Сделай Сам Свою Работу на 5

Школьные реформы второй половины XVIII в.





 

Постепенно во второй половине XVIII в. образование становится подлинно государственным делом и рассматривается троном как способ достичь определенных социально-политических целей. Приоритетом русского просвещения второй половины XVIII в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Избавившись от обязательной службы, дворяне стремились заполнить досуг приобщением к культурным достижениям Европы. Усилилась тяга к новому западному образованию. Одновременно заметно угас интерес к греко-латинской образованности. По свидетельству живших в Петербурге в начале 1780-х гг. иностранных дипломатов, им не удалось найти в северной столице сколько-нибудь приличного места для изучения латинского и греческого языков.

Оплот греко-латинской образованности Славяно-греко-латинская академия вступает в новый период своего развития. Усиливается преподавание русского и греческого языков; вводится преподавание древнееврейского и новых языков, а также целого ряда образовательных предметов (философия, история, медицина). Академия становится исключительно духовно-учебным учреждением и перестает удовлетворять требованиям Нового времени. Ее место занимают университеты.



Если при Петре I царила обязательная («указная») программа, согласно которой дворянам следовало приобретать известные научно-технические знания, то теперь в соответствующих школах учились лишь дети мелкопоместных дворян. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными искусствами.

Подобный поворот отрицательно повлиял на состояние учебных заведений, во главе которых стояли Петербургский академический и Московский университеты. Так, М.В. Ломоносов свидетельствует, что в Петербургской академии ни образа, ни подобия университетского не видно. Профессора обычно не читали лекций, студентов, как рекрутов, набирали из других учебных заведений; новобранцы чаще всего оказывались не в хорошем состоянии принимать от профессоров лекции. Сходная картина была в Московском университете. При открытии в нем числилось 100 студентов; 30 лет спустя — лишь 8. Занятия проходили в среднем 100 дней в году.



Заметные успехи делали специальные военно-учебные заведения — сухопутный и морской кадетские корпуса. В конце XVIII в. насчитывалось 5 кадетских корпусов.

Уставом 1766 г. программа обучения в кадетском корпусе делилась на три группы наук: 1) руководствующие к познанию предметов, нужных гражданскому званию; 2) полезные, или художественные; 3) руководствующие к познанию прочих искусств. К наукам первой группы относились нравоучение, юриспруденция, экономия. К наукам второй группы — общая и экспериментальная физика, астрономия, общая география, навигация, естествознание, воинские науки, рисование, гравирование, архитектура, музыка, танцы, фехтование, скульптура. К наукам третьей группы — логика, математика, красноречие, физика, священная и светская мировая история, география, хронология, латинский и французский языки, механика. Столь обширная программа реализовывалась лишь отчасти. Весьма значительное количество часов приходилось на французский язык.

Во второй половине XVIII в. получили развитие частные учебные заведения, предназначенные для дворянского сословия. В них использовалась программа государственных школ.

Высшее дворянство воспитывало своих детей дома. Сначала воспитателями были немцы, затем их все чаще стали сменять французы. Первые иностранные гувернеры в большинстве оказались несостоятельными педагогами. Невежественные учителя на манер персонажа из пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» были не карикатурой, а расхожим типом. Радищев рассказывает об учителе, не знавшем грамоты. Как говорится в указе 1755 г., многие, не сыскавши хороших учителей, принимают к себе людей, которые лакеями, парикмахерами и иными подобными ремеслами всю свою жизнь препровождали.



В течение 1760 — начала 1770-х гг. по инициативе И.И. Бецкого были открыты новые гражданские учебно-воспитательные учреждения специального и повышенного образования (воспитательные дома для сирот, подкидышей, детей, которых не могли прокормить родители) при Академии художеств (1764 г.) и Академии наук (1765 г.). Вскоре было открыто коммерческое училище в Москве (1772 г.). Здесь воспитывали мастеров, художников, ученых. В 1764 г. под Петербургом был открыт Смольный институт благородных девиц при Воскресенском монастыре. При основании Смольного института для девушек из дворянских семей был использован французский культурно-просветительский опыт. В институте существовала общая программа (русский язык, география, история, арифметика, иностранные языки), а также курсы домоводства для менее родовитых учениц и курсы политеса для смолянок из знатных семей. В Смольном было не только дворянское, но и мещанское отделение, куда принимали девочек всех сословий, включая крепостных, отпущенных помещиками. Смолянки должны были нести вольность в крепостническое общество. По сути Смольный институт оказался первым государственным женским средним учебным заведением в Европе.

Согласно Уставу народных училищ (1786 г.) в конце XVIII в. в России складывалась регулярная государственная система народного образования. В городах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища были обязаны давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на 2 года обучения. Обучение в главных народных училищах длилось 5 лет.

«Устав...» утвердил классно-урочную систему. Учителю вменялось в обязанность работать одновременно с целым классом. После изложения нового материала следовало вести вопрошение. Для учеников устанавливалось правило: тот, кто хотел отвечать, должен был поднять левую руку. В школе появились расписание уроков, классная доска, мел, журнал успехов и посещаемости учеников. Были установлены сроки начала и окончания занятий.

Реформа, предпринятая согласно уставу 1786 г., стала важным этапом в развитии образования. Число народных училищ быстро росло. Если в 1782 г. насчитывалось 8 училищ, то к концу XVIII в. их было 288. Училища посещали 22 тыс. учащихся, что составляло третью часть всех обучающихся в 550 учебных заведениях России.

В итоге к концу XVIII в. было воздвигнуто «здание» школьной системы, где вершиной являлись университеты, верхними этажами — учреждения повышенного образования (кадетские корпуса, воспитательные дома, Смольный институт и др.), а внизу располагались народные училища.

Глава 3. Педагогика и школа Запада XIX в.

Общий взгляд

 

В XIX в. завершается формирование классической педагогики Нового времени. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осознана самоценность, неповторимость человеческой личности. В педагогике происходило приращение знаний, заимствованных из философии и иных наук о человеке и его воспитании. Пристально изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса, зарождались современные теории социального воспитания.

Педагогика и школа Запада существовали в ситуациях социальных потрясений (европейские революции и войны, гражданская война в США). На их эволюцию повлияли события мирового и европейского масштаба, а также социальные процессы в каждой стране. Педагогическая мысль и школа эволюционировали при поступательном движения экономики, интенсивном индустриальном росте, когда обоснование и создание иной системы образования стали исторически неизбежными. В этом был особенно заинтересован класс промышленной буржуазии, занявший со второй половины века ключевые политические позиции. К концу столетия в ведущих странах Запада были заложены основы новой школы.

Характер и масштабы идейно-педагогического движения и становления системы образования определялись особенностями развития каждой страны. Если в Западной Европе сказывались сословные традиции, то педагогика и школа США прошли свой путь, не испытав груза этих традиций. В Германии обращение к школьно-педагогической проблематике стимулировалось борьбой за объединение нации. В Англии политическая власть оставалась в руках аристократии, так что изменения в школьной политике происходили медленно и постепенно. Во Франции ввиду высокой социальной активности школьный вопрос оказался одной из «горячих точек» государственной политики. В США немаловажным фактором появления демократических школьных институтов послужило поражение рабовладельческого Юга в гражданской войне.

В XIX в. как никогда остро проявились расхождения между уровнями педагогической мысли, школьного законодательства и системы образования. С одной стороны, были осуществлены крупные реформы, приведшие к созданию общенациональных систем образования, ослаблению влияния на школу церкви, определенному повышению качества обучения. С другой стороны, значительная часть населения Запада оставалась без какого-либо образования, по-прежнему пользовалась заметным влиянием клерикальная педагогика.

На протяжении первой половины XIX в. на европейскую педагогическую мысль заметно влияла философия Просвещения. Вследствие этого заметно переменилось отношение к образованию низов общества. Многие педагоги и политики осознали, что все люди, независимо от социального положения, вправе приобретать образование. Заложенная усилиями деятелей Просвещения программа демократизации воспитания и образования к концу XIX в. приобрела конкретные очертания и была оформлена законодательно. Практически, однако, демократизацию воспитания и обучения еще предстояло осуществить.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.