Сделай Сам Свою Работу на 5

Обучение соединению букв при письме

Важным свойством современного письма является его безотрывность. Безотрывное письмо ускоряет выработку графического навыка. В формировании навыков безотрывного письма большую роль играет обучение правильному соединению букв. Учащиеся должны знать способы соединений всех букв. Им должны быть сообщены некоторые принципы соединений: общие признаки как первой, так и второй букв в соединяемой паре. Так, однотипными могут считаться соединения ои, ши, иш и т.п., где соединение имеет направленность снизу вверх.

Соединения бывают верхние, например ор; направленные снизу вверх, например ши; средние, например ае, и нижние, например ил. К верхнему соединению относятся буквы, воспроизведение которых начинается на верхней линейке рабочей строки. К нижнему виду соединения относятся буквы, которые начинаются чуть выше нижней линейки рабочей строки. Средний вид соединения используется для букв, начало которых на середине рабочей строки.

 

В прописях, используемых в школах Узбекистана с русским языком обучения (Тохтаходжаева М.Х., Вейцман Н.М., Белова В.А. Прописи. - Ташкент, 2009), даются образцы всех соединений как строчных, так и заглавных букв.

Для овладения навыком безотрывного соединения школьники должны научиться некоторым приемам. Одним из таких приемов может быть способ повторного проведения линии по уже проведенной. Так соединяются буквы о и л (повторное проведение линии имеет противоположное направление) или ю с любой другой буквой. Повторное, двойное проведение линии может иметь место не в первой букве соединения, а во второй, например, в слоге ша.

Изучая ту или иную букву, учитель всегда дает детям задания по отработке соединений этой буквы с другими буквами.

На некоторых уроках учитель может специально отработать соединения букв, объединив некоторые соединения в группы.

Так, учитель может отработать соединения предыдущих букв с овалами, отдельно работать над соединениями букв о и ю. Специальное упражнение может быть отведено соединениям букв в, ь, ъ. Известную трудность представляют для учащихся соединения с буквами м, л, я, так как в процессе письма ручка чаще идет вверх на соединение с буквами и, н, к, т, п.



Таким образом, можно выделить несколько групп соединений, над которыми учитель специально работает:

1.С овалами.

2.С о и ю .

3.Соединения с в, ь, ъ.

 

4.Соединения с полуовалами.

5. Соединения с м, л, я.

В процессе отработки соединений букв ученики должны пользоваться следующим алгоритмом:

Если следующая буква в сочетании относится к верхнему виду соединения, то линию от предшествующей буквы продолжить до верхней линейки рабочей строки (или середины строки, если тетрадь в «линейку»);

Если следующая буква в сочетании относится к нижнему соединению, то линию от предшествующей буквы нужно отвести вправо, немного выше нижней линейки строки;

Если следующая буква в сочетании относится к среднему виду

соединения, то линию от предшествующей буквы нужно довести до

середины строки и, не останавливаясь, плавно перейти к начертанию

первого двигательного элемента.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Ответьте на вопросы:

1) Какие виды соединений букв существуют в обучении письму?

2) Группы соединений, требующих специальных упражнений.

3) Алгоритм действия учащихся при отработке соединений букв.

2.Составьте несколько упражнений на отработку соединений букв.

 

3.Напишите каллиграфическим почерком детское четверостишие. Отметьте в нем виды соединений.

Занятие 6.

Планирование уроков письма и требования к ним.

Примерные разработки уроков письма в период обучения грамоте

Урок является основной формой обучения и вбирает в себя все богатство методических средств. Существуют общие требования к урокам, в пределах которых осуществляется творчество учителя в организации активной познавательной деятельности учащихся, в формировании навыков и умений чтения и письма, в развитии мышления и речи детей.

Требования дидактики заключаются в следующих положениях:

каждый урок должен иметь воспитывающий характер;

учитель должен ясно представлять цели урока;

каждый урок должен быть преемственно связан с предыдущим и последующим за ним;

разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов;

все учащиеся должны быть организованы учителем на работу.

 

При планировании и проведении уроков письма учитель должен придерживаться таких требований, как забота о речевой среде, присутствие на каждом уроке работы по развитию речи и мышления учащихся. Не менее важное требование – это использование разнообразных приемов звукового и буквенного анализа и синтеза. Учитель должен заботиться о том, чтобы основное время урока 2/3 занимала работа по формированию умений и навыков письма. Это означает, что большую часть урока дети занимаются письмом. Однако учителю надо помнить требование о том, что продолжительность непрерывного письма в 1 классе не должна превышать пяти минут. После каждого «сеанса» письма дети должны немного отдохнуть, переменить форму деятельности.

На каждом уроке письма необходимо использовать образцовый материал. Это могут быть дополнительные упражнения и языковой материал для письма. В структуре урока предусматриваются смена видов умственной деятельности, паузы, которые могут быть в форме физкультминуток, минуток юмора, загадок, решения кроссвордов, ребусов, дидактических игр.

Рассмотрим примерный план-конспект урока письма в первом классе.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА ПИСЬМА

Тема урока: Письмо строчной и заглавной букв П п

Цели урока: научить детей написанию букв П п; развивать навыки безотрывного письма, мышление, фонематический слух; воспитывать аккуратность при письме, бережное отношение к учебным принадлежностям.

Оборудование: наглядное пособие «Образец написания букв П п», цветные мелки, карандаши, картинки с изображением полки, палки и пилки.

 

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация рабочего места.

II. Проверка домашнего задания.

1. С какими звуком и буквой мы познакомились на прошлом уроке? (Л л)

2. Дайте характеристику звуку [л]: согласный, звонкий, сонорный,

непарный, твердый. Приведите примеры слов с этим звуком: лампа, кукла,

мел, полка.

3. Дайте характеристику звуку [ л`]: согласный, звонкий, сонорный,

непарный, мягкий. Приведите примеры слов с этим звуком: улитка, мель,

лиса, польза.

4.Гимнастика для глаз.

Сели правильно, спинки выпрямили, Ноги стоят на полу, руки аккуратно лежат на парте. Работаем только глазами. Начали. Посмотрели налево, направо, вверх, вниз, прямо, на меня (учителя)

III. Работа с новым материалом

Знакомство с написанием букв Пп

1. Характеристика звука [п]: согласный, глухой, парный, твердый, встречается в словах парта, топот, суп.

 

2. Характеристика звука [п`]: согласный, глухой, парный, мягкий; встречается в словах пилот, песня, капитан, степь.

Звук мы слышим, а букву видим и пишем. Буква п бывает строчной и заглавной.

3.Поэлементный анализ строчной буквы п: черта с закруглением вправо, по высоте занимает всю рабочую строку. Соединение черты и закругления (крючка) плавное (демонстрация пособия, письмо буквы в воздухе).

4.Поэлементный анализ заглавной буквы П : две большие наклонные черты одинаковой высоты, которые начинаются на вспомогательной строке и идут до конца рабочей строки. Левая черта загнута влево, а правая – вправо. Сверху над ними «шапочка».

2. Зарядка для рук.

Сжали пальчики обеих рук в кулачки. Покрутили кулачками от себя: раз - два- три – четыре; а теперь – к себе: раз – два – три - четыре. Встряхнули кистями рук.

3. Работа в прописи стр.25

Пишем букву п, слог па, слово папа .

Дети пишут в прописи, а учитель – на доске, проговаривая каждый элемент

Демонстрация картинок с изображением полки, палки и пилки, запись слов с пропущенными гласными о, а, и. Характеристика пропущенных букв и звуков.

 

4. Физминутка.

Лучшие качели – гибкие лианы.

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь век качается, да-да-да!

Тот не огорчается никогда!

5. Продолжение работы в прописи.

Пишем красиво, аккуратно. Письмо заглавной буквы П

Запись предложения «У Пулата папа пилот». Начало предложения пишется с заглавной буквы, все слова пишутся отдельно. Слово «Пулата» тоже пишем с большой буквы, так как это имя мальчика. В конце предложения ставим точку.

Также разбираются и записываются следующие предложения.

6. Слоговой диктант в рабочей тетради.

Ли, ны, ку, оп, ол.

7. Подведение итогов урока.

Чем мы занимались на уроке? С написанием какой буквы познакомились?

Оценивание работы учеников.

8. Домашнее задание: написать в рабочей тетради

Пп Пп, па пи пл Пу полка, пилка Папа катал Лолу.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА ПИСЬМА

Тема урока: Письмо строчной и заглавной букв У у

Цели урока: научить детей письму букв (заглавной и строчной) У у ; развивать умения письма элементов изученных букв, расширение кругозора учащихся и словарного запаса ; воспитывать бережное отношение ко всему окружающему.

Оборудование: иллюстрации буквы, схемы слов, таблица «как правильно сидеть за партой»

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

I. Орг.момент. Проверка ранее написанных учащимися букв.

II. Основная часть

1.Звуковой анализ слов.

Учитель: Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь запомнить слова, в которых есть звук [у].

Устала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Дети называют слова, которые они запомнили.

Далее детям предлагается назвать предметы, изображенные на рисунках, определить, какой одинаковый звук есть во всех этих словах.

Загадка:

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везет,

Очень медленно ползет. (Улитка)

2.Фонетический разбор слова улитка .

- Сколько слогов в этом слове?

- Назвать первый слог, второй, третий.

- Сколько звуков в каждом слоге?

- Назвать гласные, мягкие согласные.

- Какой слог и звук произносим громче? Поставить ударение.

- Составить схему слова.

- Выделить звук у, дать характеристику

(гласный, ударный, безударный; образует слог; обозначает твердость предшествующего согласного звука).

- Составление предложения со словом улитка по схеме

3.Показ письменной буквы, сравнение ее с печатной, выяснение их сходства и различия.

Создание в памяти ребенка образа буквы у

На что похожа буква.

Дети: У – сучок. В любом лесу ты увидишь букву У

Удобная буква!

Удобно в ней то,

 

Что можно на букву

Повесить пальто.

Ощупывание буквы у, изготовленной из наждачной бумаги, (15 – 20 раз) в направлении письма.

Графический анализ буквы – выделение элементов буквы У:

первый элемент – прямая линия с закруглением вверху и внизу, располагается в межстрочном пространстве.

Письмо элементов, из которых состоит буква У у

Выполнение штриховки в заданном направлении – составляется композиция «Паровозик»

4.Физминутка

Первым в цепочке был паровоз. (учитель)

Он загудел и вагоны повез. (вагоны - ребята)

Мчатся вагоны и громко гудят,

Мчатся вперед по буграм, по откосам.

Каждому хочется быть паровозом.

 

Учитель пишет букву У на доске, стоя к детям спиной: Начинаем писать ниже предыдущей строки, ведем вверх и вправо, закругляем и пишем на себя ровно, чуть не доводя до верхней линии рабочей строки, округляем вправо и ведем наклонную линию вверх до высоты этой буквы. Потом ведем ручку прямо и вниз на себя. Некоторое время ведем по написанному. Чуть не доводя до нижней линии, слегка закругляем влево.

Далее воздушное письмо – учитель пишет, стоя к детям спиной. Затем дети пишут букву в воздухе под счет в заданном темпе, а также обводят в воздухе написанную на доске букву.

Гимнастика для рук – «игра» на пианино, соревнование пальцев в беге.

Написание двух – трех букв в прописи. Контроль написанного учителем, выявление ошибок.

Учитель пишет на доске букву с обнаруженной ошибкой, обращая на нее внимание. Выясняется, в чем допущена ошибка. Учитель стирает написанное и пишет правильно.

Написание строчной буквы у:

Ставим ручку на верхнюю линию, ведем вниз на себя, чуть не доводя до нижней линии, закругляем и ведем ручку вверх с наклоном до верхней линии, не отрывая руки, ведем на себя по написанному прямую линию, переходим нижнюю линию рабочей строки, пишем в межстрочном пространстве, не доводя до верхней линии следующей рабочей строки делаем петлю.

Работа в прописи: дети прописывают одну строчку буквы у

5.Развитие речи учащихся

Игра «Кто больше?»

а) Придумайте слова со звуком [у] в начале, в середине, в конце слова (улица, утро; руки, груша, хожу, несу);

б) Назовите слова, в которых всего три буквы, причем вторая и третья

-ук (жук, бук, лук, сук);

 

в) Умеющие читать читают напечатанные на доске слова – перевертыши:

У лип Лёша нашёл пилу.

Работа в прописи.

Дети читают в прописи, какое слово написано.

Когда кричат ау?

Дети пишут под счет два слова. Затем объясняются ошибки, сделанные учащимися, и строка дописывается до конца.

Запись предложений и слов с буквой у.

Тренировочные упражнения в написании букв и, у, И, У, отмечается их сходство и различие.

Отрабатывается написание соединений с буквами.

 

III. В заключении учитель вешает на доску рисунок, изображающий открытую книгу с гласными и согласными буквами и предлагает детям прочитать слово, составляя слоги-слияния (согласный + гласный). Получится слово перемена.

IV. Подведение итогов урока. Обобщение, оценивание учащихся.

V. Домашнее задание. Заполнить страницу прописи на изученную букву.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Ответьте на вопросы:

 

1)Как вы понимаете требование, что «каждый урок должен иметь воспитывающий характер»?

2) Как уроки письма могут быть связаны между собой?

3) Каким образом достигается активность всех учащихся на уроке?

4) Что означает требование о том, что продолжительность непрерывного письма в 1 классе не должна превышать пяти минут?

5) Какова цель использования на уроках письма пауз, смены видов

деятельности учащихся?

2.Проанализируйте представленные планы уроков письма.

3.Составьте фрагмент плана урока письма (любой буквы на свой выбор) с учетом требований к урокам письма.

Занятие 7.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.