Цель работы: Оценка достижений средневекового города
Вопросы и задания.
1. Прочитайте текст 1.
2. Ответьте на следующие вопросы:
а) Расскажите, как развивался средневековый западноевропейский город. Какие основные функции он выполнял?
б) Какое значение для развития городов имела торговля и сельское хозяйство? Что позволило городу стать «двигателем» экономической жизни, несмотря на малочисленность городского населения?
в) Вспомните, какую роль сыграло городское сословие в политической жизни, в становлении капитализма Попробуйте (на основании прочитанного текста и материала главы) составить ответ на тему: «Город и прогресс средневековой западноевропейской цивилизации».
Ход работы:
1.Прочитайте текст 1
Ж. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада
Настоящий средневековый город народился и получил развитие благодаря именно своей экономической функции. Город был создан возобновленной торговлей и стал детищем купцов, но также он был порожден и подъемом сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Города нуждались в том, чтобы их кормили.
Горожане, бесспорно, составляли меньшинство в том преимущественно сельском мире. Но мало-помалу городскому обществу удалось поставить свои собственные интересы выше интересов сельских.
Роль предводителя, двигателя, фермента, которую отныне взял на себя город, прежде всего утвердилась в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город — это мастерская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение труда.
Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. В XI и отчасти в XII в. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства. Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей отошло к городам, ясно проявилось в двух областях — в образовании и архитектуре.
В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские. Новые учебные центры благодаря своим программам и методике, благодаря собственному набору преподавателей и учеников1 стали самостоятельными. Учеба и преподавание наук стали ремеслом. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания и стала предметом массового производства и торговли.
В монастырских школах обучали лишь тех, кто хотел стать священнослужителем.
2. Ответьте на вопросы задания
Практическая работа №5.
Определение особенностей эпохи Возраждения
Цель работы: Определение особенностей эпохи Возраждения
Вопросы и задания.
1. Прочитайте текст 1.
2. Ответьте на следующие вопросы:
а) Как решается здесь вопрос о свободе личности и Божественном предопределении?
б) Почему из всех творений Бога только человеку, по мнению итальянского гуманиста, предоставлена особая свобода?
в) Каковы могут быть последствия свободного выбора для человека?
г) Почему тем не менее для Пико делла Мирандола это высшее счастье — быть тем, кем человек хочет быть9
д) Прочитайте текст 2. С чем связан пессимизм Б. Паскаля? Какие вопросы пробуждают в нем сомнения?
Ход работы:
1.Прочитайте текст 1и 2
Пико делла Мирандола Из речи «О достоинстве человека»
Пико делла Мирандола — итальянский гуманист, XV в.
О сотворении Адама, первого человека на земле
Сказал Бог: «Не даем мы тебе, оАдам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, формировал себя в образе, который ты предпочтешь. ...Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные... О высшее и восхитительное счастье человека, которому^ дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет!
Б. Паскаль
Я не знаю, кто меня послал в мир, я не знаю, что такое мир, что такое я. Я в ужасном и полнейшем неведении. Я не знаю, что такое мое тело, что такое мои чувства, что такое моя душа, что такое та часть моего я, которая думает то, что я говорю, которая размышляет обо всем и о самой себе и все-таки знает себя не больше, чем все остальное. Я вижу эти ужасающие пространства Вселенной, которые заключают меня в себе, я чувствую себя привязанным к одному уголку этого обширного мира, не зная, почему я помещен именно в этом, а не в другом месте, почему то короткое время, которое дано мне жить, назначено мне именно в этом, а не в другом пункте целой вечности... Все, что я сознаю, это только то, что я должен скоро умереть, но то, чего я больше всего не знаю, это смерть, которой я не умею избежать. Как я не знаю, откуда я пришел, так же точно не знаю, куда уйду... Вот мое положение; оно полно ничтожности, слабости, мрака.
2. Ответьте на вопросы задания
Практическая работа №6.
Исследования бытовой этики ислама
Цель работы: Исследования бытовой этики ислама
Вопросы и задания
1. Прочитайте текст 1.
а) Ислам до мельчайших подробностей регламентировал жизнь человека. Проанализировав приведенный текст, а также те сведения, которые содержатся в тексте главы, попробуйте нарисовать портрет истинного мусульманина.
б) Обратите особое внимание на отношение к людям, наиболее униженным в восточных обществах, — к женщинам и рабам.
в) Почему Мухаммед запрещал раболепствовать перед вышестоящим?
г) Как в целом можно охарактеризовать отношение ислама к личности человека? Чем оно отличается от христианского?
Ход работы:
1.Прочитайте текст 1
Ибн Батта ал-Укбари. Истолкование и разъяснение основ сунны
Ибн Батта ал-Укбари — мусульманский богослов, X в.
Сунной считается подражать [примеру] посланника Аллаха, следовать его делу, держаться его верного руководства, поступать, как поступал он, быть достойным его дела...
...Он запретил рискованную продажу; продажу того, чем не владеешь, продажу того, чего у тебя нет; выставление двух условий при продаже. Он запретил бить по морде верховое животное, ставить на ней клеймо, плевать в лицо человеку; женщине — отказывать в ложе мужу своему; мужчине — говорить о том, что он сделает, обещать и не выполнить; рассказывать о секрете своего брата; быть расточительным и скупым; печалиться по мирской жизни и радоваться ей.
Потакать жене своей, [желающей] ходить на свадьбы, на оплакивания покойника и в баню, потакать ей в ее страстях. Он сказал: «Кто повинуется жене своей во всем, чего она желает, того она столкнет в Огонь лицом». [Он запретил] потакать ей в непослушании родителям [мужа], в разрушении его родственных уз и в прекращении вспомоществования брату его по Аллаху. Он сказал: «Не соглашайтесь с ними, идите верным путем, и Он благословит вас». Он запретил причинять им вред, совершать над ними насилие, велел быть справедливым и разделять поровну между ними.
Он запретил обижать соседа, поносить родословную, злословить и клеветать; ругать рабов и бить их. Он велел кормить их тем, что ест [хозяин], и одевать их в то, что он носит; не возлагать на них работу, которую они не в силах выполнить: прощать им, даже если бы они совершали семьдесят проступков за день.
...Среди запретов его: человеку вставать перед кем-либо, кроме как перед отцом, ученым или справедливым имамом.
...Он сказал: «Возвеличивающий мирского человека как бы возвеличивает идола». Он сказал: «Кто вошел к мирскому человеку и унизился пред ним, вера того убыла на треть».
2. Ответьте на вопросы задания
Практическая работа №7
Развитие феодальных отношений на Руси
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|