Основные факторы, влияющие на психологическое обеспечение адаптации и мероприятия по выявлению этих факторов. Методики оценки адаптационных состояний.
Призыв в ВС, новизна реальностей, для восприятия которых у молодого человека еще не выработана реакция приспособления, изменения привычной и хорошо знакомой деятельности - все это создает поистине экстремальные условия. Поэтому процесс адаптации, требующий огромного нервного труда, справедливо считают сложным периодом военной службы. Он во многом зависит как от социально-психологических условий, так и от биологической природы каждого воина. Молодому воину предстоит адаптироваться к жизни в большом коллективе, к значительным физическим и нервным нагрузкам, а зачастую и непривычным климатическим условиям. В условиях службы молодые военнослужащие должны также адаптироваться к воздействию специфических факторов, различных по интенсивности и длительности. И успех этого процесса, возможность быстрее влиться в воинский коллектив зависят как от самого индивида, так и от помощи командира.
К факторам, затрудняющим адаптацию, относится целый набор отклонений в домашнем воспитании; различные биологические причины: частые и длительные стационарные лечения в медицинских учреждениях и другие, поэтому эффективное выполнение военнослужащим своих служебных обязанностей возможно лишь при наличии у них здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Те или иные изменения в психике могут быть следствием как врожденных, так и приобретенных аномалий психического развития, нервно-психических заболеваний, травм головного мозга. Разрушить прочный стереотип поведения или предупредить психическое расстройство в процессе адаптации молодого солдата можно только при правильном индивидуальном подходе и кропотливой работе с каждым подчиненным. Следует помнить, что затрудненная адаптация необязательно ведет к неблагоприятному прохождению дальнейшей службы. Чуткое отношение к военнослужащим, ознакомление с историей его жизни, индивидуальными способностями в сочетании с правильным проведением психопрофилактической работы в тесном контакте командира с психологом и работниками медицинской службы помогут преодолеть трудности адаптационного процесса и в последствии успешно выполнять служебные обязанности.
В наборе психических свойств и сторон личности молодого солдата особую значимость имеет степень психической напряженности, которая может меняться от полной уравновешенности и эмоциональной устойчивости до нервных психических срывов с острой аффективной окраской.
Возникновение тревожных и депрессивных состояний отрицательно сказывается на последовательности, сосредоточенности и целенаправленности процесса адаптации. Особенно существенное влияние эти состояния оказывают на эффективность деятельности в экстремальных ситуациях под воздействием отрицательных психогенных, социогенных и стрессогенных факторов.
В настоящее время, в условиях воинской службы значительно усилились социальные и психогенные факторы негативной направленности, существенно возрос потенциал возникновения нервно-психических расстройств и отклоняющегося поведения в процессе адаптации военнослужащих проходящих службу по призыву. Именно поэтому в войсковом обиходе появилось понятие «Группы риска», куда попадают военнослужащие, заранее предрасположенные к этому: алкоголики, наркоманы, токсикоманы, и т.п. Практика показывает, что в этот разряд людей, которые испытывают трудности в адаптации, могут попасть и совершенно здоровые люди, которые оказываются в депрессивном или тревожно состоянии (крайние проявления которых являются предвестниками нервно-психического срыва или психического расстройства) под воздействием неблагоприятных факторов, предельных и запретных физических и психических нагрузках, особенно в период адаптации, психического дискомфорта из-за неблагоприятного морально-психологического климата в подразделении.
Нервно-психическая неустойчивость накладывает особый отпечаток на процесс адаптации молодых солдат, она не равнозначна психическому заболеванию, а является временным, обратимым явлением. На протяжении жизни каждого человека степень переносимости психических нагрузок колеблется подобно тому, как изменяется способность переносить физические нагрузки. Психотравмирующие факторы, в том числе и трудности привыкания к условиям воинской службы, могут уменьшать и «запас прочности» психики, создавая тем самым предрасположенность к нервному срыву. В благоприятных условиях процесса адаптации такие состояния нервно-психической неустойчивости бесследно проходят, при соответствующем внимании и помощи со стороны командиров, психологов, офицеров медицинской службы и структур по воспитательной работе, естественно при наличии у них знаний о сущности, особенностях протекания процесса адаптации молодых солдат.
Восемнадцати-девятнадцатилетний возраст сам по себе является трудным. Это возраст первой любви, первых разочарований и первых конфликтов. Молодые люди еще не имеют опыта жизни. Они крайне чувствительны к несправедливости, обидам, грубости, в том числе и к собственным неудачам в процессе боевой службы и учебы. Их реакции всегда ярки, чувства глубоки и часто не соответствуют вызываемому их поводу. Это подчеркивает необходимость индивидуального подхода к военнослужащим, знание особенностей характера для оценки их поступков, на первый взгляд кажущихся странными, особенностей и сущности процесса адаптации военнослужащих проходящих службу по призыву.
В период адаптации к воинской службе наращиваются усилия по изучению военнослужащих, особенно тех, кто требовал наблюдения, проводятся психопрофилактические и коррекционные мероприятия, выдаются рекомендации о проведении индивидуальных воспитательных мер. Методами по изучению личного состава остаются наблюдение, тестирование и индивидуальная беседа. Особое место отводится наблюдению, т.к. в этот период появляется возможность наблюдать за поведением воинов в сложных, непривычных для них условиях, когда признаки НПН проявляются со всей очевидностью.
Адаптационный период длиться 3-5 месяцев. Наблюдение показывает, что военнослужащие без признаков нервно-психической неустойчивости дружеские контакты устанавливают уже через 3-4 недели, а через 1,5 - 2 месяца чувствуют себя в коллективе вполне удовлетворительно. С признаками нервно-психической неустойчивости даже к концу 5-го месяца не могут занять достойное место в коллективе, испытывают серьезные трудности в установлении контактов, выполнении служебных обязанностей.
Среди факторов, затрудняющих адаптацию, различают:
а) объективные (внешние).
-трудности военной службы: новый ритм жизни, строгий распорядок дня, ограничение личной свободы, необходимость подчиняться и т.д.;
-разлука с домом, семьей, привычным окружением;
-неудачи по службе, конфликты, особенно со старослужащими;
-грубое, неуважительное отношение;
-чрезмерная строгость, завышенные требования, несправедливость;
-указания на повышенных тонах, с подчеркиванием превосходства.
б) субъективные (присущие самому военнослужащему):
-недостаточное образование;
-национальные особенности (бурное проявление национальных чувств, черт характера), неуважительное отношение к другим народам и т.п.;
-наличие своей семьи и детей;
-наличие старых или больных родителей;
-призыв на действительную военную службу в более позднем возрасте;
-воспитание в неблагоприятных семьях, без родителей, в детских домах;
-моральная распущенность;
-физическая слабость;
-недостаточно крепкое здоровье;
-нервно-психическая неустойчивость и др.
Основными задачами изучения военнослужащих в период адаптации являются:
-оценка хода адаптации к условиям и требованиям воинской службы и обеспечения в случае необходимости, соответствующих профилактических, коррекционных и воспитательных воздействий с целью предупреждения проявлений нервно-психической неустойчивости;
-изучение процесса формирования воинского коллектива, оказание помощи военнослужащим, испытывающим трудности в установлении контактов;
-выявление лиц, нуждающихся в дополнительном психологическом обследовании.
Исследования проведенные в Военном университете МО РФ показали, что с прибытием молодого пополнения офицерами воспитательных структур проводится определенная работа по изучению и психологическому обследованию молодых воинов:
-выявление их личных особенностей, в том числе характерологических проявлений в поведении и деятельности, и на этой основе выработка путей коррекции поведения личности.
-выявление военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости и с учетом особенностей данной категории военнослужащих проведение профориентации и профраспределения их по должностям и подразделениям, в зависимости от характера решаемых ими задач и др.
Индивидуально-психологические особенности военнослужащих батальона обеспечения учебного процесса и автобазы, а всего 75 человек изучались с помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность». Он предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития. В основу методики положено представление об адаптации, как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям среды и профессиональной деятельности.
Эффективность адаптации во многом зависит от того, насколько реально человек себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и изменением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка, суицидальным попыткам (поступкам), срыву профессиональной деятельности и развитию болезней.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1) а. Высокие показатели нервно-психической неустойчивости имели 32 человека, что составило 41,0 %
Для этой группы военнослужащих характерен в целом высокий уровень НПУ и поведенческой регуляции. Эти военнослужащие имеют адекватную самооценку, адекватное восприятие действительности, т.е. их мнение о самих себе и окружающих совпадает с мнением других.
В дальнейшем можно предположить их успешную деятельность даже в случае наличия каких-то отрицательных (негативных) явлений в коллективе. Отрицательный результат во взаимодействии с этими военнослужащими могут иметь негативные последствия в формировании общественного мнения в коллективе. Негативный результат могут иметь: разговор «на повышенных тонах», угрозы, чрезмерное давление и другие попытки нарушить их нервно-психическую устойчивость.
б. Средние показатели НПУ имели 28 военнослужащих, что составило 35,9 %.
Военнослужащие этой группы характеризуются средним уровнем НПУ и поведенческой регуляции, определенными склонностями к нервно-психическим срывам, недостаточно точной адекватной самооценкой и восприятием действительности, своих нравственных и деловых качеств, им присуще управлять своим поведением, самокритичность и самоконтроль при незначительных срывах. Они сравнительно легко приспосабливаются к изменяющимся ситуациям армейской жизни.
в. Низкие показатели нервно-психической устойчивости имели 18 человек, что составляет 23,1%. Как видно из этих цифр это довольно большой процент, и поэтому мы остановимся на этом поподробнее, так как от этого показателя зависит деятельность и эффективность всего процесса адаптации.
Для военнослужащих этой группы характерен низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватной самооценки и адекватного восприятия окружающей действительности, вспыльчивость, раздражительность, тревожность, подавленность, отсутствие внимания, нарушение норм поведения, трудности в принятии решения, недовольство собой. В общении с ними необходим постоянный контроль, особенно в ситуациях, способных вызвать у них срывы. Для стимулирования деятельности по сплочению коллектива было бы целесообразным определение довольно сложных задач, требующих вовлечение всех членов коллектива. Успешная деятельность этих военнослужащих в воспитательном процессе может быть достигнута в возложении на них учебных, общественных и других задач, а также применение коллективных воспитательных возможностей группы.
В работе с ними недопустимы: грубость, несдержанность, авторитарность, возложение на них большего объема работы, чем на других членов их коллектива.
2) а. Высокие результаты по шкале «Адаптивные способности» показали 12 военнослужащих, что составляет 14 %.
Лица этой группы достаточно легко адаптируются к новым условия деятельности, быстро входят в новый коллектив, легко и адекватно ориентируются в различных ситуациях, быстро вырабатывают стратегию своего поведения, как правило они не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
б. Средние результаты по шкале «Адаптивные способности» показали 31 военнослужащий, что составляет 36 %.
Большинство военнослужащих этой группы обладает признаками различных акцентуаций характера (см. табл.1), которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех деятельности и адаптации во многом зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Вероятны асоциальные срывы, проявления агрессивности и конфликтности. Лица этой группы требуют постоянного контроля.
в. Низкие показатели у 37 военнослужащих, что составляет 49%.
Эти военнослужащие во многих случаях обладают признаками психопатий. Возможны нервно-психические срывы, а психические состояния очень часто находятся в пограничной области. Они обладают как правило НПН, было выявлено 10 человек, что составляет 11 %, конфликтны, могут допускать нежелательные и во многом непредсказуемые поступки. Требуют постоянного контроля.
3) а. Высокие показатели по шкале «Коммуникативные способности» показало 28 военнослужащих, что составило 32 %.
Для военнослужащих этой группы характерен высокий уровень общения. Очень легко устанавливают контакты с окружающими, не конфликтны. Способны оказать большое влияние на формирование общественного мнения в коллективе. Рекомендуется активно использовать при проведении различных культурно-массовых и других общественных мероприятий.
б. Средние показатели у 45 военнослужащих, что составляет 52%.
Для всех военнослужащих этой группы характерно стремление к общению, довольно легко устанавливают контакт с людьми, преимущественно не конфликтны, хотя возможны и срывы. Не требуют пристального внимания, не необходим периодический контроль.
в. Низкие показатели у 5 военнослужащих, что составляет 6%.
Для этой группы военнослужащих характерны: затруднения построения контактов с окружающими, проявления агрессивности, повышенная конфликтность. Возможными причинами затрудненного общения могут быть недостаточная авторитетность из-за низких уровней психического, физического и умственного развития.
Для выравнивания положения необходимы и возможны меры по созданию базы социальной поддержки, их реабилитации, что не сформировать ситуацию полнейшей неприязни «изгоев» в коллективах. Оказание посильной помощи в решении проблем, создание возможностей для углубленного изучения интересующих их проблем, широким вовлечением в общественную жизнь.
При воздействии на указанную категорию военнослужащих возможен однозначно отрицательный результат в случае публичного выставления его личностных особенностей (особенно в грубой, не тактичной форме) как ненормальных.
К сожалению рамки дипломной работы не позволяют рассмотреть все факторы подробно, поэтому остановимся на НПН, как основном и определяющем в процессе адаптации молодых солдат.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|