Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗАНЯТИЕ № 2. ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ





ПЛАН

1. Возникновение декабристской идеологии.

2. Ранние декабристские организации.

3. Государственное устройство России в программных документах декабристов.

4. Решение аграрного вопроса в Конституции и Русской Правде.

5. Выступление 14 декабря 1825 г.

ЛИТЕРАТУРА

История России XIX – начала ХХ века. Хрестоматия. Воронеж, 2002. С. 128-169.

Захарова Л.Ф., Кузнецов И.В. Практикум по истории СССР XIX века. М., 1970. С. 117-135; 135-150; 150-174; 186-188; 190-191.

Федоров В.А. Сборник документов по истории СССР. М., 1974. С. 151-155; 159-182; 182-195.

Общественное движение и общественная мысль в России XIX в. М., 1991. С. 39-143.

Пантин И.К. и др. Революционная традиция в России. 1783-1883. М., 1986. Просмотреть гл. 3 и 4.

Дополнительная литература

Бокова В.М. Эпоха тайных обществ. Русские общественные объединения первой трети XIX в. М., 2003.

Гордин Я.А. Мятеж реформаторов. 14 декабря 1825 г. Л.,1989.

Ляшенко Л.М. Декабристы: новый взгляд. М., 2011.

 

При подготовке к первому вопросу просмотрите текст конспекта лекции о русском обществе в первой четверти века с тем, чтобы выделить важнейшие проблемы в изучении истории движения декабристов. Определите внутренние причины и внешние факторы в формировании мировоззрения декабристов и, на ваш взгляд, их соотношение. Для этого прочтите отрывки из документов В.Ф. Раевского, П.Г. Каховского, из показаний П.И. Пестеля.



Ко второму вопросу выясните по имеющимся документам (воспоминаниям С.П. Трубецкого, Законоположениям Союза Благоденствия) цели и методы деятельности членов ранних организаций декабристов – Союза Спасения (Общества истинных и верных сынов Отечества) и Союза Благоденствия. Предположите, что заставило членов организаций с такими требованиями в дальнейшем вступить на путь радикального способа преобразований.

К третьему и четвертому вопросам изучите отрывки из документов, характеризующие позиции Н.М. Муравьева и П.И. Пестеля по означенным вопросам. Оцените своеобразие намерений Общества соединенных славян. Выясните общественно-политические позиции декабристов и сделайте вывод о степени возможности осуществления и реалистичности взглядов авторов программных документов, о предполагаемом Н.М. Муравьевым и П.И. Пестелем общественном устройстве будущей России. Примите во внимание точку зрения авторов книги о революционной традиции в России на совокупность взглядов Н. Муравьева («правовое обеспечение личности») и П. Пестеля («авторитарный характер предполагаемой власти»).



У каждого студента в тетради должна быть составлена таблица, с характеристикой решения в «Русской Правде» и «Конституции» основных вопросов: аграрного, государственного устройства, системы формирования органов власти, национального.

Для усвоения пятого вопроса рассмотрите имеющуюся в атласах для средних учебных заведений карту событий 14 декабря 1825 г. и выступления Черниговского полка, а также отрывки из воспоминаний одного из участников событий.

В качестве вывода по занятию оцените намерения декабристов в изменении российской действительности и выясните их место в русской общественно-политической мысли и общественном движении. Определите, насколько критически вы оценили бы их действия через 180 лет после события.

ЗАНЯТИЕ № 3. ДИСКУССИИ В РУССКОМ ОБЩЕСТВЕ 30-40-х гг.

ПЛАН

1. Изменение общественных настроений во второй четверти века.

2. Содержание теории «официальной народности». С.С. Уваров.

3. Основные идеи славянофильского учения. А.С. Хомяков.

ЛИТЕРАТУРА

История России XIX – начала ХХ века. Хрестоматия. Воронеж, 2002. С. 170-177, 232-237.

Аксаков К.С. Государство и народ. М., 2009. С. 195-196, 206-209, 330-340.

Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. М., 1991. С. 167-176, 217-228.

Река времен. Кн. 1. М., 1995. С. 70-72.



Дополнительная литература

Шульгин В.Н. Русский свободный консерватизм первой половины XIX века. СПб., 2009.

 

При подготовке к первому вопросу просмотрите текст лекции и выясните, как менялись в стране общественные настроения в связи с внутриполитическими событиями. Общественные настроения первого этапа (1825 – начало 30-х гг.) объясняются воздействием поражения выступления декабристов и трагическими настроениями в связи с утратой тех настроений, которые проповедовали лучшие представители русского общества (о личном достоинстве, чести, справедливости в общественных отношениях и т.п.). Общественное мнение второго этапа объясняется патриотическими настроениями (прочтите стихотворения А.С. Пушкина «Бородинская годовщина» и «Клеветникам России») в связи с польским восстанием (1830-1831). Сравните мнения А.С. Пушкина второй половины 20-х гг. и его же позицию, представленную в письме к П.Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 г., в связи с публикацией последним «Философического письма». Объясните условия существования русского общества в период «замечательного десятилетия» (перечислите основные дискуссионные темы, обсуждавшиеся «людьми сороковых годов») и во время «мрачного семилетия». Вывод о переменах общественных настроений должен послужить основанием для понимания того, чем позднее вызывается общественный подъем 1855-1863 гг. – желанием высказать собственное мнение, отличающееся от утверждавшейся официальной лжи и действовать ради общественного переустройства.

Очевидно, что общественное мнение никогда не бывает единым. Поэтому последующие вопросы занятия требуют внимательного анализа основных концепций прошлого и будущего России, обсуждение которых было начато в это время. Выяснение содержания второго вопроса необходимо начать с изучения биографии и взглядов министра народного просвещения С.С. Уварова. Содержание концепции, сформулированной Уваровым в докладах императору Николаю I, необходимо знать не только в форме известной «триединой формулы», но и с аргументацией министра. Для этого требуется внимательно прочесть или Всеподданнейший доклад управляющего министерством народного просвещения от 19 ноября 1833 г. (см.: Река времен), или отрывок из доклада С.С. Уварова о десятилетней деятельности министерства (см. Материалы по истории СССР. С. 225-226), или Меморандум С.С. Уварова от марта 1832 г. (Хрестоматия. С. 170-177). Нужно знать позиции главных проводников теории С.С. Уварова – историка М.П. Погодина и историка литературы С.П. Шевырёва.

Анализ одного из указанных выше текстов должен привести к выводу об утверждении рассматриваемой теорией самобытного пути развития России, связанного с отрицанием возможности революционных событий в стране. Это было впервые отмечено в Манифесте 13 июля 1826 г. В связи с этим необходимо припомнить содержание теории завоевания как основы образования государств и классовой борьбы в интерпретации мыслителей 20-х – 40-х гг. XIX в. Очевидно, что вышеназванные сторонники теории «официальной народности», утверждали приоритет самодержавия, официальной Церкви, выдвигая на первый план политическую идею, противоположную известному утверждению Н.М. Карамзина – «не формы, а люди важны».

Еще одна концепция связана с идеями целого ряда выдающихся русских мыслителей – славянофилов. При подготовке к третьему вопросу необходимо отчетливо представить отличия в понимании славянофилами содержания составляющих формулы Уварова. Для этого требуется показать оценку К.С. Аксаковым, одним из виднейших теоретиков самобытного пути развития России, роли народа и его социальной организации – мира (общины) в осуществлении своеобразия русского исторического процесса, соотношении народа и личности. Своеобразие народа, его характера и определяющих ценностей, по мнению К.С. Аксакова, есть основание специфического пути страны. Именно поэтому – представление о соотношении «власти» и «земли», в соответствии с которым предполагалась необходимость учета мнения народа. Их мнения об убеждениях русского народа явились причиной обращения славянофилов к историческому опыту страны, в прошлом которой значительно место занимали Земские Соборы.

Необходимо рассмотрение и проблемы отношения славянофилов к праву. Утверждения об их правовом нигилизме неточны, поскольку славянофилы считали необходимым такое право, исходным материалом которого должны быть национальные ценности, то есть народные представления о справедливости, коренным образом расходившиеся, по основным принципам, с нормами римского права. Для понимания их точки зрения необходимо внимательно прочесть с. 330-340 из книги К.С. Аксакова.

В качестве вывода покажите, что сторонники религиозно-философского направления русского общественного движения достаточно последовательно утверждали важность духовного развития человека, важность Православия и Русской Православной Церкви как носителей преобразующего душу начала, что, по их мнению, являлось главным в переустройстве общественных отношений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.