Сделай Сам Свою Работу на 5

ЛЕКЦИЯ 4. АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.





 

 

Одним из главных действующих субъектов рынка, играющим особую экономическую роль, является потребитель. Существование рынка, функционирование рыночного механизма возможно тогда, когда удовлетворяются желания потребителя. Потребитель сам знает, что ему нужно, когда и в каком количестве.

Под потреблением в экономическом смысле принято пони­мать действия людей по использованию материальных и духов­ных благ для удовлетворения своих потребностей. Спектр экономических потребностей чрезвычайно разнооб­разен и практически безграничен. Потребности изменяются во времени и пространстве. С развитием общества вообще, и его экономической базы, в частности, потребности совершенствуют­ся и возрастают, то есть поступательно развивающаяся экономика и общество в це­лом изменяют и увеличивают потребности. Это обстоятельство объективно требует дифференциации потребностей и отдачи предпочтений определенным наборам товаров. Покупательские предпочтения могут зависеть от величины доходов и уровня цен. Предпочтение одних товаров другим означает выделение людь­ми преимуществ одних товаров относительно других в соответствии с опытом, вкусом и возможностями. Объектом выбора пред­почтительного вида товара всегда является набор товаров, способных удовлетворить определенную по­требность, специ­фическими качественными свойствами. Сравнивая эти наборы товаров, потребитель отдает предпочтение одному или нескольким из них или считает их равнозначными.



Установив потребительские предпочтения, люди делают дальнейшие расчеты. Главными факто­рами в таких расчетах являют­ся денежные средства (доходы) и цены. Потребители, как пра­вило, не могут купить все, что хотят, поскольку их возможности ограничены собственным бюджетом. На окончательное решение покупателя не могут не оказать влияние цены на данный товар или услугу. Кроме того, важную роль при покупке играет уровень цен на другие товары, которые так­же представляют интерес для данного покупателя. В реальной жизни любой покупатель (потребитель) при вы­боре товара (услуги), стремится вести себя наиболее рационально. В связи с этим он выбирает набор товаров (услуг), максимально удовлетворяющий его пред­почтения при данных ограничениях на собственные доходы и рыночные цены. Рациональность означает, что покупатель никогда не отка­жется от приобретения того набора товаров, который может принести ему наибольшее удовлетворение по сравнению с дру­гими наборами. В экономической теории нельзя рассматривать цели, поведение потребителей под углом зрения «хорошо – плохо». Естественно, в действительности не все покупа­тели поступают исключительно рационально. Допущение о рациональности не всегда является справедливым. Неверная информация или импульсивные покупки могут помешать максимизации полезности. Однако, если ис­следовать действия не отдельных покупателей, а их общую массу, то для нее, безусловно, характерно стремление к достиже­нию максимальной эффективности при совершении покупок.



В истории экономической мысли известны различные способы определения природы спроса и цен. Наиболее современным среди них является определение спроса и цен через полезность товара или услуги. Полезность какого – либо блага есть его способность удовлетворять какие – либо потребности человека или общества. Термин « полезность» может не совпадать с понятием «польза».Например, эффективное, но болезненное лечение принесет больному человеку несомненную пользу, но вряд ли удовольствие (полезность).

Современной экономической науке известны две концепции
измерения полезности вещи или услуги: кардиналистская и ординалистская.

Кардиналистская теория полезности предполагает математически точное, количественное определение величины полезности.Данная теория была разработана в начале ХIХ века такими экономистами, как К.Менгер, Л.Вальрас. В качестве ме­ры полезности здесь используется условно-субъективная едини­ца, названная основоположниками кардиналистской концепции «ютилем». Например, плитка шоколада для одного человека приносит полезность в 4 ютиля, а 1 кг мяса — 6 ютилей и т.д.



Методологически кардиналисткая теория исходит из двух предпосылок:

 

· первая – это субъективно-психологическая оценка полезности товара;

· вторая – полезность можно количественно определить, измерить в ютилях.

 

Ординалистская теория предлагает принципиально иной подход к измерению полезности. Термин «ординарный» предполагает ранжирование или выстроенные в определенном порядке числа: первый, второй, третий и т.д. Основоположниками данной теории являются В.Парето, И.Фишер. Ис­ходя из этого принципа порядкового подхода, ординалисты ранжируют потребитель­ские предпочтения товаров и услуг, т.е. выстраивают товары и услуги в определенном порядке на основе предпочтений. По­этому полезность каждого конкретного товара, их набора или услуги определяется ординалистами тем местом, которое это благо занимает в порядковом ряду.

Такой подход, в отличие от кардиналистского, не требует субъективно-психологической оценки полезности блага и по­этому более универсален, следовательно, более приемлем и распространен. Современный подход предполагает синтез положений количественного (кардиналистского) и порядкового (ординалистского) подходов.

Теория потребительского поведения исходит из того, что по­требителя интересует не только общая, но и предельная полезность вещи или услуги.

Общая полезность представляет собой величину общего удовле­творения потребности, получаемого от потребления набора благ либо отдельного товара или услуги.

Предельная полезностьэто дополнительная полезность, получаемая человеком от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.

Начиная с некоторого времени дополнительная полезность от потребления одного дополнительного блага уменьшается по мере того, как возрастает объем потребления данного блага(см. рис.4.1 и 4.2).

 

 

Действительно, данные таблицы под­тверждают тенденцию к постепенному уменьшению предель­ной полезности. Иными словами, увеличение общей полезно­сти по мере роста потребления стабильно сопровождается па­дением темпов прироста полезности. Опыт и здравый смысл свидетельствуют, что, например, первая единица любого товара приносит больше удовлетворения, чем вторая, и т.д. Экономисты назвали падение предельной полезности зако­ном уменьшающейся предельной полезности, который можно сформулировать так: если потребление всех других товаров оста­ется фиксированным, то предельная полезность данного товара будет уменьшаться по мере увеличения его потребления или насыщения его потребности.

Устойчивая тенденция падения предельной полезности по­могает глубже познать закон спроса. Поскольку предельная по­лезность падет, то следующий рост покупок приносит потреби­телю соответственно все меньше и меньше удовлетворения. А отсюда потребитель будет желать платить все меньше и меньше последовательно за вторую, затем за третью и т.д. единицы любого товара или услуги. Для реализации большего количества товара цены на них должны понижаться так, чтобы соответствовать падению прироста удовлетворения потребности потребителя.

В экономической литературе приводится знаменитый парадокс воды и алмазов. Вода жизненно необходима всем, но ее цена очень низка. Алмазы имеют весьма ограниченное использование и не являются предметом жизненной необходимости, но цена на них чрезвычайно высока. Современная экономическая наука знает, как решается этот парадокс. Необходимость дополнительной аргументации состоит в том, что не полезность воды в целом определяет ее цену и спрос. Цена воды определяется ее предельной полезностью. Отсюда ясно, почему в большинстве случаев вода имеет низкую цену, а воздух вообще бесплатен. В обоих случаях достаточное количество этих столько необходимых продуктов резко снижает их предельную полезность и, соответственно, цену.

Используя пример воды и алмазов, английский экономист У. Джевонс был первым, кто установил прямую связь между предельной полезностью и ценой и выразил ее в следующей формуле:

Предельная Предельная

полезность воды = полезность алмаза

Цена воды Цена алмаза

 

Это соотношение говорит о том, что рациональный потребитель в рамках ограниченного бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы каждый приобретенный товар принес ему одинаковую дополнительную полезность в расчете на одну денежную единицу. В этом случае общая полезность от купленного набора товаров будет максимальной.

Современный вариант модели потребительского поведения основывается на следующих трех предпосылках. Перваяпредпосылка состоит в том, что потребитель способен сравнивать и ранжировать (упорядочивать) наборы товаров, причем результатом сравненияможет быть предпочтение или безразличие.

Например, он предпочитает:

· набор товаров А набору В;

· или набор товаров B набору A;

· или наборы товаров A и B для него равноценны, т.е. ему безразлично какой набор выбрать.

Вторая предпосылка заключается в транзитивности предпоч­тений, т.е. если потребитель из трех наборов А, В и С предпочи­тает набор А набору В, а набор В — набору С, то он должен предпочесть набор А набору С. Транзитивность также подразу­мевает, что если покупатель не делает различий между альтерна­тивами А и В и между В и С, то тогда он не должен делать раз­личий между А и С. Транзитивность гарантирует потребитель­ским предпочтениям рациональность в том смысле, что обеспе­чивает последовательность и согласованность в процессе выбо­ра.

Третья предпосылка о ненасыщаемости утверждает, что потребности в товарах не имеют насыщения, а посему большее количество това­ра предпочитается меньшему.

Основныминструментом анализа поведения потребителя служит кривая безразличия, представляющая совокупность точек, на которых расположены альтернативные комбинации двух то­варов, имеющих одинаковый уровень полезности, и потребителю безразлично какой набор выбрать. Если потребителю все равно, какую комбинацию товаров предпочесть, то он находится в положении безразличия. На рис. 4.3 представлена типичная кривая безраз­личия с отрицательным наклоном. Количество товара X измеря­ется по горизонтальной оси, товаров У — по вертикальной. Представленные на кривой безразличия комбинации наборов товаров X и У обеспечивают потребителю одинаковый уровень полезности. Наборы A,B,C,D дают одинаковое удовлетворение от потребления.

Кривая безразличия имеет отрицательный на­клон, который отражает тот факт, что покупатель получает удовлетворение от обоих товаров при со­блюдении следующего условия: если он увели­чивает потребление това­ра X, то должен отказать­ся от известного количе­ства товара У, чтобы со­хранить прежний уровень полезности. Наклон кривой безразличия показывает относительное предпочтение потребителя по отношению к товарам, входящим в набор, и называется предельной нормой замены. Изобразим кривую безразличия двух товаров Х и У, на этой кривой отметим комбинацию наборов товаров A,B,C,D.

 

 

Переходя от набора A к набору B, потребитель сокращает потребление y на в обмен на увеличение товара Х на

Переходя от набора С к набору D, потребитель сокращает потребление товара У на и увеличивает потребление товара Х на

Совокупность кривых безразличия образует карту кривых безразличия (рис. 4.4)

).

График иллюстрирует типичную карту кривых безразличия состоящую из четырех кривых: I, II, III, IV. Любая кривая безразличия, лежащая выше и правее другой, представляет боле высокий уровень потребления (полезности). Все наборы благ на одной и той же кривой являются равнозначными, а лю­бая комбинация благ, находящаяся на более высокой кривой, будет более предпочтительной. Кривые безразличия являются аналитическим инструментом определения того, что хочет приобрести покупатель. Если бы потребители имели неистощимые денежные ресурсы, то не воз­никало бы проблемы рационального использования средств и не было бы работы для экономистов. Люди покупали бы все, что хотят, а надобность в проблеме выбора отпала бы. Однако в жизни все далеко не так. Выбор ограничивается наличием необ­ходимых товаров, их ценами и доходом покупателей. Как правило, потреби­тели имеют весьма ограниченный доход, и проблема заключает­ся в том, каким образом потратить ограниченные средства, что­бы получить максимум возможного удовлетворения.

Бюджетное ограничение указывает на то, что расходы не должны превышать доходы.Поскольку общая сумма рас­ходов не должна превышать де­нежный доход, то бюджетные ог­раничения можно выразить фор­мулой РХХ+РУУ<М, где М означает денежный доход потре­бителя. Если бюджетное ограничение представить в виде уравнения прямой РХХ+ РуУ=М, то данную прямую можно на­звать бюджетной линией. Бюд­жетная линия потребителя показывает комбинации всех наборов това­ров X и У, которые покупатель может приобрести при данных уровне дохода и ценах на указанные товары.

Анализ реакции потребителя на изменение доходов позволяет, с одной стороны, классифицировать потребителей по уровню дохода и видам потребления, с другой – построить кривую спроса. Если с ростом дохода потребление товаров Х и У растет, то эти товары называются нормальными. Товар, потребление которого с ростом дохода падает, потребитель оценивает как некачественный. Например, с ростом дохода потребитель отказывается от изделий из кожезаменителей, предпочитая натуральную кожу. Высококачественным называется такой товар, на который расходуется весь дополнительный доход потребителя. Зависимость между доходом и количеством приобретаемых товаров Х и Z показывает график, который называется «кривая Энгеля». На графиках видно, что с ростом дохода потребление товара Z растет, а потребление товара X падает.

 

 

Реакция потребителя на изменение цены показывает зависимость потребляемого объема от изменения цены товара. По мере снижения цены на товар, оптимальное его потребление растет.

Изменение цены воздействует на потребляемый объем (объем спроса) двояко. Например, снижение цены какого-либо товара приведет к росту покупательной способности потребителя или, другими словами, к росту его реального дохода. Это позволит приобрести прежний набор товаров за меньшую сумму, а на сэкономленные деньги приобрести дополнительно оба товара. Это явление получило название эффект дохода.

Кроме того, снижение цены товара может привести к тому, что потребитель будет склонен изменить структуру потребления, увеличивая потребление относительно подешевевшего товара и сокращая потребление относительно подорожавшего товара. Это явление получило название эффект замещения.

 

Контрольные вопросы:

1.В чем сущность теории потребления?

Что такое полезность?

3. Раскройте содержание кардиналистской и ординалистской теорий полезности.

4. Какова сущность общей и предельной теории полезности?

5. Что такое кривая безразличия? . Карта кривых безразличия.

6. Объясните бюджетную линию потребителя?

7. В чем эффект дохода и эффект замещения?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.