Сделай Сам Свою Работу на 5

Шестнадцатый аят: «Сура ан-Нур, аят 3».





(на самом деле не является отмененным).

Аллах Всевышний сказал:

﴿ الزَّانِي لَا يَنكِحُ إلَّا زَانِيَةً أَوْ مُشْرِكَةً وَالزَّانِيَةُ لَا يَنكِحُهَا إِلَّا زَانٍ أَوْ مُشْرِكٌ وَحُرِّمَ ذَلِكَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ ﴾

«Прелюбодей(из числа верующих)женится только на(подобной себе)прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке(из числа верующих)женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это[такое супружество]запрещено» [Сура ан-Нур, аят 3].

ас-Суюты сказал, что этот аят отменён аятом, следующим за ним:

﴿ وَأَنكِحُوا الْأَيَامَى مِنكُمْ ﴾

«Сочетайте браком тех(мужчин и женщин)из вас, кто холост» [Сура ан-Нур, аят 32].

Первое мнение: мнение об отмене этого аята достоверно передаётся от Са‘ида ибн уль-Мусеййиба, как это передали ибн Джарир [ат-Табари], ибн Аби Хатим, и другие ученые.



Сказал аш-Шафи‘и: «Правильным мнением является мнение Са‘ида ибн уль-Мусеййиба о том, что аят отменен» [См. «Джами‘ ли-Ахками-ль-Куран», 12/169].

Но это мнение опроверг выдающийся учёный аль-Хафиз ибн уль-Каййим, а затем выдающийся учёный аш-Шинкыти.

Сказал ибн уль-Каййим: «Группа учёных заявила о том, что аят [№ 3] отменён словами Всевышнего: ″Сочетайте браком тех(мужчин и женщин)из вас, кто холост″ [Сура ан-Нур, аят 32].

Это мнение не является правильным, ибо нет никакого противоречия между двумя аятами. Аллах Всевышний повелел сочетать браком холостых мусульман, но в то же время запретил заключать брак с прелюбодеями. Этот запрет таков же, как запрет женитьбы на девушках, выжидающих ‘идду*, или запрет женитьбы на близких родственницах. Как же здесь может идти речь об отмене аята?!»

*['идда — период воздержания, равный четырём месяцам и десяти дням для женщины после смерти мужа; или исчисляемый по трём менструальным циклам для женщины после развода. Во время этого периода женщина не имеет права снова выходить замуж. Продолжительность этого периода может быть и иной, что определяется различными факторами].



Сказал аш-Шинкыти: «Что же касается мнения Са‘ида ибн уль-Мусеййиба и аш-Шафи‘и о том, что аят № 3 из суры ″ан-Нур″ отменен словами Всевышнего: ″Сочетайте браком тех(мужчин и женщин)из вас, кто холост″ [Сура ан-Нур, аят 32],то это мнение далеко от истины.

Ведь, установлено в основах аш-Шафи‘и, Малика и Ахмада то, что частный аят не может быть отменен общим аятом. Общеизвестно, что слова Всевышнего: ″Сочетайте браком тех(мужчин и женщин)из вас, кто холост″гораздо более общие, чем слова Всевышнего: ″Прелюбодей(из числа верующих)женится только на(подобной себе)прелюбодейке…″.

Поэтому не представляется возможным заявить об отмене этого аята, если принять во внимание установленные основы трех вышеупомянутых имамов» [См. «Адуа уль-Байан», 6/81].

Относительно этого аята есть и иные мнения.

Второе мнение: под словом ″никах″ в аяте имеется в виду не женитьба, а половая близость. Имеется в виду следующее: никто не согласится вступить в половую близость с прелюбодеем, кроме подобной ему прелюбодейки или же многобожницы, которая не считает прелюбодеяние запретным деянием. [Согласно этому толкованию аят следует переводить на русский язык так: «Прелюбодей (из числа верующих) вступает в близость только с (подобной себе) прелюбодейкой или многобожницей, а с прелюбодейкой (из числа верующих) вступает в близость только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено»].



Это мнение достоверно передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, как это передали ибн Джарир [ат-Табари], ибн Аби Хатим и Абу ‘Убейд в книге «ан-Насих уа-ль-Мансух».

Сказал аль-Хафиз ибн Касир, разъясняя этот аят: «Это – сообщение от Аллаха Всевышнего о том, что прелюбодей вступает в близость только с прелюбодейкой или многобожницей. Имеется в виду следующее: никто не согласится с его желанием совершить прелюбодеяние, кроме прелюбодейки, которая ослушалась Аллаха, или многобожницы, которая вообще не ведает о запретности прелюбодеяния. Также никто не вступит в близость с прелюбодейкой кроме двоих: прелюбодей-грешник или же многобожник, который не считает прелюбодеяние запрещенным.

Передал Суфьян ас-Саури от Хабиба ибн Аби ‘Амры, а тот – от Са‘ида ибн Джубейра, а тот – от ибн ‘Аббаса, который сказал относительно этого аята: ″В аяте не идёт речь о заключении брака. Поистине, речь идёт всего лишь о половой близости. Никто не совершит прелюбодеяние с прелюбодейкой, кроме прелюбодея или многобожника″. Эти слова достоверно передаются от него.

Также это мнение передаётся от Муджахида, ‘Икримы, Са‘ида ибн Джубейра, ‘Урвы ибн аз-Зубейра, ад-Даххака [ибн Музахима], Макхуля, Мукатиля ибн Хаяна и других обладателей знания».

Именно это мнение посчитал верным ибн Джарир ат-Табари, который сказал: «На мой взгляд, самым правильным мнением является мнение тех, кто сказал, что в аяте под словом ″никах″ имеется в виду половая близость. Этот аят был ниспослан относительно блудниц из числа многобожниц, которые зазывали мужчин в свои дома» [См. «Тафсир ат-Табари», 19/101].

Сказал аш-Шинкыты: «Бракосочетание (мусульманина) с многобожницей или (мусульманки) с многобожником запрещено в любом случае. Это указывает на то, что в аяте под словом ″никах″ имеется в виду половая близость, а именно, прелюбодеяние, а не бракосочетание». [См. «Адуа уль-Байан», 6/72].

Третье мнение: аят не является отмененным и указывает на запрет заключения брака между целомудренным мужчиной и прелюбодейкой, а также между целомудренной женщиной и прелюбодеем.

Сказал ибн уль-Каййим: «Правильное мнение заключается в том, что этот аят не является отмененным и в соответствии с ним нужно действовать. Он содержит в себе повествование (хабар) и запрет (тахрим). А тот, кто заявляет об аннулировании этого аята, не привел ни одного довода. А то, что вызвало затруднения у многих людей, на самом деле является предельно ясным, хвала Аллаху. У них вызвали затруднения слова Всевышнего: ″Прелюбодей(из числа верующих)женится только на(подобной себе)прелюбодейке или многобожнице″.Являются ли эти слова просто повествованием о том, что происходит в действительности (хабар), или же они содержат в себе запрет, или же они указывают на дозволенность (ибаха)?!

Если это просто повествование о том, что происходит в действительности (хабар), то мы видели много прелюбодеев, которые заключали браки с целомудренными девушками. Если же это запрет, то получается, что Аллах запретил прелюбодею жениться, кроме как на прелюбодейке или многобожнице. Следовательно, ему запрещено вступать в брак с целомудренной верующей девушкой, но разрешено вступать в брак с многобожницами и прелюбодейками. Но Аллах Всевышний не имел в виду ни то, ни другое.

Как же понимать этот аят?! Следует понимать так, а Аллах знает лучше: желающему вступить в брак следует жениться на целомудренной девушке. Ему разрешено жениться на женщине только при соблюдении этого условия. Аллах Всевышний сообщил об этом в суре «ан-Ниса» и в суре «аль-Маида».

Таким образом, желающий вступить в брак либо считает для себя обязательным придерживаться этого постановления от Аллаха, либо не считает это обязательным для себя. Если он не считает себя обязанным придерживаться этого постановления Аллаха, то он является многобожником (мушриком). И никто не согласится выйти замуж за него, кроме многобожницы, подобной ему. Если же он считает себя обязанным придерживаться этого постановления Аллаха, но все равно противоречит этому постановлению, то есть, женится на той, на ком ему запрещено жениться, то его брак не является действительным. В таком случае он будет прелюбодеем. Именно поэтому Аллах сказал: ″Прелюбодей(из числа верующих)женится только на(подобной себе)прелюбодейке или многобожнице″.То же самое касается и женщины».

Это – мнение имама Ахмада [ибн Ханбаля], Исхака [ибн Рахауейха] и Абу ‘Убейда. [См. «аль-Мугни», 9/562].

Также это мнение передаётся от аль-Хасана [аль-Басри] и Катады [ибн Ди‘ама ас-Садуси]. Именно это мнение посчитал верным шейх уль-Ислям ибн Теймийа.

Сторонники этого мнения говорят, что прелюбодею нельзя жениться на целомудренной девушке, а прелюбодейке нельзя выходить замуж за целомудренного мужчину. Они приводят и другие доводы, помимо этого аята.

В частности, они приводят в качестве довода слова Всевышнего:

﴿ فَانكِحُوهُنَّ بِإِذْنِ أَهْلِهِنَّ وَآتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ مُحْصَنَاتٍ غَيْرَ مُسَافِحَاتٍ وَلاَ مُتَّخِذَاتِ أَخْدَانٍ ﴾

«Посему женитесь на них[на женщинах]с разрешения их семей и давайте им вознаграждение[брачный дар]достойным образом, если они являются целомудренными, а не распутницами или имеющими приятелей». [Сура ан-Ниса, аят 25].

Сказал ибн уль-Каййим: «Поистине, Аллах дозволил жениться на женщинах только при соблюдении этих условий и никак иначе». [См. «Адуа уль-Байан», 6/79].

Также Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَالْمُحْصَنَاتُ مِنَ الْمُؤْمِنَاتِ وَالْمُحْصَنَاتُ مِنَ الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَابَ مِن قَبْلِكُمْ إِذَا آتَيْتُمُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ مُحْصِنِينَ غَيْرَ مُسَافِحِينَ وَلاَ مُتَّخِذِي أَخْدَانٍ ﴾

«Также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших(мусульманок)и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас[иудейки и христианки], если вы выплатите им вознаграждение[брачный дар], желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги». [Сура аль-Маида, аят 5].

Сказал шейх уль-Ислям ибн Теймийа: «Также на запрещенность этого [заключения брака между целомудренным и прелюбодейкой] указывают общие шари‘атские доказательства о том, что нужно отстраняться от скверных людей. Аллах Всевышний сказал: ″И сторонись скверны″. [Сура аль-Муддассир, аят 5].

Также Аллах Всевышний сделал того, кто сидит с совершающим порицаемое, подобным ему в грехе. Аллах Всевышний сказал: ″Он[Аллах]уже ниспослал вам в Писании[в Коране], чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы будете подобны им″ [Сура ан-Ниса, аят 140].

Именно поэтому говорят: ″Слушающий того, кто злословит, подобен самому злословящему″.

Однажды, к ‘Умару ибн ‘Абд уль-‘Азизу привели группу людей, которые распивали опьяняющие напитки, среди которых был человек, который соблюдал пост и ничего не пил. Тогда ‘Умар сказал: ″Накажите его первым. Разве ты не слышал слова Всевышнего: ‘‘…не сидите (вместе) с ними…‘‘. [Сура ан-Ниса, аят 140].

Если это касается случайного общения и посиделок с людьми, которые совершают порицаемое, то что можно сказать о постоянной близости (с супругой)?!

Аллах Всевышний поведал о том, что на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник. Что касается многобожника, то у него нет веры (имана), которая бы удерживала его от скверного. Что же касается прелюбодея, то греховность зовёт его к этому, даже если он не является многобожником» [См. «Дакаик ут-Тафсир», 4/402].

Также сторонники третьего мнения заявили, что все хадисы о ниспослании этого аята говорят о том, что аят именно о бракосочетании, а не половой близости.

Передаёт ат-Тирмизи от ‘Амра ибн Шу‘айба, от его отца, который передаёт от своего отца, который сказал:

Человек, которого звали Марсад ибн Аби Марсад, помогал пленникам убегать из Мекки и приводил их в Медину. В то время в Мекке жила блудница, которую звали ‘Инак, и они с Марсадом были знакомы. Однажды, он пообещал одному пленному, что выведет его из Мекки. Марсад рассказывал: «И вот я шёл (к нему), пока не остановился в тени одной из стен Мекки в лунную ночь. Вдруг мимо проходила ‘Инак и увидела тень возле стены, подойдя ближе, она узнала меня. Она сказала: ″Марсад?″ Я ответил: ″Да, Марсад″. Тогда она сказала: ″Добро пожаловать! Можешь переночевать у нас″. Тогда я сказал: ″О, ‘Инак, Аллах запретил прелюбодеяние″. Тогда она воскликнула: ″О, спящие в палатках, этот человек помогает бежать вашим пленным″. Тогда за мной побежали восемь человек, а я добежал до горы Хандама (возле Мекки), после чего забежал в пещеру. Они подошли к пещере, остановились прям рядом со мной и начали справлять малую нужду так, что моча брызнула мне на голову, но Аллах ослепил их и они не увидели меня. Затем они вернулись в Мекку, а я вернулся к пленному, (которому обещал помочь). Я забрал его и мы добрались до места, где рос душистый тростник, затем я освободил его от оков и донёс его (раненного) до Медины. После этого я пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал ему: ″О, посланник Аллаха, позволь мне жениться на ‘Инак″.Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, промолчал и ничего не ответил, а затем был ниспослан аят, в котором сказано: ″Прелюбодей(из числа верующих)женится только на(подобной себе)прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке(из числа верующих)женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это[такое супружество]запрещено″.

После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″О, Марсад, прелюбодей (из числа верующих) женится только на (подобной себе) прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке (из числа верующих) женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это[такое супружество] запрещено, поэтому не женись на ней″».

Этот хадис также передали Абу Дауд и ан-Насаи, а наш шейх, выдающийся ученый, Мукбиль ибн Хади аль-Уади‘и упомянул его в своей книге, в которой собраны достоверные хадисы о причинах ниспослания разных аятов. [Этот хадис передал ат-Тирмизи, 3177, и другие. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим (хасан). См. «Сахих ат-Тирмизи», 3/287-288].

Относительно понимания этого аята есть и другие мнения, с которыми можно ознакомиться в книге «Тафсир аль-Куртуби», 12/168. Однако все эти мнения являются слабыми. Что же касается трех мнений, упомянутых нами, то это самые сильные мнения относительно понимания этого аята.

Самым же достоверным и сильным является последнее третье мнение. Сторонники этого мнения говорят, что аят является действительным и сообщает о запрете заключения брака между целомудренным мужчиной и прелюбодейкой, а также между прелюбодеем и целомудренной женщиной.

[Следовательно, относительно этого аята существует три мнения:

Первое мнение – аят отменен аятом № 32 из суры «ан-Нур».

Второе мнение – аят не является отмененным, а под словом ″никах″ в аяте имеется в виду не женитьба, а половая близость. Согласно этому толкованию аят следует переводить на русский язык так: «Прелюбодей(из числа верующих)вступает в близость только с(подобной себе)прелюбодейкой или многобожницей, а с прелюбодейкой(из числа верующих)вступает в близость только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено».

Третье мнение - аят не является отмененным и указывает на запрет заключения брака между целомудренным мужчиной и прелюбодейкой, а также между целомудренной женщиной и прелюбодеем.

Правильным является третье мнение].

 

Также следует заметить, что в аяте не говорится о дозволенности прелюбодею жениться на многобожнице, а прелюбодейке выходить замуж за многобожника. Этот аят следует понимать так, как разъяснил шейх уль-Ислям ибн Теймийа и его ученик ибн уль-Каййим: человек, заключающий брак с прелюбодейкой, будет одним из двух:

· Он либо является многобожником, у которого нет веры (имана), которая удерживала бы его от этого брака;

· Либо является прелюбодеем, которого к этой женитьбе подтолкнула греховность.

Поэтому в аяте ни в коем случае не говорится о дозволенности данного бракосочетания.

На это указал сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Побитый плетьми прелюбодей женится только на подобной себе» [Абу Дауд, 2052. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 2444].

Наш шейх Мукбиль аль-Уади‘и назвал этот хадис хорошим. [См. «ас-Сахих аль-Муснад», 1449].

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.