Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ)
Задачи комплекса ОРУ: укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
К общеразвивающим упражнениям относятся любые технически несложные упражнения, составленные из одиночных или совмещенных движений головой, туловищем, руками и ногами, выполняемые индивидуально или с использованием действий партнера, гимнастических снарядов и различных предметов. Они могут выполняться по различным направлениям, с различной амплитудой, быстротой, степенью мышечного напряжения и расслабления, резко и плавно, с различным согласованием движений звеньями тела, кратковременно и продолжительно и т.д.
Комплекс ОРУ начинается с упражнений типа потягиваний. Упражнения в комплексе располагаются в порядке нарастающей интенсивности нагрузки и чередуются по своему назначению (для мышц-сгибателей и разгибателей рук, ног, туловища и др.). Принята следующая последовательность вовлечения в работу мышц: шеи, рук, туловища, ног, всего тела. В конце комплекса делаются наиболее интенсивные упражнения. Заканчивается он спокойной ходьбой, упражнениями в глубоком дыхании и на расслабление.
После больших нагрузок на функции вестибулярного анализатора посредством вращательных и прыжковых упражнений даются отвлекающие от неприятных ощущений упражнения на внимание, упражнения в единоборстве, игровые и другие упражнения с большой эмоциональной окраской.
Пример построения комплекса общеразвивающих упражнений (без предметов) для детей 9 – 11 лет
1). И.п. (исходное положение) – основная стойка, руки на поясе. На счет «раз–два» – поворот головы вправо, вдох; на счет «три–четыре» – поворот головы влево, выдох.
2). И.п.– основная стойка. На счет «раз–два» – руки вверх-наружу, правую (левую) ногу назад на носок, потянуться (вдох); вернуться в исходное положение (выдох). Упражнение выполнять поочередно левой и правой ногой, вес тела на опорной ноге.
3).И.п. – основная стойка. На счет «раз» – отставить правую ногу в сторону на носок, наклон вправо, правую руку на пояс, левую за голову; вернуться в исходное положение. Дыхание произвольное, без задержек.
4). И.п. – стойка ноги врозь, полунаклон вперед, руки на поясе. Круговое движение туловищем в правую сторону, а затем в левую. Упражнение можно выполнять на четыре и на два счета, чередуя упражнение вправо и влево. Мышцы плечевого пояса и шеи закрепить. Дыхание равномерное.
5). И.п. – стойка ноги врозь. На счет «раз» – пружинящий наклон вперед, руками коснуться пола (выдох); на счет «два» – выпрямиться с поворотом туловища направо, руки в стороны и рывок назад, сжимая кисти в кулаки (вдох); на счет «три–четыре» – то же, но после наклона – поворот налево. Ноги прямые, с места не сдвигать. При рывке назад руки поднимать до уровня плеч (не ниже) и держать их напряженными.
6). И.п. – ноги на ширине ступни. На счет «раз–два» – присесть, руки вперед; «три–четыре» – вернуться в исходное положение.
7). И.п. – основная стойка. На счет «раз–два–три» – поднять левую ногу до уровня пояса, обхватить ее руками. Постоять в таком положении несколько секунд. На счет «четыре» – вернуться в исходное положение.
8).И.п. – Стоя на носках, левая нога перед правой, руки на пояс. Прыжки, меняя положения ног.
Все перечисленные упражнения повторяются 5–6 раз.
Закончить комплекс следует дыхательными упражнениями.
4.3
Оценка степени утомления (по В.П. Филину)
Баллы
| Окраска кожи
| Потоотделение
| Дыхание
| Нарушения
в технике
выполнения
упражнения
| Субъективные ощущения
трудности
выполнения упражнения
|
| Нормальная
| Нормальное
| Нормальное
| Нет
| Очень легко
|
| Легкое
покраснение
| Испарина
| Слегка
учащенное (20-25 уд./мин)
| Нет
| Легко, жалоб нет
|
| Значительное покраснение
| Значительное
| Значительно учащенное (25-30 уд./мин)
| Некоторое
нарушение ритма движений,
допускаются ошибки
| Удовлетворительное, ощущается усталость
|
| Сильное
покраснение
| Обильное
| Сильно учащенное (30-45 уд./мин)
| Скованность
движений, частые ошибки
| Тяжело, жалобы на усталость, боли в руках и ногах
|
| Побледнение, синюшность
| Покраснение, холодный пот
| Максимально возбужденное
(более 50 уд./мин)
| Нарушение основ техники движений, пошатывание
| Очень тяжело,
головокружение, отказ от выполнения упражнения
|
4.4
ПОДВИЖНЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
(технология подготовки)
Подвижные оздоровительные игры являются одним из основных средств физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Такие игры можно применять, в том числе, и в вожатской работе в ДОЛ, так как они не требуют специальной физической подготовки детей, оказывают благоприятное влияние на их рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также формирование правильной осанки.
Для того, чтобы правильно организовать и провести подвижную оздоровительную игру, вожатому необходимо следующее:
I. Изучить:
1). Теоретические основы подвижных оздоровительных игр (определение, где можно применять подвижные игры, классификация подвижных игр и задачи, решаемые при их проведении);
2). Основы методики применения подвижных оздоровительных игр (от чего зависит выборы игры, задачи проводящего игру, подготовка к проведению игры, организация играющих, руководство процессом игры, подведение итогов, особенности проведения игр-эстафет; методики проведения подвижных игр с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста; соревнования по подвижным играм).
II. Подготовить:
1). Описания подвижных оздоровительных игр, включая игры для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры-эстафеты. Описания целесообразно выполнить по следующему образцу:
ОБРАЗЕЦ
Название игры
(возраст детей, для которых проводится игра)
Педагогические задачи, решаемые в этой игре:
1. Оздоровительная:перечислить, что будет происходить с организмом ребенка, играющего в эту игру;
2. Воспитательная:перечислить, какие физические и морально-волевые качества развиваются и воспитываются в этой игре;
3. Образовательная*:перечислить, какие двигательные навыки закрепляются или совершенствуются, а также то, какие тактические действия разучиваются.
* Образовательная задача не является необходимой и обязательной для выполнения в деятельности вожатого, однако, иметь общее представление о ее содержании вожатому полезно.
Инвентарь:перечислить инвентарь или оборудование, которые нужны для проведения игры.
Подготовка площадки
к игре, ход игры
| Распределение времени (Т)
| Методика проведения
|
|
|
| В первой колонке «Подготовка площадки к игре, ход игры», чертим схему исходного положения игры с условными обозначениями. Например, для игры «Белые медведи»:
- Белый медведь на льдине
-Медвежата
- Руководитель
Ниже, под рисунком, описываем ход игры.
Во второй колонке «Распределение времени (Т)» расписываем игру по времени:
T общ. = 15 мин. – вся игра длится 15 минут;
T от постр. до начала = до 2-х минут – время построения группы и перестроения в исходное положение начала игры, время показа и рассказа хода игры;
T игры = 11–12 минут – время самой игры;
T подвед. итога = 30 секунд – время подведения итогов игры.
В третьей колонке «Методика проведения» описываем методику проведения игры, то есть «КАК я провожу игру?»:
1. Как я привлекаю к себе внимание детей, как строю игроков?
2. Как я объявляю название игры?
3. Как я выбираю водящих, капитанов, помощников или делю на команды?
4. Как я перестраиваю игроков в исходное положение начала игры?
5. Как я рассказываю и показываю ход игры?
6. Как я рассказываю игрокам, кто побеждает в игре?
7. Как я рассказываю и показываю правила игры?
8. Как я руковожу игрой: за чем слежу во время игры. Как я подсчитываю очки, как меняю водящих и т.д.?
9. Как я предупреждаю об окончании игры?
10. Как я подвожу итоги игры?
Отвечая на эти вопросы, вожатому следует написать от своего лица все команды, которые нужно подавать для построения и перестроения игроков, все фразы, которые нужны для объяснения хода игры, правил и подведения итогов игры, учитывая возраст играющих детей.
Методическая литература
1. Былеева Л.В. Русские народные игры / В 2-х ч. – М.: Сов. Россия, 1988.
2. Былеева Л.В., Коротков И.М., Климкова Р.В., Кузьмичева Е.В. Подвижные игры: Учебное пособие для ВУЗов и ССУЗов физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2002.
3. Глейберман А.Н., Кузин В.В., Полиевский С.А. 500 игр и эстафет / под ред. В.В. Кузина и С.А. Полиевского. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 304 с.
4. Игры и развлечения (в двух книгах) / Составитель Фирсова Л.М. – М.: Молодая гвардия, 1989-1990.
5. Курысь В.Н., Баршай В.М., Стрельченко В.Ф. Подвижные игры. – М.: Издательство «Омега-Л», 2012. – 352 с.
6. Страховская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|