|
Большинство граждан России обеспокоены последствиями реформ 90х годов, которые привели к жесткому расслоению общества. Добавлю, к абсолютно бесперспективному расслоению.
Не случайно Президентом РФ были инициированы в качестве национальных проектов программы, связанные прежде всего с социальной сферой, с расширением и поддержкой потенциала отечественного здравоохранения и образования. Эти проекты позволят запустить в действие механизмы социальной защиты и в известной мере восполнить несовершенство рынка.
Несмотря на то, что в стране активно проводилась административная реформа, общественный запрос на более качественную власть, работающую на модернизацию страны, на повышение ее конкурентоспособности, в мире лишь усилился. Люди требуют более активных и последовательных действий по реформированию власти, чем это происходит сейчас.
В этом нет ностальгии по сильной руке. Здесь присутствует понимание стратегических целей развития Российского государства и роли государственных институтов в достижении этих целей. По сути дела, речь идет о компетентности и профессионализме нашей власти, о механизмах формирования доверия между властью и обществом, о создании современного государственного менеджмента, который бы отвечал требованиям открытого и справедливого общества.
Для успешного функционирования необходима инфраструктура рынка. Она представляет собой совокупность институтов, систем, служб опосредующих движение товаров и услуг, обеспечивающих нормальное функционирование рынка. Инфраструктура – это обязательный, динамичный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Инфраструктура включает такие элементы, как предприятия оптовой и розничной торговли, банки, страховые кампании, аукционы, ярмарки, биржи (товарные, валютные, фондовые), рекламные агентства, аудиторские фирмы и т.д. Все эти элементы очень тесно связаны друг с другом. Они облегчают реализацию интересов субъектов рыночных отношений, помогают выстраиванию оптимальных связей, организационному оформлению рыночных отношений и т.д. К инфраструктуре рынка относятся и учебные заведения которые готовят специалистов. В последние годы в России инфраструктура добавилась очень важным элементом, как свободные экономические зоны.
Инфраструктура рынка
Преимущества рынка:
· Эффективное распределение ресурсов;
· Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям;
· Свобода выбора и действий производителей и потребителей;
· Максимальное использование достижений НТР;
· Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.
В то же время необходимо иметь в виду, что рыночный механизм не является абсолютно совершенным и идеальным. Имеют место ситуации, когда рыночный механизм дает сбои, что приводит к неэффективному использованию экономических ресурсов, депрессиям, циклическим кризисам, не обеспечивается социальная защита населения и т.д., то есть рынок имеет существенные недостатки. К недостаткам можно отнести то, что рынок:
· Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
· Игнорирует зачастую потенциально негативные последствия принимаемых решений;
· Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;
· Не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;
· Не обеспечивает действенной мотивации фундаментальных исследований в науке;
· Подвержен нестабильному развитию с соответствующими рецессионными и инфляционными процессами.
Такие ситуации в экономической теории называются провалами рынка. Провалы рынка – это экономические ситуации, при которых рыночный механизм не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование экономических ресурсов.Провалы, фиаско рынка попадает в общую категорию внешних эффектов. Под внешними эффектами
понимается влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Если такое воздействие неблагоприятно, оно называется отрицательным внешним эффектом, если наоборот, то положительным внешним эффектом. В Республике Татарстан, в ряде других регионов России расположено значительное количество химических производств, добыча и переработка нефти, газа и т.д. Предположим, что при каждой произведенной единице химической продукции в атмосферу попадает определенное количество вредных отходов. Поскольку ядовитые выбросы повышают вероятность заболевания людей, которым приходится дышать загрязненным воздухом, мы имеем дело с отрицательным внешним эффектом. Наличие внешнего эффекта означает, что издержки производства химической продукции для общества превышают издержки её выпуска для поставщиков. Внешние эффекты проявляются также в процессе потребления. Например, водитель, управляя автомобилем в нетрезвом состоянии, подвергает опасности жизнь других людей, то в данном случае возникают отрицательные внешние эффекты. Положительные внешние эффекты возникают, например, в образовании, поскольку образованное население выбирает достойное правительство, что приносит выгоду каждому. Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, регулирования рыночных отношений. Государство, чтобы уменьшит влияние внешних отрицательных эффектов, использует экономические и административные санкции. В США широко используется налог Пигу ( по имени американского экономиста А.Пигу), как весьма эффективный метод уменьшения общего уровня загрязнения. В частности, попадание ядовитых химических веществ в реки наносит вред окружающей среде, животному миру, качеству питьевой воды, считается преступлением и карается в соответствии с законом. Так же алкогольные напитки, табачные изделия облагаются самым высоким налогом, а образование субсидируется посредством бюджета, выделяются гранты, именные стипендии, включено в национальный проект России.
При рассмотрении рынка мы создаем абстрактную модель со всеми условностями, присущими этой модели. Анализируя рынок, мы предполагаем, что информация на таком рынке распределена симметрично, то есть все субъекты рыночных отношений обладают равным доступом к ней. Тем самым, неопределенность, искажение информации отсутствуют, что позволяет использовать экономические ресурсы наиболее эффективным образом. Однако это чисто теоретически. В реальной жизни идеальная модель рынка с совершенной конкуренцией отсутствует и возникает асимметричность информации. Складывается ситуация, когда одни участники рынка обладает более точной информацией, другие меньшим объемом, третьи руководствуются искаженной информацией и т.д. Возникает ситуация, которая получила в экономической теории название «явление неопределенности». В ситуации явления неопределенности ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. В результате асимметричности информации возникают интерналии и экстерналии, которые позволяют одним получать незаработаннные доходы, а другим нести неоправданные издержки. Это свидетельствует о неизбежности рисков в рыночной системе для таких его субъектов, как домохозяйства и фирмы. Под риском в экономической теории понимается ситуация, когда, зная вероятность каждого возможного исхода, нельзя точно предсказать конечный результат. Риски имеют как объективную, так и субъективную природу. Существует несколько способов снизить риск или, иначе говоря, несколько способов страхования риска. К таким способам относятся распределение риска, объединение риска, диверсификация и некоторые другие способы.
Решение перечисленных выше задач берет на себя государство, роль и функции которого в современном рыночном хозяйстве существенно изменились.
Функции государства в рыночном хозяйстве:
· Обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики, регулирование рыночного хозяйства при помощи экономических рычагов воздействия на поведение субъектов рыночных отношений (налоги, целенаправленное ограничение в политике цен, ориентация на государственные субсидии, кредит, штрафы, таможенные пошлины и и.д.).
· Антимонопольная политика и поддержание конкуренции.
· Создание эффективных общих условий воспроизводства (развитие производственной, природоохранной и социальной инфраструктуры).
· Реализация государственной собственности путем развития предпринимательской деятельности в этом секторе экономики.
· Компенсация негативных сторон рынка.
· Стабилизация воспроизводства на макроуровне посредством регулирования экономической динамики путем инвестиционно-структурной политики, финансового и налогового контроля за уровнем производства, безработицы, инфляции.
· Обеспечение принципа справедливости, социальных гарантий путем перераспределения доходов, осуществления трансфертных (не связанных с трудозатратами) платежей.
· Поддержка малого и среднего бизнеса.
· Проведение фискальной политики - изъятие части дохода хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|