Сделай Сам Свою Работу на 5

Второй аят: «Сура аль-Бакара, аят 180».





(является отмененным)

Аллах Всевышний сказал:

﴿ كُتِبَ عَلَيْكُمْ إِذَا حَضَرَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ إِن تَرَكَ خَيْرًا الْوَصِيَّةُ لِلْوَالِدَيْنِ وَالأقْرَبِينَ بِالْمَعْرُوفِ حَقًّا عَلَى الْمُتَّقِينَ ﴾

«Когда смерть приближается к кому-либо из вас и он оставляет после себя добро[имущество], то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам в соответствии с обычаями(людей). Такова обязанность остерегающихся(наказания Аллаха)».[Сура аль-Бакара, аят 180].

ас-Суюты сказал: «Этот аят отменен (мансух). Некоторые сказали, что этот аят отменен аятом о наследстве. Другие же сказали, что этот аят отменен хадисом, в котором сказано: «Нет завещания для тех, кто итак получает наследство».[Хадис достоверный. См. «Ируа уль-Гъалиль», 6/87-99].



Третьи же сказали, что этот аят отменен в соответствии с единогласным мнением мусульман (иджма‘). Это единогласное мнение передал ибн уль-‘Араби». [См. «аль-Иткан», 2/63].

Ученые, заявившие об отмене этого аята, разногласили в том, отменен ли он полностью или частично.

Некоторые обладатели знания посчитали, что этот аят отменён полностью. Это – мнение ибн ‘Аббаса, ибн ‘Умара и ‘Абду-р-Рахмана ибн Зейда ибн Асляма. Все эти мнения передал ибн Джарир [ат-Табари] в своём толковании Корана.

Сказал аль-Куртуби: «Это – мнение Малика. А ибн ан-Нуххас передал это мнение от аш-Ша‘би и ан-Наха‘и». [См. «Тафсир аль-Куртуби», 2/263].

Но группа ученых посчитала, что этот аят отменен только относительно родителей и родственников, которые уже итак получают от него наследство [в соответствии с аятами о наследстве]. Но этот аят действует в отношении тех родителей и родственников, которые не получают наследство [в соответствии с аятами о наследстве], [Например, если родители или родственники придерживаются иной религии, то они не получают наследство от сына-мусульманина в соответствии с аятами о наследстве, но могут получить по завещанию.



Передают со слов Усамы ибн Зайда, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин не [должен становиться] наследником неверного, а неверный — наследником мусульманина». аль-Бухари, 6764; Муслим, 1614.

Так вот эти ученые посчитали, что этот аят остался действительным в отношении таких родителей и они могут получить наследство только по завещанию. Следовательно, согласно мнению этих ученых, сын обязан оставить завещание неверующим родителям. Что же касается верующих родителей, то завещание относительно них не оставляют, ибо они уже итак получают наследство в соответствии с аятами о наследстве].

Это мнение достоверно передаётся от Катады и аль-Хасана [аль-Басри]. Также это мнение передаётся от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Сказал ибн Аби Хатим: «Это мнение передаётся от Са‘ида ибн Джубейра, аль-Хасана [аль-Басри], ар-Раби‘а ибн Анаса, ад-Даххака, Мукатиля ибн Хаяна, аз-Зухри и Катады». [См. «Тафсир ибн Аби Хатим», 1/200].

Сказал аль-Куртуби: «Это – мнение аш-Шафи‘и, большинства маликитов и еще целой группы обладателей знания». [См. «Тафсир аль-Куртуби», 2/263].

Другие ученые посчитали, что этот аят вообще не является отмененным. Они заявили, что он изначально касался только тех родителей, которые не наследуют [в соответствии с аятами о наследстве]. Например, два неверующих родителя. Также этот аят касается тех родственников, которые не упомянуты в аятах о наследстве.



[Это мнение очень похоже на мнение тех ученые, которые заявили, что аят отменен частично, и разногласие между ними только теоретическое.

Ученые, которые заявили, что этот аят отменен частично, говорят, что этот аят изначально касался всех ситуацией, а затем был частично отменен, и остался действительным только относительно определенных ситуаций, например, в отношении родителей-неверующих.

Но другие ученые посчитали, что этот аят вообще не является отмененным, так как он изначально касался только конкретных ситуаций.

Следовательно, суть обоих мнений одинакова, однако они разногласят лишь в том, как было в начале: в начале Ислама этот аят касался всех ситуаций, или же он изначально был ниспослан только в отношении конкретных ситуаций].

Об этом сказал ад-Даххак, Тауус, аль-Хасан [аль-Басри], и это мнение выбрал ибн Джарир [ат-Табари].

Более правильно – а Аллах знает лучше – что этот аят является отменённым (мансух).

Большинство ученых посчитало, что этот аят отменен аятами о наследствами, [которые были ниспосланы позже]. [С этого момента начинается разбор отдельной темы: что именно отменяет разбираемый нами аят?!].

Но имам Абу ‘Абдуллах аль-Куртуби, да помилует его Аллах, сказал: «Некоторые сказали, что аяты о наследстве сами по себе не отменяют [этот] аят. Аяты о наследстве отменяют [этот] аят только вместе с другими [шариатскими текстами]. Они имеют в виду слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: ″Поистине, Аллах уже даровал право каждому, кто имеет это право, поэтому не следует составлять завещания для того, кто уже итак наследует″.[Ахмад, 5/267; ат-Тирмизи, 2120. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами‘», 1789].

Следовательно, [этот] аят был отменен этим хадисом, а не аятами о наследстве, по более верному мнению из мнений ученых». [См. «Тафсир аль-Куртуби», 2/263].

Наш шейх Мукбиль ибн Хади аль-Уади‘и, делая примечания на книгу «Тафсир ибн Кясир», выбрал мнение о том, что этот аят отменён именно хадисом.

Также мнение, которое выбрал Абу ‘Абдуллах аль-Куртуби в своём толковании Корана, соответствует мнению Абу-ль-‘Аббаса аль-Куртуби в книге «аль-Муфхим», (4/440-441).

[Следует знать, что существует двое ученых, известных как аль-Куртуби:

· Абу ‛Абдуллах аль-Куртуби – это автор известного толкования Корана «аль-Джами‛ ли-Ахкам аль-Къуран».

· Абу-ль-‛Аббас аль-Куртуби – это автор известного толкования на книгу «ас-Сахих» имам Муслима. Его толкование известно как «аль-Муфхим шарх Сахих Муслим»].

Что касается хадиса ″поистине, Аллах уже даровал право каждому, кто имеет это право, поэтому не следует составлять завещания для того, кто уже итак наследует″, то он передаётся примерно от десяти сподвижников. Этот хадис передается от Абу Умамы аль-Бахили, от ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, от ‘Амра ибн Хариджы, от Анаса ибн Малика, от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, от Джабира ибн ‘Абдуллаха, от ‘Али ибн Аби Талиба, от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, от аль-Бары ибн ‘Азиба и от Зейда ибн Аркама. [См. «Насб ар-Райа», 4/403-407; «аль-Ируа», 1655].

Хотя в некоторых цепочках этого хадиса есть проблемы, но если человек посмотрит во все цепочки передатчиков, то твердо заявит о его достоверности. А имам аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, даже сказал: «Мы обнаружили, что люди, дающие фетвы, а также обладатели знания о жизнеописании пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из курайшитов и некурайшитов не разногласят в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в день открытия Мекки: ″Нет завещания для того, кто уже итак наследует″». [См. «аль-Фатх», 2747].

Сказал шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах: «В заключении можно сказать, что этот хадис достоверный (сахих), в чём нет сомнения. Можно даже сказать, что он передаётся по многочисленным путям (мутаватир). Об этом сказал ас-Суюты и другие ученые из числа последних поколений». [См. «аль-Ируа», 6/95].

В этом хадисе указание на две вещи:

Во-первых, [разбираемый нами] аят отменен полностью даже в отношении тех родственников, которые не получают наследство в соответствии с аятами о наследстве. Ведь, в хадисе сказано: «Поистине, Аллах уже даровал право каждому, кто имеет это право».

Поистине, Аллах Всевышний в аятах о наследстве уже разъяснил права родственников умершего. А у тех родственников, о которых Он умолчал, нет никаких обязательных прав на наследство умершего. [Все эти вопросы будут более подробно разобраны в будущем в книге о наследстве, если пожелает Аллах. Однако данная книга касается только отмененных аятов, потому мы не будем разбирать вопросы наследства подробно].

Во-вторых, можно сделать вывод, что [разбираемый нами] аят отменён именно аятами о наследстве. В таком случае, упомянутый нами хадис не отменяет аят сам по себе, а лишь разъясняет, что аят уже был отменен. Это мнение является верным и его придерживается большинство толкователей Корана.

Также это мнение посчитал верным шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, который сказал: «Этот аят отменен аятами о наследстве. А хадис всего лишь разъясняет, что аят [о завещании] уже был отменен, как мы уже говорили. Это явно видно из слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хотя многие ученые и придерживаются обратного мнения». [См. «Хашия Ахкаму-ль-Джанаиз», 7].

Заключение*

 

*[Следовательно, относительно этого аята существует два мнения:

1. Аят отменен.

2. Аят не отменен, но под родителями и родственниками имеются в виду те, которые не имеют право на долю в наследстве (как отец неверующие и т.п.).

Правильным является первое мнение.

Обладатели знания, которые заявили об отмене этого аята, в свою очередь, разделились на две группы:

Первая группа скзала, что аят отменен полностью – получается, что человек не обязан оставлять завещание.

Вторая группа сказала, что аят отменен только относительно тех родственников, которые имеют право на долю в наследстве, и остается обязанность оставить наследство остальным родственникам.

Правильным здесь является первое мнение.

Затем те, кто придерживается этого мнения, разошлись ещё на три мнения в вопросе относительно того, чем именно был отменен этот аят.

Первая группа сказала, что аят отменен единогласным мнением обладателей знания, хотя это не соответствует действительности, так как разногласие всё-таки существует.

Вторая группа сказала, что аят отменен аятами о наследстве.

Третья группа сказала, что аят отменен пророческим хадисом, который был приведён выше.

Правильным здесь является второе мнение].

Аят [о завещании] [Сура аль-Бакара, аят 180]является отмененным (мансух), как на это указал ас-Суюты. Более правильное мнение заключается в том, что этот аят отменен полностью, а не частично, а также в том, что этот аят отменён именно аятами о наследстве. А Аллах знает лучше!

Затем я обнаружил, что имам Мухаммад аль-Амин аш-Шинкыти, да помилует его Аллах, выбрал именно то мнение, на которое указал я. Он сказал в книге «аль-Музаккира фи Усули-ль-Фикх»: «Более правильное мнение заключается в том, что аят о завещании родителям и родственникам отменен аятами о наследстве, а хадис всего лишь разъясняет то, что аят уже отменен». [См. «аль-Музаккира фи Усули-ль-Фикх», стр. 154].

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.