|
Идентификация Макоши с Мировой уточкой
На изображениях славянского общерусского бога Велеса отчётливо читается фигура утки. Она восседает на его голове. Это, на первый взгляд странное размещение птицы, приводит к пониманию воззрений древних славян на космос.
В русском языке слово «утка» очень старое. Оно несёт с собой огромное словарное «гнездо» (гнездовой метод формирования лежит в основе словаря В. Даля [40]), отражающее такие понятия, как:
- утка – птица (уточка, сиб., камч. вообще птица, птаха);
- утка – баба (где утка (баба), там и мутка (сплетни));
- уток – нить при ткачестве [40].
Источник [40] также приводит описание способа сидения: «Сидеть уточкой, на заднице и на подошвах, обняв руками колени». Именно этот способ запечатлён в начертании египетского иероглифа «Маат».
Рис. 6.3.6.3.1.1. Египетские Маат, сидящие в позе «Утки»: 1 – изображение Маат на сосуде из храмового комплекса Осириса в Абидосе 2 – увеличенный фрагмент, глина, высота 34 см, Новое царство, XIX династия, Брюссель, Королевский музей искусства и истории (Е 0597); 3 – статуэтка Маат, 7 – 1 вв. до н.э., египетский фаянс, высота 11 см; 4 – статуэтка Маат.
С одной стороны данное обстоятельство в очередной раз подтверждает: египетская Маат является местной формой славянской Макоши (см. п. 5.3.3.1.4. гл. VI). С другой стороны это же сходство помогает нам более уверенно отождествить уточку с Макошью.
Интересно отметить, что на латыни утка – аnas (немец. Ente, ит. anitra, anatra, исп. ánade). В связи с чем, опять вспоминаем ближневосточную легенду, согласно которой Велеса-Баала убивает бог смерти Муту-Мара. А сестру-супругу Велеса-Баала зовут Анат. Она и похоронила Велеса в кургане (см. п. 5.2.4.3. гл. VI), а затем уничтожила Муту (см. п. 3.7.4.4. гл. VI). Анат – Anas – корень один – «Н». В славянстве это означает «Навь» [22], космос, чёрное первородное пространство, новь, а космос в славянстве представляет Макошь (см. п. 3.6.1.5. гл. VI). Корень «НТ», тот же, что и в имени богини Анат (НТ), мы находим также в русском слове «нить», а процесс ткачества заключается в переплетении нитей основы и нитей утка [1892]. Тканное космическое полотно – есть ячеистое поле, созданное переплетением взаимно перпендикулярных нитей, поэтому В. Даль приводит производные от слова нить – «ничей или начейка перм. очко сети, ячея, ячейка» [40].
О славянском боге Велесе посмотрите п. 3.7. гл. VI, после чего мы можем сделать следующие выводы – утка:
- во-первых, олицетворяет женскую сущность по отношению к мужской Велеса;
- во-вторых, приходится сестрой-женой Велесу, то есть одновременно существующей, равновеликой ему по могуществу и произошедшей от того же самого родителя;
- в-третьих, Утка-Макошь и Велес вместе ткут полотно жизни.
И поэтому, естественно, разбирая русское слово «утка», мы этимологически выходим как раз на изображение Велеса с уткой на голове. Отчётливо видно в названиях созвездия Плеяд – «утячье, утиное гнездо, стожары, волосожары» [40, ст. Утка], то есть, созвездие Волосожары (Волоса Jары-звёзды) названо именем Велеса – оно является Утиным гнездом, гнездом для утки-Макоши. Скульптурные изображения Велеса подтверждают это: его голова или холка являются гнездом для утки.
Рис. 6.3.6.3.1.2. Изображения утки: 1 – ковш из Горбуновского торфяника (3 – 1-е тыс. до н.э.), Свердловская обл., дерево, Исторический музей, Москва; 2 – Девана, дочь Перуна, с уткой на голове; 3 – Велес с амулетом Тельца в руке и уткой на голове; 4 – Велес с амулетом Тельца на груди; 5 – Велес с гуслями и объектом на голове, украшенным тремя «Звёздами Велеса»; 6 – изображение египетской богини (1-е тыс. до н.э.) – аналога Велеса – с уткой (птицей) на голове, короне из рогов Тельца и солнцем, олицетворяющим созвездие Плеяд; 7 – фигурки уток волосовской культуры (3–2-е тыс. до н.э.), распространённой в бассейне реки Оки, ниже города Рязани и в низовьях реки Клязьмы, камень и кость; 8 – золотой ковш Ивана IV с чеканными украшениями и камнями [35].
Представленный на рис. 6.3.6.3.1.2. временной ряд изображений утки на голове Велеса начинается фигурками утки, сделанными славянами – носителями волосовской культуры, распространённой в 3-м – 2-м тыс. до н.э. в самом центре Русской равнины – реки Ока, Клязьма, города Москва, Рязань. Ковш из Горбуновского торфяника, расположенного близ населённого пункта Горбуново, около Нижнего Тагила в Свердловской области, подтверждает не только более обширное распространение славянского культа утки-Макоши, но и демонстрирует высокую технику славян 3-го – 2-го тыс. до н.э. в умении изготовления скульптуры и предметов утвари из дерева, камня, кости.
Культ утки-Макоши просуществовал не только до середины н.э., но и до сегодняшних дней. О чём говорит и золотой ковш Ивана IV, и современные ритуальные предметы славян, например, ковш – братина.
Связь Велеса и утки показывают изображения Велеса с уткой на голове. В частности, очень интересно изображение Велеса с гуслями – одним из главных символов Велеса. На голове у этого Велеса изображён предмет, напоминающий корону в форме круга, украшенную тремя «Звёздами Велеса» – также непременным символом Велеса. Это рисунок Велеса, кстати, наглядно демонстрирует то, что «Звезда Велеса» именно славянский символ.
Изображение египетской богини (1-е тыс. до н.э.) – позднего аналога Велеса – с уткой (птицей) на голове, короне из рогов Тельца и солнцем, олицетворяющим созвездие Плеяд, подтверждает то, что египтяне были славянами по религиозному мировоззрению и «свои египетские» культы формировали в точном соответствии со славянскими, родиной которых являлась и является Русь.
Истоки символизма круговой короны Велеса мы, естественно, находим в славянстве, а точнее, на звёздном небе – это созвездия Тельца-Велеса и Плеяд-утки-Макоши.
Рис. 6.3.6.3.1.3. Созвездие Тельца, на холке которого располагается скопление Плеяд (рисунок из атласа Яна Гевелия). Внизу – изображения Тельца и Плеяд-Макоши из разных Зодиаков, слева направо: 1 – из Длинного дендерского, 2 – из Большого эснского, 3 – из Малого эснского, 4 – из Зодиака Бургша (ориентация созвездий дана, как на реальном небе).
Изображения Плеяд известны со времён палеолита. Древние люди изображали скопление Плеяд на предметах утвари и на священных камнях. В частности, на тех, что представлены на рис. 6.3.6.3.1.4.
Рис. 6.3.6.3.1.4. Изображения созвездия Плеяд на предметах, относящихся к палеолиту: 1, 5, 6 и 7 – на камнях, 3, 4 – на сосудах. В цветных врезках – фотография Плеяд и гнездо певчего дрозда, в котором жёлтые рты птенцов удивительно напоминают и сами звёзды Плеяд, и их расположение. В чёрно-белой врезке – названия отдельных звёзд Плеяд [35].
Очевидно, что скопление Плеяд было очень хорошо знакомо древним славянам. Более того, его изображения на различных камнях (чертоги Велеса) и сосудах (чертоги Мары) говорит о глубинной сакральной мощи мифологии, связанной с этим звёздным скоплением.
Созвездие Плеяды находится близ h Тельца – звезды Альциона (см. рис. 6.3.6.3.1.4.). Эта звезда, в свою очередь, находится как раз между его рогов на загривке – и, очевидно, олицетворяет сделанное из загривочных волос Тельца гнездо утки-Макоши – Плеяды.
Вторая по яркости звезда в Тельце (b Tau). Вполне возможен такой её мифологизм – «сестра». Она у арабов называется Нат и лежит на границе с соседним созвездием – Возничим. А точнее, на его левой пятке, в которую Возничего ударяет левый рог Тельца (в каталогах, изданных до начала 20-го века, эта звезда обозначалась как g Возничего, в 1928 году отошла Тельцу). Возничий изображается с козьей маской на лице и с козочкой (звезда Капелла (ср. Кибела – Макошь)) на спине.
Разбирая слово гнездо – англ. nest, немец. Nest, сравним его с русскими словами – нестись, наседка, несушка, которая несёт яйца [40]. Нат в англ. nut означает орех, символ жизни и плодородия, традиционно связанный с любовью, браком и деторождением; в Германии выражение «пойти по орехи» ассоциируется с любовными приключениями. В других индоевропейских языках гнездо – франц. nid, итал. nido, исп. nido имеет тот же корень, что и утка (см. выше), а также русск. нить, ср. нито – часть ткацкого станка [40].
Перенося дальше наши размышления в область ткачества – чертоги Макоши, – мы обнаруживаем, что нить англ. filament, франц. fil, итал. filo, filamento, исп. hilo – «ирландское обозначение поэта – fili – восходит к индоевропейскому корню *vel-, обозначающему одновременно смерть, царство мёртвых, богатство, власть. К тому же корню восходит славянский Велес» [74, ст. Поэт]. То есть опять приходим к тому, что Велес-fili является гнездом и/или братом для утки.
Созвездие Плеяды (Плеады, Плиады) обозначает семизвездие в созвездии Тельца. Обычным глазом в созвездии различимы 6 – 9 звёзд, которые образуют легко узнаваемый силуэт ковша – утки.
Это же созвездие кроме представленных нами выше названий ещё называют – Сожары, Висожары, Бабы (отражает женский мифологизм), Кучки, Клуб [40]. «Она клубки солила в берёзовой кадушке» – это о Макоше, которая хранила (солила, эпитет сохранности – засолить на зиму, т.е. в небытие) клубки (древнерусское узелковое письмо) в берёзовой (в оберёговой, оберегающей, сберегающей) кадушке (чертог Макоши, см. п. 3.6.1.2. гл. VI).
Таким образом, символическое изображение утки-Макоши может состоять как из изображения самой утки, так и из одного круга, расположенного между рогами тельца, а также из скопления нескольких кружков (5 – 7 шт.), изображённых отдельно или над спиной тельца. Для примера приведём следующее изображение (см. рис. 6.3.6.3.1.5.).
Рис. 6.3.6.3.1.5. Шумерский царь Иа и его титулатура.
Этот рисунок обычно трактуется так: обожествленный шумерский царь ИА изображен в виде Повелителя Потопа, появляясь из вод, он держит прототип цветка лилии – fleur-de-lys. Однако, на наш взгляд, более правильной является иная трактовка: Макошь, изображённая трёхголовой (Макошь+Доля+Недоля), помогает царю Иа выбрать правильную судьбу, указывая на «сосуд» с «живой водой», который помечен славянским свастическим символом «Правда». Очевидно, здесь идёт речь об осуществлении царём Иа судебных функций, поскольку «сосудов» рядом с ним находится несколько.
Таким образом, можем сделать следующее заключение:
1. Утка – является мифологическим отображением славянской Макоши;
2. Чертогами Макоши на звёздном небе является созвездие Плеяд.
Мы также получаем отчётливые ориентиры для распознания среди изображений астрономических или астрологических сообщений, которые относятся к созвездию Тельца и скоплению Плеяд:
1. Велес изображается в виде тельца либо, как вариант, в виде медведя;
2. Макошь изображается в виде утки, расположенной в гнезде, которое, в свою очередь, находится меж рогов Велеса-тельца. Также Макошь может изображаться в виде клуба – круга или нескольких – 5 – 7 – кружков, находящихся среди рогов тельца либо на его холке, либо сверху на любом участке спины.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|