Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗАНЯТИЕ № 14. ТРЕТЬЕИЮНЬСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ





ПЛАН

1. Избирательный закон 3 июня 1907 г.

2. П.А. Столыпин и направления его политики.

3. Партийный состав Дум 3 и 4 созывов.

4. Бюджет России кануна войны.

 

ЛИТЕРАТУРА

Столыпин В.А. Нам нужна великая Россия…: Полн. собр. речей в Государственной думе и Государственном совете. М., 1991. С. 98-102. 245-252.

Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.

Государственная Дума Российской империи. 1906-1917 гг. Энциклопедия. М., 2008.

Положение о выборах в Государственную думу 3 июня 1907 г. // Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 9. М., 1994. С. 58-83.

Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб., 1995. С. 154-155.

 

При подготовке к первому вопросупрочитайте текст Избирательного закона от 3 июня 1907 г. При этом необходимо обратить внимание на то, какими способами власть создавала работоспособную Думу, какие изменения были внесены в избирательный закон и выяснить представительство различных групп населения страны.

Для ответа на второй вопрос выработайте представление о роли П.А. Столыпина в событиях 1906-1911 гг. Оцените предполагаемые реформы по речи 8 марта 1907 г. в Государственной Думе второго созыва и итоги политической деятельности председателя Совета министров. Предположите, возможно ли было достичь успокоения страны без употребления насильственных действий и правомерность насилия в деятельности правительства и революционных сил.



При подготовке к третьему вопросу проанализируйте политический состав Дум и сделайте вывод о возможности сотрудничества власти с народным представительством. Выясните, какая из политических сил могла содействовать правительству не только в обновлении страны, но и в ее успокоении.

В четвертом вопросе проанализируйте расходную и доходную части бюджета России в 1913 г., а для понимания динамики процессов – сравните с 1900 г. Проведенный анализ позволит не только сделать вывод о состоянии бюджета, направлении развития страны, но отметить направления работы большинства Государственных дум, поскольку именно утверждение бюджета являлось главнейшей прерогативой народного представительства.

Задание к занятию № 17: Лидеры политических партий России кануна Февраля 1917 г.



ЗАНЯТИЕ № 15. АГРАРНАЯ РЕФОРМА НАЧАЛА ХХ века

ПЛАН

1. Политические и экономические причины реформы.

2. Указ 9 ноября 1906 и закон 14 июня 1910 гг.

3. Землеустройство и переселения крестьян.

4. Деятельность Крестьянского банка.

5. Итоги аграрной реформы.

 

ЛИТЕРАТУРА

История России XIX – начала ХХ века. Хрестоматия. Воронеж, 2002. С. 598-611.

Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. М., 1990. С. 335-357.

Сборник документов по истории СССР. Период империализма. М., 1977. Док. № 1-11, 16, 23-28.

Практикум по истории СССР. Период империализма (1900-1917 гг.). М., 1971. С. 154-206.

Дополнительная литература

Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. М., 2001.

Анфимов А.М. Тень Столыпина над Россией // История СССР. 1991. № 4.

 

Для ответа на первый вопрос вспомните характеристику общинного землевладения, его воздействие на агрокультуру, на экономическое состояние крестьянского хозяйства, влияние общины на социальную психологию. Исходя из событий революции 1905-1907 гг. в российской деревне, выясните, что нужно было предпринять для решения аграрного вопроса, для расширения социальной базы Думской монархии. Решите, возможны ли были кардинальные изменения реформистским путем.

Второй вопрос требует внимательного анализа документального материала. Выясните по обоим законодательным актам основные этапы выхода крестьян из общины, права сельского схода, земского начальника, домохозяина. Определите, какие учреждения имели право окончательного решения вопроса об укреплении земли, создании хуторов и отрубов. Выяснив состояние землепользования, определите, можно ли говорить о полной ликвидации крестьянской поземельной общины после уничтожения надельного общинного землевладения. Сравните указ и закон и сделайте вывод, какой из документов и каким образом активизирует политику принудительного изменения крестьянского землевладения.



При подготовке к третьему вопросу разберите цифровые данные о переселениях крестьян из Европейской части России. Определите основные направления выезда, количество переселяющихся, долю возвращающихся в родные края. Решите вопрос об успешности переселенческой политики правительства. Для оценки роли землеустройства внимательно рассмотрите отрывки из Положения о землеустройстве от 29 мая 1911 г. Обратите внимание на то, что предусматривалось землеустройство и тех дворов, которые оставались в общине, что означало существенное расширение преобразований в деревне. Подумайте, могла ли быть решена проблема малоземелья крестьян в Центре Европейской части России, при условии продолжения переселений в масштабах 1907-1909 гг.

Изменение направления деятельности Крестьянского поземельного банка проследите (к четвертому вопросу) по таблицам (Хрестоматия. 1990. С. 166; Практикум. 1979. С. 49, 50). Проанализировав материалы за 1907-1915 гг., выясните, каким слоям деревенского населения оказывал Банк помощь, и насколько успешным было содействие этого учреждения обеспечению крестьян землей.

Для характеристики итогов реформы (пятый вопрос) разберите данные о выходе крестьян из общины, создании отрубов и хуторов, о развитии сельскохозяйственного производства страны (Практикум. 1971. С. 206; Практикум. 1979. С. 61-63). Для выводов об успехах сельского хозяйства России используйте таблицу из статьи А.М Анфимова (с. 114). Оцените успешность аграрных преобразований, выполнение экономических и политических задач. Выясните, принесла ли реформа успокоению в деревню, могла ли в принципе привести к нормализации отношений крестьян и помещиков.

ЗАНЯТИЕ № 16. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ТЕРРОР В НАЧАЛЕ ВЕКА (1901-1911 гг.)

ПЛАН

1.Теоретическое обоснование террора и экспроприаций политическими организациями.

2. Важнейшие террористические акты и их значение.

3. Русское общество и террор.

4. Борьба власти с революционным террором.

\

ЛИТЕРАТУРА

Гейфман А. Сколько стоил боевизм? // Родина. 1998. № 7.

Программы политических партий России. Конец XIX – ХХ вв. М., 1995.

История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. Изд. 2-е. Ростов-н/Д., 1996.

Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX – начало ХХ вв.). М., 2000.

«Охранка». Воспоминания руководителей политического сыска. Т.1-2. М., 2004.

Дополнительная литература

Гейфман А. Революционный террор в России. 1894-1917. М., 1997.

Головков Г., Бурин С. Канцелярия непроницаемой тьмы. Политический сыск и революционеры. М., 1994.

Савинков Б.В. Избранное. Л., 1990.

Чернов В.М. Перед бурей. Минск, 2004.

Бурцев В.Л. В погоне за провокаторами. М., 1989.

Городницкий Р.А. Боевая организация партии социалистов-революционеров в 1901-1911 гг. М., 1998.

Павлов Д.Б. Эсеры-максималисты в первой российской революции. М., 1989.

 

Обратите внимание на подготовку к этому практическому занятию, поскольку его тема остро актуальна и дискутируется в современной науке. При подготовке к первому вопросу обратите на логику тех политических сил, которые считали необходимым применение индивидуального террора, экспроприаций для активизации революционной борьбы. Для этого прочтите статью В.М. Чернова. Оцените, насколько правомерно было употребление политических убийств ради преобразования страны. Для второго вопроса используйте представленную в списке литературу и составьте хронологическую таблицу крупнейших террористических актов начала ХХ в., указав в ней не только исполнителей, но и их партийную принадлежность. Используя материал предложенной литературы познакомьтесь с биографиями и обоснованием террора несколькими выдающимися представителями Боевой организации ПСР: Б.В. Савинкова, И.П. Каляева, Г.А. Гершуни, С.В. Балмашева, Е.С. Сазонова.

Один из важнейших вопросов темы – третий. Без моральной и материальной поддержки общественных сил террористы не могли бы вести столь ожесточенную и кровавую борьбу. Оцените правомерность поддержки большинством общественных сил страны борьбы террористов и выясните причины этого.

Для краткого ответа на четвертый вопрос нужно просмотреть воспоминания деятелей охранки, посвященных борьбе власти с террором и террористами. Оцените организационные приемы и технику розыскного дела Департамента полиции в начале ХХ века, правомерность провокации как одного из способов борьбы с террором. Выясните размах и успешность деятельности военно-полевых судов (август 1906 – апрель 1907 г.) Прочтите биографию выдающегося провокатора – Е.Ф. Азефа.

В качестве вывода по занятию – решите для себя: насколько насильственными террористическими методами можно решить проблемы страны. Скорее всего – совершенно очевидно: ни насколько и никак.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.