Четырнадцатый аят: «Сура аль-Анфаль, аят 65».
(является отмененным)
Аллах Всевышний сказал:
﴿ إِن يَكُن مِّنكُمْ عِشْرُونَ صَابِرُونَ يَغْلِبُواْ مِئَتَيْنِ ﴾
«Если будет среди вас двадцать терпеливых(воинов), то они одолеют две сотни». [Сура аль-Анфаль, аят 65].
ас-Суюты сказал, что этот аят отменён аятом, следующим за ним:
﴿ الآنَ خَفَّفَ اللّهُ عَنكُمْ وَعَلِمَ أَنَّ فِيكُمْ ضَعْفًا فَإِن يَكُن مِّنكُم مِّئَةٌ صَابِرَةٌ يَغْلِبُواْ مِئَتَيْنِ ﴾
«Теперь Аллах облегчил ваше бремя(о, верующие), ибо Ему известно, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых(воинов), то они одолеют две сотни». [Сура аль-Анфаль, аят 66].
Абсолютное большинство учёных заявило о том, что аят № 65 является отмененным (мансух). Об этом явно заявил ибн ‘Атыя аль-Андалюси в «аль-Мухаррар аль-Уаджиз», 2/383.
Хотя следует заметить, что разногласие всё-таки существует, но оно настолько несущественно, что на него не обращают внимание. В этом вопросе абсолютному большинству ученых противоречил, пожалуй, только Абу Муслим аль-Асфахани. [См. «ат-Тафсир аль-Кабир», (15/195) ар-Рази].
Сообщается со слов ‘Икримы, что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Когда был ниспослан аят, в котором сказано: ″Если будет среди вас двадцать терпеливых(воинов), то они одолеют две сотни″ [Сура аль-Анфаль, аят 65],это показалось тяжелым для мусульман, ибо одному (воину) стало запрещено убегать от десяти (врагов). Тогда пришло облегчение и Аллах сказал: ″Теперь Аллах облегчил ваше бремя(о, верующие), ибо Ему известно, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых(воинов), то они одолеют две сотни″ [Сура аль-Анфаль, аят 66]».[аль-Бухари, 4653].
Также имам ибн Аби Хатим (№ 9140) передал следующие слова ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, по своей цепочке передатчиков: Исхак ибн Уахб аль-‘Алляф аль-Уасыты слышал от ‘Умара ибн Йунуса аль-Йамами, которому рассказал его отец, от ‘Ата ибн Аби Рабаха, который передал от ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса.
‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Когда был ниспослан этот аят [№ 65], он показался тяжелым для мусульман, которые посчитали чем-то очень великим сражение двадцати воинов против двух сотен. И тогда Аллах облегчил им и ниспослал аят, который отменил это постановление: ″Теперь Аллах облегчил ваше бремя(о, верующие), ибо Ему известно, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых(воинов), то они одолеют две сотни″».[Сура аль-Анфаль, аят 66].
Цепочка передатчиков этого сообщения является хорошей (хасан).
Затем ибн Аби Хатим сказал: «Подобные слова передаются также от ‘Ата, Муджахида, ‘Икримы, аль-Хасана [аль-Басри], Зейда ибн Асляма, ‘Ата аль-Хурасани и ад-Даххака [ибн Музахима]» [См. «Тафсир ибн Аби Хатим», 5/1728-1729].
Сказал ибн Джарир [ат-Табари]: «То же самое сказали (и другие) толкователи Корана». [См. «Тафсир ат-Табари», 14/51. Следовательно, можно сказать, что относительно отмены этого аята существует единогласное мнение].
Пятнадцатый аят: «Сура ат-Тауба, аят 41».
(на самом деле не является отмененным)
Аллах Всевышний сказал:
﴿ انْفِرُواْ خِفَافًا وَثِقَالاً ﴾
«Выступайте(о, верующие)в поход, легко ли это вам будет или обременительно» [Сура ат-Тауба, аят 41].
ас-Суюты сказал, что этот аят отменен. Некоторые сказали, что он отменён словами Всевышнего:
﴿ لَّيْسَ عَلَى الضُّعَفَاء وَلاَ عَلَى الْمَرْضَى ﴾
«Нет(греха за то, что не вышли в поход)на слабых[на стариках, детях, женщинах]и на больных…». [Сура ат-Тауба, аят 91].
Другие сказали, что аят отменён словами Всевышнего:
﴿ لَيْسَ عَلَى الْأَعْمَى حَرَجٌ وَلَا عَلَى الْأَعْرَجِ حَرَجٌ ﴾
«Нет греха на слепом, и нет греха на хромом…». [Сура ан-Нур, аят 61].
Третьи сказали, что аят отменён словами Всевышнего:
﴿ وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنفِرُواْ كَآفَّةً ﴾
«Верующим не следует выступать в поход всем вместе». [Сура ат-Тауба, аят 122].
Мнение об отмене этого аята пришло от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, ас-Судди, Мухаммада ибн Ка‘ба и других.
Слова [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, передали Абу ‘Убейд в «ан-Насих уа-ль-Мансух», 385; ибн Аби Хатим (10062) по следующей цепочке передатчиков: ибн Джурейдж передал от ‘Усмана ибн ‘Ата аль-Хурасани, от ‘Ата аль-Хурасани, от ибн ‘Аббаса.
Эта цепочка передатчиков является слабой (да‘иф). ‘Усман ибн ‘Ата [аль-Хурасани] – это очень слабый передатчик (да‘иф джиддан). А [Абд уль-Малик ибн ‘Абд уль-‘Азиз] ибн Джурейдж ничего не слышал от ‘Ата аль-Хурасани.
Также ‘Ата [ибн Аби Муслим] аль-Хурасани ничего не слышал от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.
Сказал имам ибн уль-Джаузи: «Мнение об отмене этого аята не является верным, ибо между аятами нет никакого противоречия. Постановление, содержащееся в каждом из двух аятов, касается разных ситуаций. В аятах (из суры «ат-Тауба») речь идёт о военном походе на Табук. [Он имеет в виду следующие аяты: «О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последней жизнью ничтожно. Если вы не выступите в поход, то Он подвергнет вас мучительным страданиям и заменит вас другим народом. Вы ничем не навредите Ему, ибо Аллах способен на всякую вещь». (Сура ат-Тауба, аяты 38-39).
Эти аяты пришли перед тем аятом, который мы сейчас разбираем].
Поистине, в этот военный поход вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было приказано выйти всем людям. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упрекал тех, кто не вышел в этот поход. И именно тогда случилась история с теми тремя, которые остались дома*».
* [Эта история пришла в длинном и известном хадисе. См. аль-Бухари 4418, Муслим 2769. А также в книге «Рияду-с-Салихин», № 21].
Сказал ибн уль-‘Араби: «Более правильное мнение заключается в том, что аят не является отмененным. Ведь, бывают такие ситуации, когда в поход обязаны выйти все люди. Например, если враг захватил какую-нибудь землю из земель мусульман или уже ворвался в дома мусульман. В такой ситуации все люди обязаны выходить на джихад, а кто не вышел, тот совершил грех» [См. «Ахкаму-ль-Куран», 2/954-955].
Сказал аль-Куртуби: «Более правильное мнение заключается в том, что аят не является отмененным» [См. «Джами‘ ли-Ахками-ль-Куран», 8/150].
Сказал ар-Рази: «Если ученые единогласны в том, что этот аят был ниспослан относительно похода на Табук, а также в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил в Медине женщин и некоторых мужчин, то это указывает на то, что эта обязанность не распространялась на всех людей. Это было ″фардом аль-кифая″.
[Фард аль-‛Айн – это всеобщая и безусловная обязанность.
Фард аль-Кифая – это обязанность по способности, отказ от выполнения которой может быть оправдан обстоятельствами. Иначе говоря, будет достаточно, если выполнение обязанностей такого рода возьмут на себя лишь некоторые члены мусульманской общины или даже один человек, если же их не будет выполнять никто, бремя греха понесёт на себе каждый, кто мог выполнить такую обязанность, но не сделал этого без уважительной причины].
Но если посланник, да благословит его Аллах и приветствует, повелел кому-то конкретному выйти в этот поход, то этот человек был обязан выйти ″легко ли это будет или обременительно″.А если посланник, да благословит его Аллах и приветствует, повелел кому-то конкретному остаться в Медине, то этот человек был обязан остаться в Медине.
При таком понимании этого аята нет нужды в заявлении об его отмене» [См. «ат-Тафсир аль-Кабир», 16/70].
Также от Абу Тальхи аль-Ансари пришло сообщение, указывающее на то, что этот аят не является отмененным.
Передал ибн Са‘д в «ат-Табакат», (3/507), по следующей цепочке передатчиков: ‘Аффан ибн Муслим передал от Хаммада ибн Салямы, которому сообщили Сабит и ‘Али ибн Зейд от Анаса ибн Малика, что Абу Тальха [в то время он был глубоким старцем] прочитал аят: «Выступайте(о, верующие)в поход, легко ли это вам будет или обременительно» [Сура ат-Тауба, аят 41],и сказал: «Я считаю, что мой Господь призвал выйти в поход старцев и юношей, поэтому снарядите меня в поход, о дети». Тогда его дети сказали: «Поистине, ты участвовал в военных походах вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с Абу Бакром и вместе с ‘Умаром, а сейчас мы выступим вместо тебя». Но он ответил: «Снарядите меня!» После чего он взошел на (военное) судно, где затем скончался и его похоронили лишь через семь дней, когда корабль доплыл до суши, а тело Абу Тальхи ничуть не изменилось.
Цепочка передатчиков этого сообщения является достоверной и соответствует условиям достоверности имама Муслима.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|