаччо» – С. 262 – 288).
3. Европейская новелла Возрождения / Вст. ст. Н.Балашова, Р.Хлодовского, А.Михайлова. – М., 1974.
4. Хлодовский Р.И. «Декамерон». Поэтика и стиль. – М., 1982.
5. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1967.
Занятие 4
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|