Сделай Сам Свою Работу на 5

Проза А.П.Чехова: проблематика, концепция человека, специфика повествования, проблема эволюции (на конкретных примерах).





(Чехов А.П. 1860-1904)

Проблематика и проблема эволюции неразрывно связаны, т.к. эволюция прозы Чехова – это эволюции его проблематики.

1. Ранние произведения:

Пародии и рассказы, живые и полные остроумия, в юмористических журналах

(«Будильник», «Стрекоза», «Осколки») под разными псевдонимами (Антоша Чехонте,

Брат моего брата, Врач без пациентов)

–лирико-драматические сюжетные построения

(«Цветы запоздалые»)

–резкая социальная критика («Смерть чиновника», «Унтер Пришибеев»)

–постановка болезненных социальных проблем (проституция) («Хористка», «Знакомый мужчина»)

– ужас деревенской жизни («За яблочки», «Барыня»).

Бердников: «эволюция заключается в углублении тематики».

2. произведения 1880-х годов:

проблемы человека и природы (повесть «Дуэль») об отсутствии взаимосвязи между развитием естественной науки и развитием духовности человека.

3. произведения 1880-1890-х годов:

После 1888 г. – отказ от мелкотемья (многописания). Чехов пишет большие вещи. Первое большое произведение – повесть «Степь» (первоначальный замысел – роман, который он так никогда и не написал). Чехов называет Григоровича, который призывал его написать большое произведение, «благовестителем». Чехов считал повесть шедевром, современные критики – яркими, но разбросанными картинами (Михайловский), повестью без идеи (Григорович). Чехов показал противоречие между огромными пространствами, возможностями России, свободой в самой идее России и серой обыденной жизнью ее граждан. Он выявил шаблонность, трафаретность, которые не позволяют быть свободными. В 1888г. Чехов получает «Половинную Пушкинскую премию» за сборник «В сумерках» (юмористич).



Рассказы «Попрыгунья» 1892г. (Талантливый врач, ученый, погибает, спасая больного ребенка. Таких людей, ясно знающих цель, Чехов любил и с воодушевлением встречал даже слабые «симптомы доброкачественной заразы, которая распространяется на земле от подвига»),

«Палата №6» 1892г. (Доктор Рагин, с философским равнодушием наблюдавший страдания больных, будучи здоровым попадая в палату №6, вдруг запоздало осознает противоестественность того ужаса и боли, на которые он обрекал людей своим равнодушием).



«Дама с собачкой» 1899г. (Гуров оказывается в провинциальном городке и вдруг видит перед собой длинный серый забор с торчащими вверх гвоздями. Это подробность – свидетельство темы «тюремного застенка» в «Палате №6»). Эти, а также другие рассказы - «Дом с мезонином», «Скрипка Ротшильда», «Человек в футляре», «Крыжовник», повести «Скучная история», «Черный монах») – проблема русской действительности (Субъектная форма), русского народа (объектная форма) и русской интеллигенции (субъектно-объектная форма).

Есть эволюция проблематики, но эволюции внутренней не происходит, т.к. для него главной является тема внутренней свободы (точнее ее отсутствие), о чем говорит целостность его творчества.

(несвобода – зависимость от табеля о рангах, герои редко обретают свободу, но они несчастливы :расск «Невеста» - перед героиней появл-ся свобода, но Ч добавляет: она покидала город, думая, что навсегда). Рассказ «Огни». Спор двух героев: один – сторонник оптимистической философии, другой – пессимистической. Разделение людей на основании какой-нибудь философии - зависимость от идей = зависимость от табеля о рангах (независимо от значимости идеи). Жизнь богаче, чем спор, нельзя зашориваться на чем-то одном.

 

Художественный мир Чехова – биполярен. Истина всегда субъектна, рождается в диалоге, а приверженность любой идее – ограниченность, футляр. Чехов не принимает любое монологическое видение идеи. Истина рождается в споре через отрицание. Каждый решает сам, какой должна быть жизнь. Нравственный выбор за читателем, а не за писателем. Задача литератора – правильно поставить эти вопросы.



 

Концепция человека

У Чехова между «Есть Бог» и «Нет Бога» лежит огромное поле и надо иметь мужество, чтобы это поле перейти неважно, в каком направлении. Чеховский чел-к – человек-поле. У Чехова нет идеала. Плохой/ хороший человек не концептуальный, не универсальный.

В ранний период он показывал зависимость человека от табеля о рангах. Маленький человек становится хранителем рабского отношения и превращается в человека мелкого.

«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» - готовность отдать жизнь за табель о рангах.

«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» - футлярная трилогия о человеке, который живет не той жизнью, которой хотел. Когда чел оказывается шире своей жизни, или это некотороая огранич-ть человеч жизни.

В поздние годы образ футлярной жизни стал символом отсутствия внутренней свободы.

«Архиерей» - человек проживает чужую жизнь. Мать, простая дьяконица, видит в сыне-архирее только первоосвященного, стоящего на высших ступенях церковной иерархии. И только, когда он уже бьется в агонии, мать снова становится матерью и говорит ему те теплые, родные слова, которые он так хотел услышать. Но поздно, он погибает, и ничего нельзя изменить.

Маленькая трилогия – универсальность русской жизни. У каждого свой футляр по размеру.

«Невеста» 1903. Героиня под влиянием «вечного студента» Саши уезжает из захолустного городка в Петербург, чтобы учиться и начать новую жизнь. Она обретает внутреннюю и внешнюю свободу. В самом финале есть сослагательное наклонение. Чехов не утверждает окончательно, всегда остается вариант другой жизни.

Усредненная личность оказывается в центре внимания. Он уловил разобщенность людей, отчужденность и враждебность.

Специфика повествования

Уже в раннем творчестве Чехов выступил как великий реформатор прозы.

Четкий структурный план его произведений, его открытием стал принцип повторения. Он достигает этого эффекта за счет двух композиционных приемов: а) постоянного обращения к изложенному в композиции материалу, энергичной его разработке, развертыванию содержания повествования и б) отчетливого замыкания всей структуры в некую целостность, завершенность.

Рассказ «Житейские невзгоды» (1887г.). Все происходит в комнате, наполненной голосами, которые слышны отовсюду. Рассказ состоит из трех частей, внешне абсолютно одинаковых по содержанию (в каждой идет речь о житейских невзгодах 4-х обывателей). 1.Мелкий чиновник Попов путается в расчетах сумм, которые ему надлежит выплатить в банковской конторе: «Билет стоит по курсу 246 руб., значит, осталось 236. К этой сумме можно прибавит проценты, почтовые расходы…»

2.За перегородкой раздаются стоны его жены, приехавшей к мужу просить развода. По дороге она простудилась и теперь мучается зубной болью.

3.Наверху за потолком какой-то мужчина, вероятно, ученик консерватории, разучивал рапсодию Листа с таким усердием, что, казалось, по крыше дома ехал товарный поезд.

4.Напрво, в соседнем номере, студент-медик готовился к экзамену. Он шагал из угла в угол и зубри густым басом. Экспозиция завершена, идет разработка обозначенных тем. Во второй части действия персонажей повторяются, но при этом ощущается нарастание «крещендо» потока голосов и звуков с помощью усиления -р- в -ррр-: (2. –Умираю! Тиран! 4. – Хронический катар желудка наблюдается также при стррраданиях печени…). В третьей части экспозиционные темы даны практически в обратной последоватеотности: 3-4-2-1. Конечный элемент перебрасывает арку к первому, отсюда – безупречная гармоничность и завершенность целого.

Для прозы характерна не собственно прямая речь, а происходящий момент, когда повествователь и герой, не сливаясь, покрывают друг друга. Они сближены, но они разные, их сознание можно различить.

Поэтому (по Бахтину), время у Чехова: 1) бытовое, житейское и одновременно

2) бытийное, вечное. Это оформление подтекста подводного течения. Проза – основная жанровая форма творческой реализации Чехова.

Новаторство Чехова:

- утвердил значительность малых форм: рассказов и повестей, близких по структуре и по объему к рассказам;

- ниспроверг русскую классическую традицию: идеализацию народного характера. В его произведения нет и следа того, что народное мировосприятие и русский крестьянин – мера всего истинного, незыблемого и вечного.

Парадоксальность художественного метода Чехова:

Автор объективен и вместе с тем субъективен (активно выражает свою жизненную позицию).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.