|
Основные сферы проявления НПН в социально-психологической адаптации военнослужащих.
НПН на уровне поведения и деятельности находит свое проявление в особенностях познавательной, эмоционально-волевой сфер, своеобразии системы отношений, установок, направленности личности.
Изучение познавательной сферы лиц с НПН должно быть направлено на оценку общего развития, интеллектуальной активности и интеллектуальной зрелости. Ведущими критериями для определения уровня общего развития солдат:
- способность к обучению
- сумма знаний, умений, навыков
Признаками НПН в данном случае являются такие характеристики, как низкая общая эрудиция, существенные пробелы в школьных знаниях, низкая успеваемость при овладении военной специальностью, отсутствие элементарных для данного возраста трудовых навыков, неумение выполнять несложные поручения, требующие проявления личной инициативы.
Свойства познавательной мыслительной деятельности, отмеченные как признаки НПН, снижают возможности адаптационных механизмов индивида на протяжении всего периода службы, особенно при предъявлении повышенных требований к самостоятельности, ответственности, контактности, нормативности поведения.
Наряду с нарушениями в познавательной сфере НПН может быть обусловлена и дефектами эмоционально-волевой регуляции состояний, поведения и деятельности. Эти нарушения проявляются в характеристиках, связанных со скоростью, темпом, интенсивностью и направленностью психической деятельности, и опосредуются специфическими особенностями таких свойств темперамента, как эмоциональная возбудимость, тревожность, импульсивность, ригидность, резистентность, субъективация. Каждое из перечисленных свойств выполняет свои особые функции, облегчающие адаптацию к условиям деятельности в одних условиях и затрудняют в других.
При акцентуации тревожности, под которой понимают эмоциональную возбудимость в угрожающей степени, определяют такие признаки НПН, как чрезмерная застенчивость, ранимость, робость, пугливость. С импульсивностью связаны такие свойства, как легкомыслие, беззаботность и вспыльчивость. При чрезмерной выраженности активности, свойство темперамента, повышающее адаптивность путем преобразования ситуации в соответствие с поставленной целью отмечается суетливость, несобранность, вялость, апатичность и замкнутость. Ригидность определяет успешность приспособления к изменяющимся требованиям жизнедеятельности. Она проявляется в упрямстве, прямолинейности, грубости и мстительности.
При заострении резистентности (устойчивость к внешним и внутренним воздействиям) проявляются такие признаки НПН, как несобранность, истощаемость и легкая отвлекаемость. При чрезмерной выраженности субъективации (опосредованность деятельности субъективными образами, представлениями и понятиями) проявляются такие признаки НПН, как аутичность, абстрактность и конкретность мышления.
Формы проявления НПН в процессе адаптации
Военнослужащих.
В процессе адаптации НПН отмечается при акцентуациях характера, пограничных нервно-психических расстройствах, токсикоманиях и в начальных стадиях некоторых психических заболеваний.
Акцентуации характера
Акцентуации - заострение черт определенного типа характера, являются крайним вариантом психической нормы и занимают положение между состояниями психического здоровья и типичными психопатологическими расстройствами. Выраженность черт само по себе еще не говорит о нервно-психической неустойчивости. Последняя развивается при крайнем заострении черт характера, что приводит к нарушению адаптации. Выраженность черт характера обычно не препятствует удовлетворительной адаптации к среде, а возникающие трудности довольно успешно компенсируются правильно поставленной воспитательной работой, высокой мотивацией, рациональным распределением военнослужащих.
Различают следующие виды акцентуаций: астенический, эксплозивный (взрывчатый, эпилептоидный), параноидный (застревающий), истероидный, психастенический (тревожный), депрессивный, маниакальный, шизоидный, конформный.
Для астенического типа характерна высокая чувствительность к внешним (физическим и психическим) нагрузкам, повышенная истощаемость, утомляемость. В процессе адаптации психотравмирующей ситуацией для астеника является невозможность удовлетворения своих потребностей, что приводит к конфликтам. Наиболее типичный выход, разрешение конфликтной ситуации они находят в самотизации - ухода в болезнь, отрицание не удовлетворенной потребности по причине недомогания, плохого самочувствия и т.д.
Эксплозивный (взрывчатый) тип характеризуется высокой силой влечений и низким уровнем самоконтроля, импульсивностью поступков, эмоций. Отсюда непредсказуемость их поведения. Такие лица вспыльчивы, агрессивны, властны, неуживчивы, злопамятны, с высоким чувством соперничества, упрямства, стремлением любой ценой оправдать, отстоять свои поступки, склонны к резкой прямолинейной критике, бурным реакциям протеста. Критической является ситуация возникающего препятствия на пути удовлетворения потребности. Психологическая защита в создавшейся ситуации видится в гиперагрессии - устранении насильственным путем любого препятствия для удовлетворения потребности.
Для лиц с параноидным типом акцентуации типичными являются стойкость, длительность, ригидность эмоций. Причем реакция на внешнее воздействие запаздывает, и когда произойдет - трудно предсказать. Проявляют подозрительность, мелочность, не критичность, грубость по отношению к окружающим. Критической ситуацией является динамичность обстановки, необходимость постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Типичный способ разрешения критической ситуации находят в проекции - наделении окружающих людей негативными качествами и тем самым возвышая себя со всеми вытекающими отсюда последствиями.
При истероидной акцентуации характерно позерство, самовлюбленность, желание быть в центре внимания, стремление показаться в глазах окружающих значительной личностью, театральность поведения, склонность к преувеличениям. Типичной конфликтной ситуацией для такой личности является противоречие между завышенными требованиями к окружающим и полным их отсутствием к себе, непризнание окружающими. Наиболее частый механизм защиты - самотизация и регрессия (возврат к детским формам поведения с целью удовлетворения своих потребностей).
Личности с депрессивным типом акцентуации часто испытывают пониженное настроение, чувство вины, собственной неполноценности и ненужности. Выход из критической ситуации находят в аутоагрессии. Данная категория лиц требует пристального внимания со стороны командования, психологов и медиков.
Полной противоположностью этой категории являются лица с маниакальным типом акцентуации. Они настолько находятся в приподнятом настроении, с желанием приниматься за любое дело, готовы всем помочь. Страдают завышенной самооценкой. Но их активность носит поверхностный, неустойчивый характер. Приступив к одному делу, тут же его бросают и переключаются на другое. Все это привносит дезорганизацию, напряженность, непонимание со стороны окружающих, что затрудняет и увеличивает время адаптации в армейских условиях. Эти лица крайне болезненно переносят ограничения своей свободы. Ситуация регламентации, необходимости подчиняться является критической для таких людей. В силу свойственных им черт разрешение таких ситуаций сопровождается бурным протестом, неподчинением, пререканиями, отрицанием “незаконных” ограничений.
Для лиц с шизоидным типом акцентуации характерно своеобразие мышления: склонность к теоретическим построениям и неожиданным выводам, часто не совпадающим с выводами и суждениями окружающих. В эмоциональном плане они отличаются холодностью, поверхностным сопереживанием, иногда отсутствием эмоционального резонанса с переживаниями окружающих, бесцеремонностью, жестокостью или, наоборот, повышенной ранимостью, чувствительностью. В поведении предпочитают узкий круг общения, стремятся уединиться. Бесцеремонное вторжение в их внутренний мир, насмешки над увлечениями, принуждение к общению, к занятию общественными делами служат источниками конфликтов, что практически сводит на «ноль» процесс адаптации молодых солдат.
Следует подчеркнуть, что все вышеперечисленные характерологические особенности акцентуированных личностей в процессе адаптации приводят к поведенческим и деятельностным отклонениям, проявляются только в определенных ситуациях, обозначенных критическими, конфликтными и специфичными для каждого типа. В других ситуациях наличие этих черт не приводит к заметным нарушениям поведения и деятельности в процессе адаптации молодых солдат. Таблица № 1
Типы акцентуаций
| Психотравмирую-
щая ситуация, затрудняющая процесс адаптации
| Выход из психотравмирующей ситуации, психологическая защита
| Астенический тип
| невозможность удовлетворять свои потребности, что приводит к конфликтам.
| типичный выход в самотизации - уходе в болезнь, отрицание неудовлетворенной потребности по причине недомогания, плохого самочувствия и т.д.
| Эксплозивный тип
| критической является ситуация возникающего препятствия на пути удовлетворения потребности.
| психологическая защита видится в гиперагрессии - устранении насильственным путем любого препятствия для удовлетворения потребности.
| Параноидальный тип
| динамичность обстановки, необходимость постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.
| наделение окружающих людей негативными качествами и тем самым возвышение себя со всеми вытекающими от сюда последствиями.
| Истероидный тип
| противоречие между завышенными требованиями к окружающим и полным отсутствием к себе, непризнание окружающих.
| самотизация и регрессия (возврат к детским формам поведения с целью удовлетворения своих потребностей).
| Психостенический тип
| конфликт между стремлением к успеху в деятельности и стремлением избегать опасности, неудачи.
| рационализация - оправдание для себя и окружающих невозможности удовлетворения той или иной потребности с целью снятия ее как проблемы.
| Депрессивный тип
| понимание необходимости более активного образа жизни, достижение определенного успеха в своей деятельности и постоянными неудачами.
| выход из ситуации находят в аутоагрессии, требуют пристального внимания со стороны командования, медиков, психологов, суицидально предрасположены.
| Маниакальный тип
| ситуация регламентации, необходимости подчиняться
| разрешение таких ситуаций сопровождается бурным протестом, неподчинением, пререканиями, отрицанием «незаконных» ограничений.
| Шизоидный тип
| бесцеремонное вторжение в их внутренний мир, насмешки над увлечениями, принуждение к общению.
| конфликты, поведенческие отклонения, нарастающий аутиз (уход в себя, отчужденность, замкнутость).
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|