Сделай Сам Свою Работу на 5

Из произведений Сильвена Марешаля

С. Марешалъ — публицист и общественный деятель времен Французской революции, сторонник идей утопического коммунизма.

...Нашим намерением является восстановление на земле тех порядков, которые некогда существовали, т. е. наиболее со­вершенного и наиболее законного равенства. Сделаем землю общим достоянием всего населения. Если найдется среди нас человек, который имеет два рта и четыре руки, было бы совер­шенно справедливо давать ему двойную порцию еды; но если все мы созданы по одному образцу, то давайте делить пирог по­ровну, и пусть каждый приложит руки к тесту...

 

П. А. Сорокин. Социология революции — цивилизационные причины реставраций

Социальный порядок неслучаен, он есть продукт многовеко­вого приспособления человечества к среде обитания и индиви­дов друг к другу. Это — итог вековых усилий, опыта, стремления создать наилучшие формы социальной организации и жизни Каждое стабильное общество, сколь бы несовершенным оно ни казалось... тем не менее является результатом огромного кон­денсата национального опыта, опыта реального, а не фиктивно­го, результата бесчисленных попыток, усилий, экспериментов многих поколений в поисках наиболее приемлемых социальных форм...

Общество, которое не знает, как ему жить, которое не спо­собно развиваться, постепенно реформируясь, а потому вве­ряющее себя горнилу революции, вынуждено платить за свои грехи смертью доброй части своих членов...

Уплатив сию дань, если ему не суждено сгинуть, общество вновь обретает возможность жить и развиваться, но уже не бла­годаря смертоносной вражде, а благодаря возврату к своим ис­токам, прошлым институтам и традициям, созидательному тру­ду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп.

Практическая работа №12.

Анализ взглядов Конфуция на государство и общество

Цель работы: Анализ взглядов Конфуция на государство и общество

Вопросы и задания.

1. Прочитайте текст 1

2. Ответьте на вопросы:

а) Как объясняет Конфуций необходи­мость управлять народом гуманно?



б) Почему именно император­скую власть и чиновников считает ответственными за все проис­ходящее?

в) Какая роль, активная или пассивная — отводится им народу?

г) В чем, с точки зрения Конфуция, состоит долг благо­родного человека, живущего в несправедливо устроенном госу­дарстве?

д) Подумайте над фразой Конфуция: «На зло отвечают справедливостью».

е) Как можно интерпретировать эту фразу, ес­ли речь идет об отношениях между властью и обществом?

Ход работы:

1.Прочитайте текст 1

2 Ответьте на вопросы

 

Из книги «Бесед и высказываний», составленной учениками Конфуция

Учитель сказал: «Если руководить народом посредством за­конов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испыты­вать стыда. Если же руководить народом посредством доброде­тели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится» ...

Цзы-гун спросил об управлении государством. Учитель от­ветил: «[В государстве] должно быть достаточно пищи, должно быть достаточно оружия и народ должен доверять [правителю]». Цзы-гун спросил: «Чем прежде всего из этих трех вещей можно пожертвовать, если возникнет крайняя необходимость?» Учи­тель ответил: «Можно отказаться от оружия». Цзы-гун спросил: «Чем прежде всего можно пожертвовать из оставшихся двух ве­щей, если возникнет крайняя необходимость?» Учитель ответил: «Можно отказаться от пищи. С древних времен еще никто не мог избежать смерти. Но без доверия [народа] государство не сможет устоять».

Учитель сказал: «Если личное поведение тех, [кто стоит на­верху], правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов Если же личное поведение тех, кто [стоит наверху], неправильно, то, хотя приказывают, народ не повинуется.

Кто-то спросил: правильно ли отвечать добром на злоУчи­тель ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром».

Учитель сказал: «Целеустремленный человек и человеколю­бивый человек идут на смерть, если человеколюбию наносится ущерб, они жертвуют своей жизнью, но не отказываются от че­ловеколюбия».

Практическая работа №13.

Анализ основных направлений петровских реформ

Цель работы: Анализ основных направлений петровских реформ

Вопросы и задания.

1. Прочитайте тексты 1 и 2

2. Ответьте на вопросы:

а) Как объясняет Р. Пайпс причину реформ Петра I ? Согласны ли вы с мнением Пайпса о том, что Россия была «незападной» страной?

б) В чем видит историк рево­люционное значение реформ Петра I ?

в) Какой представительный орган мог бы помочь установить сотрудничество между властью и обществом?

г) Какие результаты принесло России преодоление ее культурной изолированности, с точки зрения Достоевского?

д) Подумайте, что понимает Достоевский под словами «единение всечеловеческое»?

 

Ход работы:

1.Прочитайте текст 1 и 2

2 Ответьте на вопросы

Р. Пайпс. Россия при старом режиме

Россия первой из незападных стран пережила период неве­рия в свои силы (через который прошли впоследствии другие незападные народы), вызванный осознанием того, что, какой бы недостойной и негодной ни казалась западная цивилизация, ей удалось завладеть секретом могущества и богатства, который надобно перенять тем, кто хочет с ней успешно тягаться.

Все это российское правительство осознало во второй по­ловине XVII в., за двести лет до того, как подобное потрясение постигло Японию...

Истинно революционный аспект петровских реформ был со­крыт от современников, да и сам Петр едва ли понимал его. Он

заключался в идее государства как организации, служащей выс­шему идеалу — общественному благу, — ив сопутствующей ей идее общества как партнера государства...

Вскоре после своего вступления на царствование Петр на­чал говорить об «общем благе»... При Петре в России впервые ощутили взаимосвязь между общественным и личным благом...

Однако предпосылки эти не были доведены до своего логи­ческого завершения, и здесь-то заключена центральная траге­дия русской политики Нового времени. ...Было явным противо­речием взывать к гражданскому чувству русского народа и од­новременно отказывать ему в каких-либо юридических и политических гарантиях для защиты от всесильного государ­ства. Совместное предприятие, в котором одна сторона облада­ла всей полнотой власти и вела игру по своим собственным правилам, очевидно, не могло действовать как следует. И тем не менее именно так управляют Россией со времен Петра до наших дней. Отказ властей... осознать очевидные последствия привлечения общественности к делам страны воспроизводил в России состояние перманентного политического напряжения, которое сменяющиеся правительства пытались уменьшить, ког­да ослабляя бразды правления, когда натягивая их еще туже, но ни разу не пригласив общество занять место рядом с собою на козлах.

Из речи Ф. М. Достоевского «Пушкин», 1880 г.

В самом деле, что такое для нас петровская реформа, и не в будущем только, а даже и в том, что уже было, произош­ло, что явилось воочию?.. Ведь не была же она только для нас усвоением европейских костюмов, обычаев, изобретений и ев­ропейской науки. ...Да, очень может быть, что Петр перво­начально только в этом смысле и начал производить ее, то есть в смысле ближайшем утилитарном, но впоследствии, в даль­нейшем развитии им своей идеи, Петр несомненно повино­вался некоторому затаенному чутью, которое влекло его, в его деле, к целям будущим, несомненно огромнейшим... Так точ­но и русский народ не из одного только утилитаризма при­нял реформу... Ведь мы разом устремились тогда к самому жизненному воссоединению, к единению всечеловеческому! Мы не враждебно (как, казалось, должно бы было случиться), а дружественно, сполною любовию приняли в душу нашу ге­нии чужих наций, всех вместе, не делая преимуществен­ных племенных различий, умея инстинктом, почти с самогопервого шагу различать, снимать противоречия... Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское всемирное.

Практическая работа №14.

Тема: Оценка русского пути модернизации страны.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.