Сделай Сам Свою Работу на 5

Девятнадцатый аят: Сура аль-Муджадаля, аят 12





(является отмененным)

Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نَاجَيْتُمُ الرَّسُولَ فَقَدِّمُوا بَيْنَ يَدَيْ نَجْوَاكُمْ صَدَقَةً ﴾

«О те, которые уверовали! Если вы беседуете с Посланником в тайне, то предварите вашу тайную беседу милостыней(дав её нуждающимся)» [Сура аль-Муджадаля, аят 12].

ас-Суюты сказал, что этот аят отменён словами Всевышнего:

﴿ فَإِذْ لَمْ تَفْعَلُوا وَتَابَ اللَّهُ عَلَيْكُمْ فَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ ﴾

«Если вы не сделали этого и Аллах принял ваше покаяние, то совершайте молитву(вовремя и надлежащим образом)и выплачивайте закят» [Сура аль-Муджадаля, аят 13].



Об отмене этого аята заявило большинство толкователей Корана. Это мнение передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, ‘Али ибн Аби Талиба и [‘Абдуллаха] ибн ‘Умара. [См. «Тафсир ибн Джарир», 28/20; «Тафсир аль-Куртуби», 17/302].

Это мнение установлено от Катады [ибн Ди‘амы ас-Садуси], Муджахида [ибн Джабра], аль-Хасана [аль-Басри], Мукатиля ибн Хаяна, а также от многих других учеников сподвижников, а также от многих обладателей знания из следующий поколений.

Сказал Макки ибн Аби Талиб аль-Кайси: «Большинство людей (знания) придерживаются мнения о том, что этот аят отменён» [См. «аль-Идах», стр. 426].

Учёные разногласили относительно того, действовал ли кто-нибудь в соответствии с этим аятом до его отмены или нет.

Передаётся, что только ‘Али ибн Аби Талиб действовал в соответствии с этим аятом до его отмены.

Передал имам ‘Абду-р-Раззак ибн Хамам ас-Сана‘ани от Ма‘мара [ибн Рашида], а тот – от Аюба [ибн Аби Тамимы ас-Сахтияни], а тот – от Муджахида, который передал, что ‘Али [ибн Аби Талиб] сказал: «Никто не действовал в соответствии с этим аятом, кроме меня, после чего он уже был отменен». Затем Муджахид сказал: «Мне кажется, он [‘Али ибн Аби Талиб] сказал о том, что этот аят действовал лишь короткое время».



Эта цепочка передатчиков в целом является достоверной, но следует заметить, что ученые разногласили в том, слышал ли Муджахид что-нибудь от ‘Али [ибн Аби Талиба] или не слышал. Однако аль-Бухари в книге «ат-Тарих аль-Кабир» сообщил, что Муджахид действительно слышал от ‘Али [ибн Аби Талиба].

Затем мне стало ясно, что Муджахид услышал эти слова от ‘Абду-р-Рахмана ибн Аби Лейли, который слышал их от ‘Али [ибн Аби Талиба], да будет доволен им Аллах.

Ведь, аль-Хаким (2/481-482) передал от ‘Абдуллаха ибн Мухаммада ас-Сайдаляни, который слышал от Мухаммада ибн Аюба, который слышал от Яхъи ибн аль-Мугиры ас-Са‘ади, который слышал от Джарира, который передавал от Мансура, а тот – от Муджахида, а тот – от ‘Абду-р-Рахмана ибн Аби Лейли, который передавал следующие слова ‘Али ибн Аби Талиба:

Поистине, в Книге Аллаха есть такой аят, в соответствии с которым не поступал никто, кроме меня, и в будущем уже никто не поступит в соответствии с ним. Это – аят о тайной беседе: ″О те, которые уверовали! Если вы беседуете с Посланником в тайне, то предварите вашу тайную беседу милостыней(дав её нуждающимся)″.

У меня был динар и я разменял его на десять дирхемов, чтобы побеседовать затем с посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Затем всякий раз, прежде чем побеседовать с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, я раздавал один дирхем. Затем этот аят был отменён и никто не успел поступить в соответствии с ним, кроме меня. Затем был ниспослан аят, в котором сказано: ″Неужели вы боялись предварять вашу тайную беседу(с пророком)милостыней? Если вы не сделали этого и Аллах принял ваше покаяние, то совершайте молитву(вовремя и надлежащим образом), выплачивайте закят, и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику(во всём, что вам повелено). Аллах ведает о том, что вы совершаете″» [Сура аль-Муджадаля, аят 13].



Сказал аль-Хаким: «Этот хадис является достоверным и соответствует условиям аль-Бухари и Муслима, хотя они его не передали».

И это сообщение на самом деле передаётся по достоверной цепочке передатчиков, но не соответствует аль-Бухари и Муслима, так как они оба ничего не передавали от Яхъи ибн аль-Мугиры ас-Са‘ади.

Также слова ‘Али немного в другой форме передаются по другой цепочке передатчиков.

Передали ат-Тирмизи (№ 3297), Абу Джа‘фар ан-Нуххас в «ан-Насих уа-ль-Мансух», стр. 146; ибн Джарир ат-Табари в своём толковании Корана, (28/21); Абу Йа‘ля (№ 400), ибн уль-Джаузи в «ан-Насих уа-ль-Мансух», (стр. 529), по следующей цепочке передатчиков: передал Суфьян от ‘Усмана ибн аль-Мугиры, а тот – от Салима ибн Аби-ль-Джа‘да, а тот – от ‘Али ибн ‘Алькамы аль-Анмари, который передал, что ‘Али ибн Аби Талиб сказал:

Когда был ниспослан аят ″о те, которые уверовали! Если вы беседуете с Посланником в тайне, то предварите вашу тайную беседу милостыней(дав её нуждающимся)″,посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: ″Как ты считаешь, динар это много?!″ Я ответил: ″Люди не смогут давать столько″. Тогда он спросил: ″А сколько?″ Я ответил: ″Пусть выплачивают ячменное зернышко″. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Поистине, ты – (совсем уж) аскет″. И тогда был ниспослан аят, в котором сказано: ″Неужели вы боялись предварять вашу тайную беседу(с пророком)милостыней? Если вы не сделали этого и Аллах принял ваше покаяние, то совершайте молитву(вовремя и надлежащим образом), выплачивайте закят, и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику(во всём, что вам повелено). Аллах ведает о том, что вы совершаете″ [Сура аль-Муджадаля, аят 13].Посредством меня Аллах облегчил этой общине.

Но цепочка передатчиков этого хадиса является слабой.

Сказал ‘Али ибн аль-Мадини, что от ‘Али [ибн ‘Алькамы] аль-Анмари не передаёт хадисы никто, кроме Салима ибн Аби-ль-Джа‘да.

Сказал аль-Бухари: «В его хадисах есть сомнение».

Этого ‘Али [ибн ‘Алькаму] аль-Анмари назвали слабым передатчиком (да‘иф) ибн уль-Джаруд, аль-‘Укайли и ибн Хиббан.

Именно этот хадис является слабым, хотя сама история является достоверной, как об этом уже было сказано выше.

Передал также Абу Дауд [См. «ан-Насих уа-ль-Мансух», (стр. 530), ибн уль-Джаузи] от Ахмада ибн Мухаммада, которому рассказал ‘Али ибн аль-Хусейн от своего отца, который передал от Йазида ан-Нахви, а тот – от ‘Икримы, что [‘Абдуллах] ибн ‘Аббас также заявил о том, что этот аят [№ 12] отменен словами Всевышнего:

﴿ فَإِذْ لَمْ تَفْعَلُوا وَتَابَ اللَّهُ عَلَيْكُمْ فَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ ﴾

«Если вы не сделали этого и Аллах принял ваше покаяние, то совершайте молитву(вовремя и надлежащим образом)и выплачивайте закят» [Сура аль-Муджадаля, аят 13].

‘Али ибн аль-Хусейн ибн Уакыд является слабым передатчиком по более правильному мнению. Но у слов ибн ‘Аббаса есть другие цепочки передатчиков, которые укрепляют достоверность этих слов.

Первая цепочка: передал Абу ‘Убейд в «ан-Насих уа-ль-Мансух», 470, от Хаджаджа, а тот – от ибн Джурейджа и ‘Усмана ибн ‘Ата аль-Хурасани, которые передавали от ‘Ата, а тот – от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

‘Усман [ибн ‘Ата аль-Хурасани] – это оставленный передатчик (матрук). Также [Абд уль-Малик ибн ‘Абд уль-‘Азиз] ибн Джурейдж ничего не слышал от ‘Ата [аль-Хурасани]. Также ‘Ата [аль-Хурасани] ничего не слышал от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса.

Вторая цепочка: передали Абу ‘Убейд (№ 471) и [ибн Джарир] ат-Табари (23/249) от ‘Абдуллаха ибн Салиха, который передал от Му‘авии ибн Салиха, а тот – от ‘Али ибн Аби Тальхи, а тот - от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

‘Абдуллах ибн Салих – это писарь аль-Лейса [ибн Са‘да], слабый передатчик. Также ‘Али ибн Аби Тальха ничего не слышал от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса.

Мне кажется, что посредством этих трёх цепочек это сообщение усиливается и становится достоверным от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Затем я обнаружил и четвертую цепочку, по которой передаётся это сообщение.

Передал ибн Джарир [ат-Табари], (23/249), от Мухаммада ибн Са‘да, который слышал от своего отца, который слышал от своего дяди, а этому дяде рассказал его отец от своего отца, который передавал от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Мухаммад ибн Са‘д ибн Мухаммад ибн аль-Хасан ибн ‘Атыйа ибн Са‘д аль-‘Ауфи – о нём сказал аль-Хатыб [аль-Багдади]: «Слабый передатчик». Но ад-Даракутни сказал: «В нём нет проблем».

«Его отец» – сказал о нём Ахмад: «Джахмит*, вообще не заслуживает того, чтобы от него записывали хадисы».

*[Джахмиты – это последователи Джахма ибн Сафуана ас-Самарканди, который был заблудшим нововведенцем. Он посеял ростки великого зла. Его убили в 128 г.х. Джахмиты были первым течением, отрицавшим имена и атрибуты Аллаха Всевышнего].

«Дядя его отца» – это аль-Хусейн ибн аль-Хасан ибн ‘Атыйа аль-‘Ауфи, который является слабым передатчиком.

«Отец этого дяди» – это аль-Хасан ибн ‘Атыйа, который также является слабым передатчиком.

«Отец отца этого дяди» – это ‘Атыйа аль-‘Ауфи, который также является слабым передатчиком.

Эта цепочка является очень слабой (шадид ад-да‘ф) и не годится в качестве поддерживающей цепочки. [В итоге получилось, что Мухаммад ибн Са‘д [слабый передатчик] передаёт от своего отца [был джахмитом], а тот передал от своего дяди аль-Хусейна ибн аль-Хасана [слабый передатчик], который передал от своего отца аль-Хасан ибн ‘Атыйа [слабый передатчик], который передал от своего отца ‘Атыйа аль-‘Ауфи [слабый передатчик], который передал от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

В этой цепочке сразу четыре слабых передатчика и один джахмит.

В заключении следует отметить, что большинство обладателей знания считали этот аят отмененным.

В соответствии с этим аятом успел поступить только ‘Али ибн Аби Талиб, а сообщения на эту темы были приведены выше].


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.