Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма
Методический материал к курсу «Каллиграфия»
Занятие 1.
Каллиграфия, цели и задачи курса.
Прежде чем говорить о предмете дисциплины, необходимо определить, что же означает слово “каллиграфия”. В словаре С.И.Ожегова дано следующее определение: «Каллиграфия – искусство четкого и красивого письма» (С.И.Ожегов. Словарь русского языка – М., 1990, стр.263).
Каллиграфия и методика её преподавания является одной из педагогических наук. Знание методики каллиграфии есть необходимое условие подготовки учителя начальных классов. Современный учитель должен владеть литературной нормой, хорошо знать методические приёмы учебной работы по обучению письму и уметь применять их на практике. Он должен научить детей писать красиво, быстро и чётко.
Обучение письму – это, прежде всего, выработка графического навыка. Как и всякий навык он формируется в результате обучения. Главная цель курса - формирование навыков обучения письму у будущих учителей начальных классов.
Основные цели и задачи курса:
вооружение студентов теоретическими знаниями и практическими умениями по методике каллиграфии;
ознакомление с наиболее эффективными методами педагогической технологии;
практическое овладение студентами искусством красивого и правильного письма.
Учителю необходимо знать, что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования, какое влияние может оказать на процесс формирования навыка письма развитие ребенка, его возрастные особенности, состояние здоровья, методика обучения, тактика учителя и другие факторы.
Проблема обучения письму была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Ею занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты. Ведь каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, старательного отношения к выполнению любой работы.
Целью занятий обучения письму является формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. Иначе говоря, цели и задачи предмета каллиграфии теснейшим образом связаны с формированием навыка письма в целом.
Исключительно велико значение умения пользоваться письменным способом общения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет удобочитаемым, четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважение к тому, кто будет читать написанное. В современном обществе человеку приходится заниматься образованием и самообразованием. Во всех этих случаях возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром письме.
На уроках чистописания необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений сформировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене. Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий письму.
Формирование навыка письма как одного из сложнейших навыков человеческой деятельности основывется на определенных принципах обучения.
Принципы обучения чистописанию включают как общедидактические, так и принципы, вытекающие из специфики формирования графических навыков письма. Такие общедидактические принципы, как сознательность в обучении, доступность, постепенный переход от простого к более сложному, наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, находят свое специфическое воплощение в конкретной работе по обучению письму. Так, принцип наглядности, особенно важный в обучении чистописанию, обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей, таблиц и других пособий.
В начальной школе формирование индивидуальных почерков не заканчивается, процесс этот продолжается и в средней школе.
Работа по курсу тесно связана и скоординирована с такими науками, как лингвистика, психология, педагогика, методика преподавания родного языка.
Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма
Для того, чтобы правильно обучать учащихся письму, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков.
Они вырабатываются в процессе длительных упражнений. К навыкам, например, относятся чтение, вычислительные навыки, навыки черчения, рисования, речь и т.д.
Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитьё, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и т.д.), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографическим навыком, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Это не значит, что на высшем уровне владения письменной речью невозможно проследить за движением руки в процессе письма. Переключение внимания на движение руки в процессе письма вполне возможно (даже если у человека выработан почерк), но обычно следить за движением руки в процессе письма нет никакой необходимости. Сам процесс написания слов осуществляется легко и быстро, как ходьба физически здорового человека.
Почерк – это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку, как известно, возможна идентификация личности человека.
Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребёнка постепенно в течение дошкольного периода.
Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребёнка в школу. В преддошкольном возрасте (приблизительно до трёх лет) дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку. Позднее начинает включаться зрительный контроль – ребенок что-то рисует (домик, солнце, дерево), пишет карандашом отдельные печатные буквы. Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги развивают руку, пальцы и глаз ребенка, подготавливают их к процессу письма – развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.
Таким образом, к моменту поступления детей в школу глаз и рука ребенка в какой-то мере уже готовы к обучению письму.
Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма, и приемов письма.
На первом этапе овладения навыком характерна очень большая затрата энергии, неадекватная затратам сил, неэкономное вовлечение в исполнение лишних движений мышц. Ребенок очень сжимает ручку в руке, сильно жмет на нее при письме указательным пальцем. Напряженными оказываются мышцы лица, всего тела.
Движение руки в процессе письма сначала осуществляется очень медленно.
В первый период образования навыка очень несовершенными являются как зрительный, так и двигательный контроль за движениями. Ведущим при этом является зрительный контроль.
Для первоначального периода также характерна непрочность складывающихся приемов. Так, переход к новой задаче, например к безотрывному письму слога, вызывает нарушение письма формы буквы (которая изолированно писалась более или менее правильно), нарушение наклона элементов, которое не наблюдалось при изолированном письме буквы.
Таким образом, при обучении в 1 классе детьми еще не приобретаются ни беглость, ни уверенность в письме. В дальнейшем происходят качественные изменения в письме: все точнее воспроизводится образ буквы, буквосочетаний, в связи с тем, что устанавливаются связи между зрительным и мускульным контролем движения.
Постепенно происходит закрепление однотипных движений при письме одинаковых букв, что отражается в стереотипности одинаковых букв при письме – начинает вырабатываться почерк.
Постепенное увеличение скорости письма, приобретение ритма движений в процессе письма, стремление руки совершенствовать наиболее экономные движения приводят к более связному, безотрывному письму, в котором форма букв изменяется, меняется и ее стереотип. Стремление совершенствовать наиболее удобное, экономное движение при быстром письме постепенно приводит к деформации формы буквы и к уподоблению одной буквы другой в результате того, что разные буквы пишутся учащимися одним и тем же движением. Например, н, п, и, к пишутся совершенно одинаково. Деформация букв начинается в то время, когда письмо становится быстрым. Поэтому в начальных классах учитель должен больше работать над закреплением правильных форм букв.
Формирование почерка продолжается и после того, как обучение чистописанию заканчивается (после 4 класса). К 8 – 10 классам скорость письма учащихся приближается к скорости письма взрослых (90 – 100 букв в минуту).
Знание психофизиологических особенностей развития каллиграфических навыков письма поможет учителю понять, как формируется навык, какие требования можно предъявлять учащимся при обучении письму в том или другом возрасте.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Ответьте на вопросы:
1) Что означает термин «каллиграфия»?
2) Цели и задачи курса “Каллиграфия и методика её преподавания”.
3) Цели уроков обучения письму?
4) На чем основывается формирование навыка письма?
5)К каким навыкам человека относятся графические навыки?
6)С какой деятельностью человека связаны графические навыки письма?
7)Что характерно для первого этапа овладения графическим навыком?
8)Какой вид контроля является ведущим в первый период образования навыка?
9)Когда может начаться деформация букв?
2. Напишите кратко автобиографию каллиграфическим почерком.
3. Напишите текст физкультминутки каллиграфическим почерком.
Занятие 2.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|