Методы и приёмы обучения письму букв
Развитие методики обучения письму связано историей письменности. Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения письму шла борьба идей, мнений, методов. С упрощением письменного шрифта возникла необходимость в изменении методов обучения детей письму. Так, до середины XIX века обучение письму шло в отрыве от обучения чтению. К.Д.Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением, то есть осмысленно. Совершенствование методов шло по линии учета закономерностей формирования графических навыков письма, удобства при письме, увеличения доли сознательности при написании. В системе обучения письму получают распространение такие методы, как копировальный, линейный, ритмический, генетический. В первом полугодии 1 класса учитель пользуется почти исключительно линейным методом, а в дальнейшем, взяв за основу генетический метод, использует в нужных случаях и другие методы и приёмы, разумно сочетая их между собой.
Линейный метод берет свое начало в далеком прошлом. В основе этого метода лежит шрифтовый подход к обучению – точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Чтобы научиться писать какую-либо букву, учащийся должен изучить: из каких элементов состоит её очертание, как эти отдельные элементы расположены в букве, какого они размера и т.д. Для облегчения учащимся изучения правильного очертания букв, правильного расположения их на строке и строк на листе бумага разлиновывается горизонтальными и наклонными линиями; на странице тетради получается своеобразная сетка, в которую учащиеся вписывают очертание каждой отдельной буквы.
Наличие линий и клеточек для определения направления строк и выяснения пропорций отдельных элементов букв значительно облегчает процесс обучения письму. Поэтому линейный метод положен в основу при обучении письму, и им учитель пользуется с первых дней занятий обучения письму в школе.
Наряду с большими преимуществами линейного метода письмо по сетке имеет ряд существенных недостатков:
а) писание по очень частым клеткам сетки мешает ребёнку, стесняет его, раздваивает его внимание: учащемуся приходится, с одной стороны, следить за движениями руки, соответствующими начертанию данной буквы, а с другой – следить за тем, чтобы при письме буквы не переходили через линейки;
б) при письме по клеткам дети не приобретают и не могут приобрести навыков чёткой скорописи. Поэтому, как только учащийся усвоил основные пропорции в начертании элементов букв, дальнейшее письмо по клеткам становится ненужным. Уже в 3 классе учащиеся переводятся на письмо по одной линейке.
Приёмы для развития свободных движений кисти руки и пальцев могут быть различными. При обучении письму нельзя обойтись без отдельных упражнений, имеющих тренировочный характер. У детей плохо развита мелкая мускулатура и кисть руки. Плохо развит у них указательный палец, особенно его кончик, вследствие чего они обыкновенно сильно надавливают на ручку указательным пальцем. Но ещё хуже дети владеют большим пальцем, почему и держат ручку своеобразно. Надо развить мелкую мускулатуру пальцев – указательного и большого.
Путём выполнения предварительных упражнений дети подготавливают свою руку к тонким и точным движениям пальцев, которые необходимы при письме как элементов букв, так и самих букв и целых слов. Такие упражнения, имеющие, целью развить лёгкость и гибкость в движениях пальцев, значительно облегчат и помогут учащимся усвоить очертания букв каллиграфически правильного письма и развить его скорость.
Особенно большое значение применение этого приёма имеет при первоначальном обучении письму в первом полугодии 1 класса.
Так, например, чтобы написать штрих с закруглением внизу, нужно тренировать пальцы в выполнении круговых движений, которые понадобятся в дальнейшем и для письма буквы о.
Указанные в прописях предварительные упражнения не следует выполнять все сразу, а брать из них каждый урок только те, которые нужны в данный момент для подготовки правильных движений руки и пальцев при письме изучаемой буквы.
Генетический метод заключается в том, что учащиеся изучают письмо букв не в том порядке, как они расположены в алфавите, а по степени трудности их начертания, т.е. от графически простой по форме буквы к более сложной. Письму букв должно предшествовать выполнение подготовительных упражнений.
Сначала учащиеся пишут наиболее простые и лёгкие буквы, потом сравнительно сложные и, наконец, трудные. Благодаря такой последовательности учащийся, изучив несколько элементов, сразу переходит к письму наиболее простых по форме букв, затем, путём прибавления какого-либо нового штриха или отдельного элемента, изучает новые буквы, более сложные по своему начертанию.
После изучения отдельных элементов следует переходить к письму отдельных букв, а затем слов. Учитель сообщает учащимся о том, что сейчас они будут заниматься письмом, для чего им необходимо приготовить всё к этим занятиям. Затем учитель предлагает им внимательно следить за тем, как и в каком порядке будет идти у него письмо буквы или слова на классной доске, причём учащиеся должны повторять за ним те движения руки, которые учитель будет выполнять во время своего письма. После выполнения таких предварительных упражнений учащиеся переходят к письму в своих тетрадях.
Если какой-нибудь элемент или отдельная буква не будет удаваться при письме, можно несколько задержаться на этом, поупражняться в написании трудного элемента или трудной буквы с тем, чтобы потом, когда они будут усвоены, вновь перейти к письму начатого слова.
В целях же обеспечения навыков письма сначала подбираются слова, состоящие из наиболее простых элементов, а затем уже и наиболее сложные.
Постепенное нарастание трудностей происходит не только при изучении формы букв, но и при переходе от одной разлиновки к другой.
Ритмический метод (тактический) – письмо под счет в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.
Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический прием (метод тактирования). Обучение письму по системе Д.Б.Эльконина основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы.
Обучение тактированному письму, состоит из трёх этапов. Первый этап включает выполнение следующих упражнений: Обводка под счёт заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку; обводка под счёт заготовленных образцов рукописных слогов через прозрачную кальку.
На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох), и обводят словосочетания под счет через прозрачную кальку.
Третий этап включает следующие упражнения: обводка под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы.
Ритмический метод или письмо под счёт ставит своей задачей облегчить учителю ведение занятий сразу со всем классом и выработать у учащихся одинаковую скорость письма. При этом приёме учитель обучает одновременно всех учащихся, предлагая им для выполнения одну и ту же работу. Учащиеся в одно и то же время по такту или счёту, проводимому учителем, пишут основные элементы букв.
Счет следует вводить так: основной элемент движения – на себя пишем под счет «раз – два – три» и т.д., соединительное движение – под счет «и», которое произносим то длиннее, то короче.
Письмо под такт или счёт учителя даёт очень хорошие результаты, в особенности при обучении скорописи.
Темп письма не должен влиять на его качество, и если учитель замечает, что при взятом темпе дети начинают допускать ошибки в начертании элементов, строении букв, счёт должен быть соответственно замедлен. И, наоборот, при удовлетворительном результате темп письма может быть ускорен.
Однако необходимо помнить, что нельзя увлекаться приёмом счёта. При длительном и постоянном применении такого способа дети быстрее утомляются, у них притупляется интерес к работе. Данный метод можно применять только тогда, когда учащийся уже приобрёл умение писать буквы и успевает за счётом. Ритмический метод обязателен при повторном письме букв и, ш, п, что способствует выработке ровной линии и равномерного наклона однотипных элементов, выполняемых одинаковым движением. Всё это способствует созданию более правильного не только двигательного, но и зрительного образа буквы.
Обучение письму копировальным методом заключалось в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных учителем от руки. Метод был введен в XIX веке и был рассчитан на то, что длительное, хотя и механическое, обведение красивых образцов письма должно в итоге выработать правильную форму букв. Обучение по этому способу состоит в том, что изучение начертаний букв идёт, главным образом, с помощью «мускульного ощущения», а не путём анализа и изучения пропорций и формы каждой отдельной буквы, как это имеет место при генетическом методе. При обведении образца учащийся закрепляет правильное движение в хорошем исполнении. Но осуществляется оно при очень ограниченном осознавании процесса письма. Это не активный, а механический процесс, который не ведет к сознательному овладению почерком.
Этот метод в исключительных случаях может иметь применение для исправления недостатков почерка у детей при так называемом «зеркальном письме». Детям с таким письмом очень помогает, когда учитель первое время водит руку ребёнка при писании или если дети обводят буквы, заранее написанные учителем карандашом в их тетрадях.
Кроме того, этот приём учитель может использовать и для исправления своего почерка. Для этой цели учителю, в порядке подготовки к уроку, надо взять образец из букваря или прописи, наложить на этот образец лист прозрачной бумаги или кальки и обводить просвечивающиеся буквы карандашом или чернилами, заучивая пропорции букв и их начертание чисто мускульным путём.
В практике обучения письму ни один из этих методов в качестве единственного не оправдал себя. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму.
Первостепенное значение при обучении письму имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Показ письма буквы, буквосочетания должен сопровождаться объяснением учителя: где начинать писать букву, куда вести руку, где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы.
Другим приемом при обучении письму следует считать списывание учащимися с готового образца или его калькирование. При списывании с образца производится зрительный анализ образца и сравнение его с воспроизведенным. Этот процесс активный, поскольку хорошее исполнение возможно только при анализе и сравнении образца с исполнением. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование - это образец еще и для неосознанного подражания, которое в младшем школьном возрасте очень выражено.
Вспомогательным приемом обучения письму наряду с копировальным методом является прием воображаемого письма или письмо в воздухе. Этот прием отличается от копировального тем, что учащийся опирается не только на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ученик видит букву как бы через какой-то оптический прибор, пишет реально, но в вуздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы. Данный прием вызывает интерес к письму, разнообразит форму обучения.
Анализ формы буквы, элементов движения при письме также способствуют эффективному обучению письму учащихся. Учитель должен помнить, что поэлементный анализ не подменяет собой рассмотрение формы буквы и особенностей ее написания. Поэтому учитель вслед за этим объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения.
Одним из приемов обучения графическим навыкам письма считается введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыком письма. Знание правил при письме помогает учащимся улучшить свое письмо. Правила при письме должны формулироваться очень кратко и их должно быть немного.
Показ ошибочного написания буквы является еще одним приемом обучения письму. При этом в 1 классе лучше не выносить на доску пример ошибочного написания букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку и исправить ее.
На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Ответьте на вопросы:
1) Сущность линейного метода обучения письму.
2) Упражнения для развития мелкой мускулатуры рук учащегося.
3) Генетический метод обучения письму.
4) Особенности ритмического метода.
5) Копировальный метод обучения письму.
6) Приемы обучения письму.
2. Разработайте план- конспект урока письма, используя отмеченные выше методы и приемы.
3.Напишите пожелания в честь праздника «День учителя» каллиграфическим почерком.
Занятие 5.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|