Сделай Сам Свою Работу на 5

Минутки чистописания во 2 – 4 классах





Письмо – это сложное речевое действие. Но формирование графического навыка предусматривает, прежде всего, непосредственное двигательное воспроизведение на бумаге графического комплекса. Соблюдение единых правил написания букв и их соединений облегчает письменное общение людей. Неграмотное письмо затрудняет процесс чтения и понимания текста. Минутки чистописания направлены на совершенствование техники письма, на предупреждение дисграфии и исправление графических ошибок.

 

Постепенно с каждым уроком увеличивается объем и сложность письменных упражнений. В ходе таких упражнений учащиеся решают орфографические, грамматические, логические задачи. Увеличивается темп работы на уроке. Это приводит к тому, что появляется много недочетов в технике письма. В связи с этим возникает необходимость проведения последовательной и основательной работы по совершенствованию каллиграфических навыков учащихся.

На каждом уроке русского языка ученики должны писать, повторять написание букв, элементов, соединений. С целью повышения интереса учеников к работе по чистописанию и активизации всего учебного процесса необходимо создавать игровые ситуации. Однако учителю необходимо помнить о том, что игра должна способствовать активизации познавательной деятельности ребенка и сочетаться с серьезным, напряженным трудом.



Минутки чистописания можно проводить фронтально, со всем классом.

Работа по совершенствованию графического навыка тематически связана с общей работой на уроке русского языка. В начале урока русского языка учащимся дается задание написать отдельные элементы букв, соединений букв или слоги, образцы которых написаны на доске. Сочетание фронтальной работы по чистописанию с индивидуальной формой дает больший эффект. Для этого можно использовать карточки. Вот несколько примеров заданий на минутках чистописания.

С целью поэлементного воспроизведения форм букв, отработки безотрывности и ритмичности написания предлагается следующее упражнение. В карточку на твердой основе вставлен лист. Через прорези в карточке ученик выполняет задание.

 

 

1.Выдели сходства и различия в написании букв ;различия сходства



А Л

У Ч

2.Объедини в одну группу буквы по сходству элементов и перепиши буквы, которые объединил.

Вв Зз Ее Дд Оо

Задания можно усложнить, предложив учащимся списывание со вставкой нужных элементов или соединений.

3. Прочитай. Спиши, вставляя нужные элементы.

Такие упражнения способствуют формированию у детей осмысленного

отношения к написанию букв и соединений.

4. Даны буквы А, Л, М, Я. Задание: Найди сходство в элементах. Пропиши в тетради этот элемент и данные буквы.

Подобные упражнения акцентируют внимание учащихся на грамотном, поэлементном написании букв, а также способствуют развитию мышления.

Дидактическая игра «Допиши букву» также развивает аналитическое видение буквы. Необходимо найти и дописать недостающий элемент.

Занятия по чистописанию должны быть направлены на отработку форм тех букв, при написании которых учащиеся испытывают наибольшие затруднения. Как показывает практика, это строчные буквы ш, м, т, к, а, в, ч, з, д,б; прописные П, Т, Н, К, В, З, Д.

 

С 1 класса учитель должен приучать школьников к связному (безотрывному) написанию как отдельных букв, так и 2 – 3 букв, выполняющихся естественными движениями рук.

Их можно давать под несколько ускоренный счет.

Исходя из задач минуток чистописания в 1 классе, примерная их тематика может быть следующей:

Письмо строчных и заглавных букв и, ш, л, м, И, Ш, Л, М; буквосочетаний с повторяющимся элементом – прямой чертой с закруглением внизу: ши, им, ли, шли и т.п.

Письмо строчных букв щ, ч, к; заглавных К, Н.

Письмо строчных букв п, г, т, р; заглавных П, Т.



Письмо строчных букв е, а, д; заглавной буквы Д

Письмо строчных букв в, з; заглавных В, З, Е.

Основное внимание уделяется формированию графического навыка. Отсюда более тщательная работа над формами букв, включающих элементы, выполняемые одинаковыми движениями руки, над трудными соединениями этих букв, закрепление осваиваемых букв в разных позициях в слове при их письме как отдельно, так и в составе предложений. С целью развития легкости движений руки, необходимых для начертания букв той или иной группы, в урок включаются также специальные подготовительные упражнения для руки, которые проводятся как в воздухе, так и в тетради в виде изображения бордюров, узоров, росчерков. В отличие от подобных упражнений в прописи бордюры имеют вид более ритмизованного орнамента и выполняются самостоятельно не путем копирования, а путем воспроизведения с опорой на сличаемый образец.

Подготовительные упражнения для руки могут быть следующие:

в воздухе – «человечек идет по холмам и горам» - выполняются пальцами движения, имитирующие ходьбу (попеременное выдвижение вперед указательного и среднего пальцев правой руки) по «горам»;

выполнение волнообразных движений.

При работе над буквосочетаниями отбираются такие, которые требуют разного типа соединений: а) верхнего – пи, гр и т.п. (обращается внимание на доведение соединительного штриха до верхней линии рабочей строки и повторное проведение прямой черты следующей буквы по верхней части этого штриха); б) нижнего – пл, по, гм, га (в этом случае соединительный штрих, наоборот, короче, чем при письме отдельной буквы); в) среднего – ог.

Все буквосочетания закрепляются в словах или сочетаниях слов типа гуси гогочут га-га и пр.

Как правило, при работе над формой нескольких букв предусматривается их общее закрепление в ходе письма в составе слов предложения, которое подбирается с учетом максимального использования в его составе изученных букв в разных соединениях. Так, например, при работе над формами букв и, ш, л, м, И, Ш, Л, М можно предложить для списывания с образца предложение: Инна, Миша и Лина – малыши.

При подборе учебного материала учитываются также возможности его использования для повторения изученных сведений о языке (написание жи, ши, ча, ща, чу, щу; обозначение мягких согласных с помощью мягкого знака и гласных е, ё, ю, я, и; написание большой буквы в именах в начале предложения, точки в конце предложения), а также для развития речи учащихся. Поэтому тематика и содержание предложений должны быть близки жизненному опыту первоклассников.

 

При проведении минуток чистописания важно, учитывая возрастные особенности детей, обеспечить в течение всего урока интерес их к записываемому материалу, внимание и работоспособность, предупреждать перегрузку мышечного аппарата руки ученика. В этих целях, наряду с систематической работой с детьми по выполнению правил посадки, положения тетради, руки, учитель планирует не менее трех физминуток, проводимых обычно после записи 2 – 3 строк в тетради.

Привлекает внимание учащихся к записываемому материалу, снимает усталость, повышает работоспособность и использование игр, игровых ситуаций, игровых и занимательных заданий.

Для минуток чистописания в 1 классе большое значение имеет использование различных средств наглядности: прописывание образцов в тетрадях, показ учителем образца на доске, демонстрация образцов букв письменного шрифта на карточках, на большом плакате алфавита заглавных и строчных букв, показ образцов различных соединений букв на таблице, работа с плакатом «Правильно сиди при письме».

Таким образом, минутки чистописания в 1 классе должны отвечать многим гигиеническим и дидактико-методическим требованиям и в первую очередь должны быть направлены на формирование каллиграфичких навыков письма учащихся.

Во 2 классе проводится основная и углубленная работа по формированию каллиграфических навыков младших школьников.

Основной задачей минуток чистописания во 2 классе является более тщательная, детальная работа над формами всех букв алфавита, а также разными видами их соединений в порядке усложнения начертания (в соответствии с генетическим принципом). При выполнении каллиграфических упражнений выступает также задача некоторого ускорения темпа письма, связанного с развитием безотрывности и ритмичности написания слогов, небольших слов. Наряду с этими задачами, по-прежнему в поле зрения учителя остается работа над совершенствованием всех других качеств письма – наклона, линейности, равноотставленности элементов букв и др.

Решение указанных задач получает на уроках свое конкретное воплощение в зависимости от этапов работы, условий формирования каллиграфических навыков. Так, до середины 3 четверти работа ведется в тетрадях с разлиновкой в две линии. В этих условиях последовательно отрабатывается форма каждой буквы, ее соединения с предыдущими и последующими буквами.

В соответствии с общими задачами второго года обучения основное содержание минуток чистописания составляют:

а) прописывание отдельных букв по образцу с предварительным анализом и показом, объяснением учителя на доске;

б) письмо букв под счет с опорой на пунктирные штрихи образцов прописи;

в) письмо буквосочетаний с трудными соединениями или распространенными в словах;

г) письмо букв в чередовании со сходными по начертанию буквами или в чередовании со вспомогательными штрихами для регуляции правильного наклона;

д) письмо слов, включающих осваиваемые буквы, соединения, буквосочетания;

е) письмо предложений или небольших текстов, включающих слова для закрепления формы букв, соединений.

 

Со 2 класса начинается последовательная работа по достижению большей скорости письма. В связи с этим на каждом уроке вводится письмо под счет, способствующее достижению ритмичности производимой записи.

Во втором полугодии с переходом на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию изменяется и характер отбора содержания занятий чистописанием. При письме в тетрадях с новой разлиновкой последовательность отбора буквы определяется частотой использования тех или иных букв в письменных упражнениях на уроках русского языка и сложностью их начертания для второклассников.

Основная задача занятий этого периода – научить детей самостоятельно писать буквы одинаковой высоты в услових письма без верхней линии рабочей строки. Еще в большей степени во втором полугодии важны упражнения в тренировке ритмичности, плавности письма при сохранении его четкости, разборчивости.

На втором году обучения тоже целесообразно использовать задания в игровой форме, особенно в связи с группировкой букв.

Забота о соблюдении гигиенических требований при письме остается одной из главных забот учителя и на втором году обучения.

Учитель учит детей находить недочеты каллиграфического характера, объяснять причины их появления и устранять в ходе дальнейшего письма. При проверке тетрадей делает исправления типичных, серьезных неточностей, прописывает элемент, букву, соединение, слово на полях или после записи для индивидуальной работы ученика над исправлением своих недочетов.

Упражнения по чистописанию с 3 класса проводятся на уроках русского языка в течение 8 – 10 минут. Овладение четким, связным, ритмичным письмом в ускоренном темпе – основная направленность дальнейшего совершенствования каллиграфического навыка учащихся на третьем году обучения.

В начале учебного года возникает потребность в закреплении умений, сформированных во 2 классе. Целесообразно закреплять эти умения в несколько иных условиях – при переводе на более мелкое письмо (высота строчных букв 3 мм, высота заглавных букв примерно в 2 раза больше).

В 3 классе рекомендуется учить писать без отрыва «пера» целые слова, состоящие не более, чем из пяти букв. Например, мель, уголь, вечер, север, семья и другие.

Особое внимание уделяется отработке выполнения трудных соединений: ил, ум, ия; юл, оя, ом; он, юг, жч; об, од, юб; ев, се; иг, ги; вз, ех, сж; ъя, ья; ел, ся.

Для стимуляции увеличения скорости письма практикуется последовательное ускорение счета: слова прописываются сначала под умеренный счет, затем под более быстрый.

Работу над буквами нужно строить разносторонне, уделив им большее внимание в составе слов, которые в свою очередь, включаются в предложения и тексты и пишутся в разных скоростных режимах, близких к естественному письму.

При работе над буквами в 3 класее следует активней вводить приемы сопоставления и противопоставления форм букв по каким-либо отдельным элементам

Важно в новых условиях продолжать развивать самоконтроль учащихся. Учащиеся должны научиться самостоятельно определять свои задачи при каждом повторном воспроизведении буквы, соединения, слова, фразы, проверять степень соответствия написанного образцу, выявлять причины своих неудач и добиваться их устранения при повторных записях.

 

В среднем объем специальных упражнений по каллиграфии – 4 строки.

Письмо детей на четвертом году обучения становится более непринужденным, складываются характерные особенности индивидуального почерка.

Условия выполнения каллиграфических упражнений должны быть максимально приближены к естественным условиям выполнения письменных работ на других уроках. Это значит, что предлагается письмо с одновременным решением нескольких задач – по каллиграфии и орфографии, по каллиграфии и по выделению частей или построению слова, фразы и т.п.

Для выработки скорописного связного письма в 4 классе продолжают проводиться специальные предварительные упражнения, несколько усложненные по сравнению с 3 классом.

Как и в 3 классе, в занятия по чистописанию должны включаться упражнения, предусматривающие работу над формами тех букв, которые наиболее подвергаются деформации при ускорении письма. Это строчные буквы б, у, р, д, з, х, г, а, заглавные П, Е, В, К, Н. Кроме них – строчные буквы н, и, я, е, заглавные Х, Д, Б, З, Ж. Затем в работе над формами букв используются упражнения в четкости написания двух или нескольких букв, формы которых при скорописи уподобляются друг другу. Чаще всего это буквы г, ч я, е н, ы у, ц и, п к, н. В работе используется прием противопоставления начертания отдельных отличительных штрихов этих букв. С этой целью подбираются слова, включающие одновременно по 2 – 3 контрольные буквы: книга, картины, кнопки, могучий, чугун, на улицу, сядем.

 

При отборе материала для отработки соединений в первую очередь нужно обратить внимание на выполнение нижних, а не верхних соединений с овальнами буквами: ао, ад, то, на. Таким образом, темой ряда занятий по чистописанию может быть отработка определенного типа соединений в разных буквах в сочетании с работой над ритмичностью и скоростью письма.

В тесной связи с работой над рациональными и удобными соединениями при скорописи проводится корректировка всех качеств письма, и в первую очередь соблюдение линейности букв на строке и параллельности некоторых букв в словах.

Помимо работы со специальными упражнениями, на занятиях чистописанием целесообразно проводить и предварительную графическую подготовку к написанию отдельных текстов упражнений учебника.

Любые письменные работы на уроках русского языка учитель должен использовать, помимо решения задач темы урока, для контроля за состоянием каллиграфической стороны письма. При оценке любой письменной работы принимаются во внимание чистота и опрятность работы, точность начертаний букв, четкость и разборчивость, удобочитаемость текста, общепринятый наклон и параллельность основных штрихов, одинаковая высота букв, равномерное расположение букв, слов на строке. Недочеты графического характера должны исправляться учителем, образцы букв, соединений, слова обычно прописываются на полях после выполненной работы для дальнейшей индивидуальной работы по исправлению недочетов в почерках учащихся.

Таким образом, использование приведенных упражнений во время минуток чистописания во 2 – 4 классах способствует совершенствованию навыка письма учащихся, предупреждению и исправлению графических ошибок.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Ответьте на вопросы:

1) Чем вызвана необходимость минуток чистописания во 2 – 4 классах?

2) Какие навыки призваны совершенствовать минутки чистописания?

3) Каковы задачи минуток чистописания во 2 – 4 классах?

2. Составьте несколько упражнений для минуток чистописания во 2 – 4

классах.

 

Занятие 8.

ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ

Учитель знакомит детей с тетрадью и прописью и поясняет, как расположены линии разлиновки: узкое расстояние между линиями – это рабочая строка, а расстояние между строками – межстрочное пространство. На всех страницах тетради и прописи есть красная линия, пересекающая страницу сверху вниз. Это линия отделяет поля, на полях писать нельзя. Пишут либо от полей, либо до полей. Затем проводится знакомство с шариковой ручкой. Учитель объясняет, что ручку держат три пальца – большой, указательный и средний. На первом же уроке надо дать детям возможность написать точку на верхней линии рабочей строки, проверить, все ли дети правильно нашли верхнюю линию рабочей строки. Затем дать задание поставить точку на нижней линии рабочей строки.

ПИСЬМО ТОЧЕК

При письме точек учитель ставит такие задачи перед учениками:

- ставить точку, не нажимая сильно на бумагу;

- ставить точку на одинаковом расстоянии друг от друга.

Образцами служат точки, данные в прописи и показ учителем на доске. На этом уроке перед началом письма учитель объясняет, в каком положении должна быть тетрадь – тетрадь должна лежать на парте с наклоном. Приблизительно напротив середины груди находится начало строки, на которой будут писать дети. Все дети открывают пропись и кладут их так, как требует учитель. Затем предлагается правильно взять в руки ручки, при этом учитель сам показывает, как это надо сделать. После объяснения учителя и показа написания точек на доске дети самостоятельно ставят точки в прописи.

ПИСЬМО ПАЛОЧЕК

Учитель говорит, что элементы письма букв и всё письмо будут наклонными.

Для объяснения того, как получить наклон при письме, детям предлагается открыть тетрадь, положить ее с наклоном, как это делали на предыдущем уроке. В таком положении тетради предлагается провести линию от середины страницы сверху прямо вниз на себя к середине груди. Выясняется, что получилась длинная наклонная линия во всю страницу. Затем дети открывают прописи. На доске учитель воспроизводит рисунок и объясняет, как писать палочку-черточку:

Начнем писать черту с верхней линии рабочей строки. Ведем вниз на себя до нижней линии рабочей строки. Возьмем правильно ручки, положим прописи с наклоном, обведем черту по точкам (показ на доске).

Теперь сами напишите три палочки. Надо только, чтобы палочки были одинаково наклонены на одинаковых расстояниях друг от друга и были бы ровными и прямыми. Для этого пишут три палочки, затем учитель обходит класс и разрешает части учеников дописать до конца строки. С некоторыми учитель работает индивидуально: обращает внимание на то, как исправить ошибки, поправляет тетради, ручки.

ПИСЬМО УГЛОВ

Учитель показывает на доске, как правильно писать углы, и просит детей повторить эти движения в воздухе. Затем ученики по точкам обводят углы в прописях и по разрешению учителя дописывают до конца рабочей строки. Для разминки можно провести физминутку или работу со схемой по картинкам, данным в прописи для определения гласных и согласных звуков.

ПИСЬМО ПРЯМОЙ ЛИНИИ И ЗАКРУГЛЕНИЕМ ВВЕРХУ И ВНИЗУ

На доске учитель воспроизводит рисунок прописи и объясняет, как писать линию с закруглением вверху и внизу.

Начнем писать прямую с верхней линии рабочей строки. Ведем вниз на себя до нижней линии рабочей строки и плавно закругляем вправо.

Теперь давайте повторим эти движения в воздухе несколько раз, а потом запишем в прописи.

После объяснения написания прямой линии с закруглением вверх учитель говорит:

Ребята, теперь посмотрите внимательно на доску, как я буду писать прямую линию с закруглением вверх. Начнем с середины рабочей строки. Ставим точку и закругляем вправо, доводим до верхней линии рабочей строки и ведем вниз на себя до нижней линии рабочей строки.

Повторяем эти движения в воздухе.

Дети самостоятельно пишут в прописи прямую с закруглением вверху.

ПИСЬМО ПЛАВНО НАКЛОННОЙ ЛИНИИ С ЗАКРУГЛЕНИЕМ ВНИЗУ

Учитель объясняет на доске написание плавно наклонной линии с закруглением внизу:

Плавно наклонную линию начинаем писать с середины широкой строки, ведем вниз до нижней линии рабочей строки и закругляем внизу вправо и влево.

Повторяем эти движения в воздухе.

Запись элемента в прописи.

ПИСЬМО ПЛАВНОЙ НАКЛОННОЙ ЛИНИИ С ЗАКРУГЛЕНИЕМ ВВЕРХУ И ВНИЗУ

Дети рассматривают образцы письма плавно наклонной с закруглением вверху и внизу. Учитель пишет образцы на доске и объясняет:

Начинаем писать с середины широкой рабочей строки. Ставим слабую точку, закругляем вправо и ведем плавно наклонную линию на себя до нижней линии рабочей строки и закругляем вправо.

Повторяем движения в воздухе.

Запись элемента в прописи.

ПИСЬМО ДЛИННОЙ ЧЕРТЫ С ПЕТЛЕЙ ВВЕРХУ И ВНИЗУ

Дети рассматривают образцы письма прямых черт, выходящих вниз за строку, выясняют, что это прямые наклонные черты, что они все одинаковой длины и не доходят до следующей рабочей строки. Они должны быть на одинаковом расстоянии друг от друга. Учитель пишет образец на доске, подчеркивая, что начинает писать с верхней линии рабочей строки. Выясняется, как получается наклон при письме. Проверяется положение ручки при письме. Дети пишут в прописи.

Переходят к письму прямой с петлей. Рассматривают, чем отличается этот элемент от предыдущего.

Учитель на доске показывает, как из длинной черты получается прямая с петлей вверху и внизу:

Ставим точку на верхней линии рабочей строки, ведем вверх, плавно закругляем вправо до середины широкой строки и ведем вниз на себя до нижней линии рабочей строки.

Повторяем движения в воздухе.

По точкам обведем прямую с петлей вверху.

По разрешению учителя дети дописывают данный элемент до конца строки. Затем учитель показывает, как легко написать петлю внизу, где ее пересекать. Дети пишут три элемента в прописи. Анализируется качество письма, в чем возникли затруднения и ошибки. После такого анализа дети дописывают данный элемент до конца строки.

ПИСЬМО ОВАЛА И ПОЛУОВАЛА

Для того, чтобы написать овал и полуовал, учитель обращает внимание детей на то, что тетради и прописи должны быть наклонены. И данный элемент пишется против часовой стрелки с наклоном.

- Начнем писать полуовал чуть ниже верхней линии рабочей строки,

доводим до верхней линии, закругляем, ведем на себя до нижней линии и

закругляем вправо до середины рабочей строки.

После повтора этих движений в воздухе дети по точкам обводят полуовал в прописи и по разрешению учителя дописывают до конца строки.

Письмо овала также объясняется учителем на доске, анализируются возможные ошибки. Сначала по точкам дети обводят овал, а потом самостоятельно дописывают до конца строки.

Занятие 9.

НАПИСАНИЕ СТРОЧНЫХ БУКВ

Буквы ш и (ш,и)

Учитель пишет на доске букву и безотрывно. Элементы буквы не надо прописывать отдельно. Учитель спрашивает детей: «Какая это буква?» Дети отвечают. Учитель пишет букву и одновременно объясняет, как надо писать эту букву: «От верхней линии ведется наклонная палочка вниз. Немного не доводится до нижней линейки, закругляется вправо и ведётся вверх опять до верхней линии. Не отрывая руки, ведется наклонная палочка вниз с тем же наклоном, что и первая палочка. Сначала эта палочка идет по уже написанной линии, затем расходится. Немного не доводится до нижней линейки, закругляется вправо и ведется до половины высоты буквы». Учитель обращает внимание учащихся на то, что последнее закругление не доводится до верхней линии. Так же объясняется и написание буквы ш.

Ошибки в написании этих букв общие.

1. Одни ученики пишут эти буквы очень широко, другие - узко и остро. Очень широкое написание этих букв происходит оттого, что ученик начинает закругление выше, чем это требуется, приблизительно с 1/2 строки. Узкое написание этих букв бывает потому, что ученик начинает закруглять букву непосредственно от нижней линейки. В этом случае он не может сделать закругления, а может написать лишь острый угол. Если он закруглит букву, то буква выйдет ниже строки, что также встречается в письме детей. Подобные ошибки исправляются при сравнении различно написанных образцов букв. На доске пишутся три буквы и: две неправильные и одна правильная. Ребята рассматривают эти три буквы, находят ту букву, которая написана правильно. Затем объясняют, в чем ошибка в написании двух других букв. Учитель или один из учеников делает обобщение: «Если наклонную палочку вести до нижней линейки, то буква будет острая и узкая. Если наклонную палочку начинать закруглять высоко, то буква будет очень округлая и широкая». Ребята находят между этими двумя точками закругления середину и приходят к выводу, что такая буква красивее.

2. Ученики допускают иногда и такую ошибку: элементы буквы пишут близко друг к другу, не оставляя между ними просвета. В этом случае ученик ведет закругление по нижней линейке. Вверх ведется штрих с тем же наклоном, с которым велась палочка, писался элемент вниз, а его надо писать с большим наклоном. Учитель исправляет эту ошибку. Он пишет на доске букву неправильно, спрашивает учеников, где он допустил ошибку. Обычно дети отмечают, что между элементами буквы нет просветов, они написаны почти слитно. Надо объяснить детям, где надо начать закругление основного элемента буквы и как надо вести ручку вверх. Ручка ведется вверх с наклоном вправо, наклон получается больше, чем когда ведется ручка вниз.

3.При письме букв учащиеся иногда изображают их с разным наклоном элементов. Происходит это потому, что учащийся старается каждую идущую вниз палочку изобразить отчетливо, отдельно от предыдущей, не касаясь ее. Кроме того, движения руки плохо скоординированы. Исправляют эту ошибку так. Учитель пишет на доске первый элемент и объясняет движение: «Вниз веду ручку на себя, вверх с большим наклоном вправо, довожу до верхней линии, затем, не отрывая руки, веду по этой линии некоторое время вниз, потом штрихи расходятся, продолжаю вести руку на себя. Так у нас получается одинаковый наклон элементов».

Учитель объясняет ученику, который делает подобную ошибку, почему у него плохо получается буква, и указывает, что надо некоторое время вести по той же линии. Однако после такого объяснения некоторые учащиеся начинают совсем сливать части буквы, не оставляя нижнего просвета.

Чтобы предупредить такую ошибку, надо обратить внимание учащихся на нижние просветы.

Учитель объясняет, что при письме буквы и надо вести по той же линии, а затем линии расходятся и образуют просвет. Необходимо указать ученикам, чтобы у них при написании был просвет в букве.

Так учитель обучает учащихся видеть форму буквы, создает у них правильные зрительные и двигательные представления о букве.

Буква г (г)

Письмо этой буквы начинается с 1/2 строки. Учитель объясняет: «Ведем вправо вверх с наклоном вправо, чуть не доведя до верхней линии, начинаем закругление и ведем на себя штрих к нижней линейке, чуть не достигая нижней линейки, закругляем и ведем вправо вверх наклонно до 1/3 высоты буквы».

Ошибки в написании этой буквы.

1.Излом основного элемента .

Для ликвидации этой ошибки хорошо провести такое упражнение, в котором наклонные палочки ученики пишут правильно и параллельно. Надо сравнить с ними написание этой же наклонной палочки при письме буквы г. Когда ребята найдут свою ошибку, то им легче ее исправить.

2. Если дети пишут букву с неправильным наклоном – прямо, надо следить, прежде всего, за тем, чтобы они правильно держали тетрадь, и объяснить особенности наклона разных частей этой буквы. Учитель указывает, что у первой части буквы большой наклон, вторую часть пишем на себя, третью часть буквы пишем с большим наклоном, с тем же что и правую часть.

Буква р

Это довольно трудная для написания буква. Буква пишется безотрывно. Элементы буквы отдельно не прописываются. Объясняется ее написание так: «От верхней линии ведем на себя палочку, пересекаем нижнюю линию до середины расстояния между нижней строкой и верхней линией следующей строки. Затем, не отрывая ручку от бумаги, ведем ее вверх по этой наклонной палочке и, немного не доведя до верхней линии, отводим ручку вправо, совершая движение так, как это делается в букве».

Ошибки в написании этой буквы.

1. Нарушение безотрывности. Учитель замечает это, глядя, как дети пишут. Он может заметить это и по начертанию буквы.

2.При безотрывном письме возможна такая ошибка. Дети очень рано отводят в сторону второй элемент буквы. Следует еще раз обратить внимание детей, что они должны выше вести ручку по первой линии.

3.Нарушение наклона при написании второго элемента буквы. Надо проверить положение тетради. Надо обратить внимание учащихся на необходимость того, чтобы наклон был одинаковым, когда ручка движется вниз. Для наглядности дается следующее упражнение: не дописать букву.

Затем написать букву полностью.

4. Нарушение наклона длинной палочки. Отклонение ее влево. Надо обратить внимание детей, что палочка должна быть прямой, не изогнутой. Буква р прописывается совместно с параллельными палочками и в словах (труд, радуга, труды) с элементами, выходящими вниз за строку.

Буквы _н м (н,м)

Буквы н, м пишутся без отрыва руки.

Ошибки в написании этих букв.

1. Нарушение наклона при письме второго или третьего элемента. Исправляются эти ошибки легко. Для этого следует переписывать буквы с параллельными палочками (см. ошибки в написании буквы р)

2. Разные расстояния между параллельными элементами буквы. Учитель сравнивает разные по написанию буквы, учащиеся анализируют ошибки при письме, делают вывод о необходимости писать буквы с одинаковым расстоянием между элементами.

Буквы л м (л,м)

Эти буквы пишутся без отрыва ручки. Первый элемент этих букв прописывается отдельно только в добукварный или в букварный период, когда дети впервые знакомятся с буквой м. Позднее элементы буквы отдельно не выделяются.

При прописывании первого элемента букв обращается внимание детей на то, что он пишется с большим наклоном, чем при письме палочки с закруглением внизу.

Дети списывают первый элемент буквы с доски и с прописей. Если при этом у них получается неправильный наклон элемента, то можно дать упражнение, в котором чередуется написание этого элемента с наклонной палочкой.

Дети анализируют, какой элемент написан с большим наклоном. Можно дать такое упражнение и для списывания. Объясняем написание буквы м так: «Ставим ручку немного выше нижней линейки, закругляем вниз влево и затем ведем ручку сильно наклонно вверх до верхней линии. Не отрывая руки, сначала немного ведём по написанному наклонную палочку с закруглением внизу, доводим её закругление до верхней линии строки и снова, не отрывая руки, ведем наклонную палочку с закруглением внизу. Но закругление ведем только до 1/3 высоты буквы».

Ошибки в написании этих букв.

1.Нарушается наклон в написании этой буквы. Происходит это потому, что первый элемент буквы прописывается с недостаточно большим наклоном. Надо ещё раз обратить внимание детей на то, что первый элемент этой буквы сильно наклонён, а остальная часть буквы пишется с обычным наклоном.

2.Сверху буква пишется очень округло, как буква г.

Детям надо указать, что эта буква не имеет округлого перехода. Второй элемент буквы некоторое время ведётся по уже написанному первому элементу.

Могут быть такие варианты неправильного письма этой буквы: очень остро написанная буква внизу или очень тесно слипающиеся элементы. Эти ошибки в написании однотипны с ошибками при написании букв и, ш и др. О том, как исправить такие недостатки в написании букв, уже говорилось.

Буква н (н)

Эта буква пишется без отрыва руки. В букварный период прописывается отдельно первый элемент буквы.

Прописывается этот элемент буквы потому, что дети довольно рано, начиная писать эту букву, впервые встречаются со сложным движением. Они в это время часто путают направление движения руки и изображают эту букву неверно.

После того, как дети начали писать букву, отдельно элемент не прописывается. Объясняется написание буквы следующим образом.

«От верхней линии ведём наклонную палочку (пишем на себя), затем ведём вверх по написанному, не доходя до половины палочки, руку отводим влево, делаем небольшую петельку (петельку почти не видим) и ведём руку к верхней линии, затем пишем, не отрывая руки, палочку с закруглением внизу».

Ошибки при письме буквы н в первом элементе встречаются в букварный период, когда неправильно изображается петелька. Если учитель позднее не отрабатывает эту букву, то петелька вообще не пишется.

Ошибки при письме второго элемента аналогичны вышеописанным: очень заострённое или очень округлое написание, неправильный наклон.

 

Причины этих ошибок и способы их исправления описаны выше.

Буква у (у)

Пишется без отрыва руки. Элементы буквы отдельно не прописываются. Только в подготовительный период отдельно прописывается палочка с петлёй. Объясняется письмо буквы у так: «Начинаем писать букву у от верхней линии. Пишем (ведя руку вниз на себя) наклонную палочку с закруглением внизу, доводим её до верхней линии. Не отрывая руки, ведём некоторое время руку по уже написанной черте, затем продолжаем вести руку на себя, пересекаем нижнюю линеечку, доводим почти до середины расстояния между нижней линеечкой и верхней линией следующей строки, здесь начинаем закругление влево на петлю. Петлю ведём к пересечению с нижней строкой и доводим букву до 1/3 величины строчных букв».

Основные ошибки при письме этой буквы:

1.Петля пересекается ниже нижней линейки. Надо ещё раз обратить внимание учащихся на то, что петля должна пересекаться на линеечке. Надо написать две буквы – неправильную и правильную, разобрать, в чём ошибка, стереть неправильно написанную букву и ещё раз написать букву правильно.

Некоторым детям надо помочь в процессе письма двигательно, взяв пи- шущую руку ученика в свою руку. Можно, следя за движением ученика во время письма, когда он раньше времени тянет руку на пересечение, указать ему: «Тяни выше, пересекай на линейке».

2.Отклонение петли влево. Это типичная ошибка в письме детей, и встречается она у учащихся даже во II и III классах. Необходимо объяснить, что при написании петли не надо переходить к загибу влево раньше, чем дойдём до 1/2 расстояния между нижней линеечкой и верхней линией следующей строки. Надо прописывать две буквы у без отрыва руки, чередуя их с написанием наклонных палочек, выходящих вниз за строку.

Иногда надо прописывать слова с элементами, выходящими вниз за строку: дудочка, удочка, гудок, друзья, кукушка, будка, дупло, утро и т.д.

3. Изменение формы петли. В I и во II классах связано с неумелым письмом, в III классе и позднее может быть связано с нарочито угловатым письмом петли.

Исправляя эту ошибку, надо показать пример анализа правильно и неправильно написанных букв, петелька должна быть не очень большой, всегда одинакового размера и длины, аккуратной овальной формы.

4. Нарушение наклона первого элемента. Надо напомнить детям, что первый элемент пишется с тем же наклоном, что и второй, провести анализ правильного и неправильного письма букв на примерах. Чаще эта ошибка встречается у отдельных учеников. Поэтому можно указать на неё индивидуально, а не всему классу.

Буквы ц щ (ц,щ)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.