Просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-XVII вв.)
До середины XVII в. Правобережная Западная Украина и Белоруссия входили в состав Польско-Литовского государства.
Школа и просвещение оказались важным условием удовлетворения культурно-образовательных потребностей складывавшихся славянских наций — украинцев и белорусов. Развитие просвещения и культуры украинского и белорусского народов происходило в неблагоприятных условиях чужеземного господства. Однако, сохранив свои традиции, украинское и белорусское просвещение и культура эффективно воспринимали достижения западноевропейского просвещения, посредником которого выступала Польша.
Важным условием развития педагогической мысли украинского и белорусского средневековья являлось сосуществование римско-католической церкви, протестантизма, православия и униатства. Эволюция этих конфессий существенно повлияла на духовную жизнь и педагогическую мысль. Так, в конце XIV — первой половине XV в. под южнославянским и византийским влиянием в украинской культуре и просвещении распространяется исихиазм — религиозная доктрина, представители которой обратились к внутреннему миру человека.
Возникшие в эпоху Киевской Руси традиционные формы обучения сохранялись вплоть до конца XV в. Речь идет об элементарном учении при церквях и монастырях и повышенном обучении (прообразе учения книжного), включавшем помимо чтения, церковного пения и порядка богослужения также элементы богословия. Преобладающую роль в развитии грамотности играло домашнее образование, обучение у грамотных людей.
В конце XV-XVI вв. просвещение на Украине и в Белоруссии приобретает новые черты. Предоставление многим городам права самоуправления стимулировало расширение и изменение школьного дела, поскольку росла потребность не только в элементарно грамотных, но и в профессионально обученных людях.
С XVI в. развитие просвещения на Украине и в Белоруссии происходило под знаком существенных политико-идеологических перемен: усиления католической реакции, роста патриотического движения среди украинского и белорусского населения, противоборства римско-католической церкви и реформации, униатской церкви и православной церкви. Эти процессы нашли отзвук в украинской и белорусской философско-педагогической мысли. Так, разделив идеи Реформации о преподавании на родном языке, белорусский просветитель Франциск Скорина (до 1490 — ок. 1541) перевел в 1517 г. на славянский язык Библию — книгу, которая была главным дидактическим пособием того времени.
Учебные заведения
Наряду с традиционными очагами развития педагогической мысли (семья, монастыри, церковные приходы) на Украине и в Белоруссии возникают иные центры воспитания и обучения: католические школы, городские (латинские) школы, учебные заведения униатов, протестантские школы, братские школы.
При католических костелах и монастырях действовали латинские школы элементарного и повышенного типа (в последних обучение шло по программе семи свободных искусств). Зачастую католические учебные заведения превращались в городские школы под совместным управлением магистрата и церкви (во Львове, Перемышле, Ярославе и других городах). Эти учебные заведения посещали поляки и украинцы. Обучение в городских школах отнюдь не означало «окатоличивания». Со второй половины XVI в. среди католических учебных заведений особое место заняли школы иезуитов (коллегии). Особую известность, например, получила Львовская коллегия. Для привлечения украинской и белорусской молодежи в программу коллегий вводили старославянский язык и элементы православного богослужения. В коллегиях обучалось юношество из шляхетских слоев.
В середине XVI в. на Украине и в Белоруссии действовало до 150 учебных заведений, созданных общинами протестантов. Подобные учебные заведения были разного уровня — от элементарного до высшего. В числе последних — кальвинистская школа в Дубецке. Веротерпимость протестантских школ привлекала юношей разных вероисповеданий.
Заметную роль в освоении западного педагогического влияния при сохранении национальной самобытности сыграли братские школы.
Братские школы создавались общинами (братствами), которые объединялись вокруг церквей (обычно православной или протестантской). Как правило, братские школы находились в городах. Они превратились в наиболее распространенный тип учебного заведения для православного населения. Деятельность братских школ была частью борьбы с «латинством». Но в этой борьбе перенимался опыт западной образованности. Так что, по сути братские школы являлись компромиссом между восточнославянской и западной традициями школьного обучения.
По типу обучения братские школы соответствовали европейским городским школам. В зависимости от образовательного уровня в братских школах в различных объемах преподавались чтение, письмо, грамматика (церковнославянская, древнерусская, латинская, греческая, польская), поэтика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, философия, богословие.
Начало подобным учреждениям было положено устройством Острогожской школы (конец 70-х гг. XVI в.). В ее деятельности приняли участие Иван Федоров и другие известные книжники. В школе изучали семь свободных искусств и элементы тогдашней философии; программа включала изучение «славяно-греко-латинских наук».
Острогожская школа послужила примером для других училищ, созидаемых православными братствами в конце XVI — начале XVII в. во Львове, Луцке, Могилеве, Минске, Киеве и других городах. Наиболее известна Киевская братская школа, оказавшаяся предтечей созданной в 1632 г. Киевско-Могилянской коллегии (с 1701 г. — академия). Одним из основателей и руководителей этого заведения повышенного образования был митрополит Петр Могила (1596/97-1647). Название и устройство коллегии скопированы с образцов католических школ, особенно ордена святого Лойолы. Программа семи свободных искусств была взята из краковской академии. Кроме того, изучалось православное богословие. Языками школы стали латинский и отчасти польский. Использовались некоторые польские учебники; воспитательная и учебная работа была организована по образцу иезуитских коллегий. Философия преподавалась в виде логики, физики или естественной философии и метафизики (теология). С конца XVII в. преподаватели начинают составлять собственные руководства.
С середины XVII в. ученики Киевско-Могилянской коллегии выступают в Москве как учителя. Так, в 1649 г. из Киевской Лавры были выписаны ученые монахи для обучения русских свободным наукам в школе при Андреевском монастыре. Воспитанники коллегии (Епифаний Славинецкий, Симеон, Полоцкий, Феофан Прокопович и др.) сыграли важную роль в становлении славяно-греко-латинского образования и организации школьного дела в России.
После того как в 1569 г. руководство православной церкви Речи Посполитой заключило соглашение об унии с католической церковью, в Белоруссии и на Украине стали возникать униатские учебные заведения, отпочковавшиеся от католических или греко-славянских православных школ. Со второй половины XVII в. учреждением и руководством униатских школ занимались базилиане — униатский монашеский орден (создан в 1617 г.). Школы готовили почти исключительно служителей церкви. Униатские школы предназначались в основном для бедного населения.
Вопросы и задания
1. Расскажите об особенностях и этапах генезиса просвещения и педагогической мысли в Византии.
2. Проанализируйте идеи представителей византийской философско-педагогической мысли.
3. Какими были система и типы учебных заведений в Византии?
4. В чем вы усматриваете византийское влияние на представления о воспитании и образовании в Западной Европе и Киевской Руси?
5. Назовите и охарактеризуйте главные этапы развития педагогической мысли средневекового исламского мира.
6. Охарактеризуйте педагогическое творчество философов-энциклопедистов Арабского Востока.
7. Какие уровни обучения были предусмотрены в средневековом исламском мире? Опишите их.
8. Что нового по сравнению с прежней эпохой появилось в представлениях о воспитании и образовании в средневековой Индии?
9. Расскажите о главных этапах развития образования, об особенностях педагогической мысли и обучения в средневековом Китае.
10. Какие традиции лежат в основе западноевропейского средневекового воспитания и образования? Как они проявились в педагогической мысли, воспитании и обучении?
11. Какими были идеалы христианского воспитания в эпоху раннего средневековья в Западной Европе?
12. Проследите эволюцию схоластики в истории педагогической мысли и школы Западной Европы.
13. Что вы знаете об ученичестве и рыцарском воспитании в средневековую эпоху?
14. Проследите историю церковных школ средневековья в Западной Европе.
15. Откуда произошли городские школы? Что вы знаете о программах и методах первых городских школ? Какие учебные заведения возникли из городских школ?
16. Расскажите о возникновении европейских университетов. Расскажите об эволюции университетов в Европе в XIV-XVII вв.
17. Дайте характеристику педагогических идей представителей европейского Возрождения и Реформации.
18. Сопоставьте педагогические идеи римско-католической церкви Возрождения и Реформации. Найдите в них общее и особенное.
19. В чем вы видите общеславянские корни воспитания и образования в средневековую эпоху? В чем проявлялась взаимосвязь культуры и образования славянского мира с остальной Европой?
20. В чем состояла самобытность педагогики древней Руси? Что вы знаете о литературных источниках сведений о педагогической мысли в Киевской Руси?
21. В чем состояли отличия и преемственность между учением книжным и обучением у мастеров грамоты?
22. Проанализируйте эволюцию книжности, воспитания и обучения в Московском и Русском государстве в XIV-XVII вв.
23. Какими были особенности педагогической мысли и обучения на Украине и в Белоруссии в XIV-XVII вв.?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|