ЗАНЯТИЕ № 11. НАЗРЕВАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО КРИЗИСА В НАЧАЛЕ ХХ в.
ПЛАН
1. Рабочее и крестьянское движение.
2. Образование и программа социал-демократической партии. В.И. Ленин.
3. Партия социалистов-революционеров и ее программные положения.
4. Либеральное движение. Программа «Союза Освобождения».
ЛИТЕРАТУРА
История России XIX – начала ХХ века. Хрестоматия. Воронеж, 2002. С. 539-553.
Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. М., 1970. С. 258-276, 299-312.
Практикум по истории СССР. Россия в период империализма (1900-1917) / Составители Бочкарева Е.И., Карлова Л.А. М., 1971. С. 20-42.
Практикум по истории СССР ХХ века (1900-1917) / Составители Бочкарева Е.И., Карлова Л.А. М., 1965. С. 42-75.
Программы политических партий России. Конец XIX - XX вв. М., 1995.
Дополнительная литература
История политических партий России. М., 1994.
Политическая история России в партиях и лицах. Вып. 1-2. М., 1993-1994.
В первом вопросе на основании имеющихся в сборниках документов дайте общий анализ развития рабочего движения во второй половине 90-х – начале 900-х гг., выделите основные формы борьбы, лозунги, соотношение политических и экономических требований, не останавливаясь на характеристике каждого отдельного выступления. Оцените крестьянское движение этого времени, особенно события 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях. Предположите уровень сознательности участников движения.
При подготовке ко второму – четвертому вопросам выясните конкретные факты, связанные с образованием политических организаций. Основное внимание уделите изучению программных установок социал-демократов, социалистов-революционеров и либералов. Программные требования каждой политической партии должны быть отражены в вашей тетради.
В Программе социал-демократов обратите внимание на долговременные, теоретические положения (программа-максимум) и практические первоочередные (программа-минимум) задачи. Оцените их политические требования, экономические требования для рабочих, в аграрном и национальном вопросах. Оцените радикальность их намерений и сделайте вывод о возможном способе их осуществления. В тетради обозначьте основные вехи жизни В.И. Ленина.
В Программе ПСР выделите: характеристику капитализма и, в связи с этим, цели социально-революционного переворота; факт внесения в текст «формулы прогресса»; анализ современного состояния России и самодержавия; пути изменения существующего положения (вплоть до установления временной революционной диктатуры рабочего класса); требования в политической и правовой сферах, в рабочем вопросе; аргументацию против национализации отраслей народного хозяйства. Обратите внимание на понимание эсерами понятия «рабочий класс».
В программе «Союза Освобождения» отметьте: намеченные первоочередные задачи преобразования страны; понимание авторами «демократии»; меры по решению национального вопроса; пути осуществления культурных и финансово-хозяйственных изменений и их содержание.
В ходе ответа на занятии постарайтесь показать идейную преемственность программ политических организаций от их предшественников – народников 70-х гг., народовольцев, представителей классического либерализма 60-70-х гг. Выясните наиболее существенные отличия как с предшественниками, так и с политическими силами иных направлений. Для этого необходимо припомнить материал предшествующих занятий и кратко обозначить основные моменты ответов в тетради.
В качестве вывода по занятию предположите возможность совместных действий всех оппозиционных сил, те требования, которые могли бы их объединить. Сделайте вывод об общественно-политической ситуации в стране в 1901-1904 гг.
ЗАНЯТИЕ № 12. ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 гг.
ПЛАН
1. Начало революции. Борьба трудящихся в 1905-1907 гг.
2. Манифест 17 октября 1905 г.
3. «Основные государственные законы» 1906 г.
ЛИТЕРАТУРА
История России XIX – начала ХХ века. Хрестоматия. Воронеж, 2002. С. 554-568.
Хрестоматия по истории СССР. М.,1990. С. 281-284, 289, 296-297, 318-321, 324-327.
Практикум по истории СССР. Россия в период империализма. М., 1971. С. 51-54, 97-98, 110-112, 134, 138-148.
Дополнительная литература
Кризис самодержавия в России. 1895-1917. Л., 1984.
К первому вопросу необходимо изучить наиболее важные документы. Прежде всего – рассмотрите текст петиции 9 января. В нем выделите «главную просьбу» демонстрантов, их отношение к царю и чиновникам, конкретные требования. При анализе «Советов восставшим рабочим» (Практикум, с. 110-112) решите, могла ли привести к победе предлагаемая тактика борьбы, оцените способы действий, намеченные в документе. В заключение вопроса рассмотрите количественные показатели массового движения в годы революции (Хрестоматия, 1990. С. 289 ).
Ко второму вопросу внимательно изучите документ, определивший главные достижения революции. Выделите его главные составляющие, выясните, обозначили ли они движение страны к конституционной монархии.
Итогом изучения третьего вопроса об «Основных законах...» (Практикум, с. 138-142) должен быть вывод о характере государственного строя России. Выясните, что в «Основных законах» ограничивало власть монарха и то, что демонстрировало вынужденность шагов по изменению общественно-политического строя, стремление ограничить компетенцию органа народного представительства.
Сделайте вывод о значении и итогах первой русской революции.
ЗАНЯТИЕ № 13. ПОДГОТОВКА НАРОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ЕГО
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ
ПЛАН
1. Правовая подготовка народного представительства.
2. Партийный состав Дум 1 и 2 созыва.
3. Политические партии в Думах и их программы.
4. Аграрный вопрос.
ЛИТЕРАТУРА
Хрестоматия по истории СССР. М., 1990. С. 309-334.
Хрестоматия по истории СССР. М.,1970. С. 400-405, 408-418.
Практикум по истории СССР. Россия в период империализма. М., 1971. С. 84-85, 142-153.
Государственная дума Российской империи. Энциклопедия. Т. 1-2. М., 2006.
Киселев И.Н., Корелин А.П., Шелохаев В.В. Политические партии в России в 1905-1907 гг.: численность, состав, размещение (количественный анализ) // История СССР. 1990. № 4.
Дополнительная литература
Лавёрычев В.Я. Конституционализм или мистификация? // Отечественная история. 1992. № 2.
Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. 1. М., 1991.
Демин В.А. Государственная дума России (1906-1917): механизм функционирования. М., 1996.
Обнинский В.П. Последний самодержец. М., 1992.
Первый вопрос требует знания событий, начиная с подготовки указа 12 декабря 1904 г., документов 18 февраля 1905 г. и анализа отношения власти к создаваемому народному представительству. Кроме того, необходимо сформировать представление, какими путями авторы избирательного закона 6 августа и его изменения 11 декабря 1905 г. стремились решить задачи создания органа народного представительства при минимальном ограничении власти монарха. Для этого внимательно изучите избирательный закон 6 августа 1905 г., изменения, внесенные Манифестом 17 октября 1905 г. и дополнения к избирательному закону от 11 декабря 1905 г.
При подготовке ко второму вопросу разберите по таблице, перенесенной в тетрадь, партийный состав Государственных дум 1 и 2 созыва, объясните происшедшие изменения и их причины.
Важнейшим условием деятельности представительного учреждения является многопартийная система. Только партийный состав Дум мог отразить непосредственные интересы народов России. При подготовке к третьему вопросу необходимо не только знать, какие партии были образованы и приняли участие в выборах, но и их программные положения. Если с программами нелегальных социалистических партий вы уже знакомы, то теперь необходимо рассмотреть программы конституционно-демократической партии, Союза 17 октября, Союза русского народа. Обратите внимание на количество представителей трудящихся масс в Думах и позицию трудовиков в Думах. Обозначьте в тетради позиции политических партий и организаций, представленных в Думах, на политическое устройство страны, решение аграрного и рабочего вопросов, национальных проблем.
При подготовке к четвертому вопросу основное внимание уделите аграрному вопросу в Первой Думе, разберите проекты «42-х», «104-х», «33-х», выясните, какой из них с наибольшей полнотой отражал интересы крестьянства, какой мог обеспечить разрешение, хотя бы временное, аграрных проблем вне насильственных методов.
Итогом занятия должен быть вывод о роли опыта парламентской деятельности первых Дум для самодержавия и общественных и политических сил страны.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|