Сделай Сам Свою Работу на 5

Современный национальный воспитательный идеал





Национальный воспитательный идеал

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Современный национальный воспитательный идеал

определяется:

· в соответствии с национальным приоритетом;

· исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

· согласно Конституции Российской Федерации;

· согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно ‑исторических социо- культурных условиях.В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно‑нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси. В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха — императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству».





Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М. В. Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла»

1. Главным в воспитании стало формирование человека‑патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.

Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина. В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, знание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии. Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал — воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

В 90‑е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:



преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; духовно‑нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством; внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией. Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности,

гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.

Современный национальный воспитательный идеал

определяется:

в соответствии с национальным приоритетом;

исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

согласно Конституции Российской Федерации;

согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 

 

1 Ломоносов М. В.

Для пользы общества. — М., 1990. — С. 42.

 

Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А., «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - М., Просвещение» 2009.

 

 

2.1.1. (Набор личностных качеств) современного московского ребенка, выезжающего в ДОЛ.

 

2.2. Таблица «Возрастные особенности детей различного возраста, которые необходимо учитывать и использовать в деятельности начинающего организатора детского отдыха (вожатого)»

 

№ п/п Возраст Ведущая деятельность Центральные новообразования Задачи развития, сензитивность Психологические особенности возраста Направления работы вожатого
1. Младенчество (от 0 до 1 года) Эмоционально-непосредственное общение со взрослыми - - - -
2. Раннее детство (от 1 до 3 лет) Орудийно-предметная деятельность - - - -
3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) Сюжетно-ролевая игра - - - -
4. Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет) Учебная деятельность (ее ведущая роль не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения).   1). Качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности («утрата детской непосредственности»). 2). Рефлексия, анализ, внутренний план действий. 3). Развитие нового познавательного отношения к действительности (инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности (труда)). 4). Ориентация на группу сверстников (безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, возрастает роль детского сообщества).   1). Формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов. 2). Развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы («умения учиться»). 3). Раскрытие индивидуальных особенностей и способностей. 4). Развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции. 5). Становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим. 6). Усвоение социальных норм, нравственное развитие. 7). Развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов. 1). Неравномерность психофизиологического развития у разных детей (в частности, девочки по-прежнему опережают мальчиков). 2). Особенности поведения и эмоциональной сферы: легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. 3). С началом обучения в школе ребенок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. 4). У детей, поступающих в школу, преобладают широкие социальные мотивы (мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем; мотивы самоопределения и самосовершенствования), отражающие внутреннюю позицию школьника, связанную с потребностью ребенка занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим серьезную общественно значимую деятельность.  

 

5. Отрочество (предподростковый (10-11 лет) и подростковый (11-14 лет)). Общение со сверстниками 1). Становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. (Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой и выступающая как установка по отношению к самому себе). 1). «Отчуждение» от взрослых. 2). Появление ряда специфических черт, важнейшими из которых являются: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. 3). Переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формирование представления о Я-идеальном. 4). Развитие познавательной активности и любознательности (Подростков волнуют проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и остросоциальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы, гороскопы и т.п. Большой интерес вызывает человек во всех его проявлениях, значительное место занимают вопросы, имеющие личностный смысл). 1). Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. 2). Имеет место асинхронность развития, например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. 3). Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость от взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека. 4). Формируется особая подростковая субкультура.Чувство принадлежности к «подростковой»общности и определенной группе внутри этой общности,часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияяна формирующиеся у него нормы и ценности. 5). «Мода на интересы». Общие интересы дают повод, содержание, средства общения подростков. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться или изображать интерес к той сфере, которая интересна этой компании или является знаком принадлежности к ней. 6). Группа сверстников защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему чрезвычайно жесткиетребования.Группа создает особое чувство – «чувство мы». Деление на «мы» – сверстники, члены одной группы, и «они» – взрослые или ровесники, но члены другой группы – имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми. 7). Проблема отверженности,а в наиболее крайних формах – становление объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны группы сверстников. 8). Кризисные проявления в сексуальном развитии подростков, пробы алкоголя и наркотиков.  
6. Юношеский возраст (ранняя юность (15-17 лет); 18-21 год). Профессионально-учебная деятельность 1). Готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению. 1). Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности). 2). Обретение психосексуальной идентичности — осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола. 3). Профессиональное самоопределение — самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии. 4). Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности. 1). Общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем (как это бывает на предыдущих этапах развития), а в плане реального выбора. 2). Действенное самоопределение юноши отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию. 3). Обращенность в будущее – аффективный центр жизни в ранней юности.    

 

 

– приложить текст, заполнить ее последний столбец «Направления работы вожатого», только перечислив в нем помещенные в другие разделы «Папки» (сделать на них ссылки) КТД, игры, мероприятия и т.п., в их соответствии возрасту детей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.