|
Основные функции игры в жизни человека
- Упражнение. В игре осуществляется ориентировочно-исследовательская деятельность, позволяющая определить и закрепить оптимальные формы поведения в различных жизненных ситуациях. Игра служит упражнением во всех видах человеческой деятельности — физической, художественной, интеллектуальной, социальной, учебной и т.д.
- Изменение отношений с действительностью. В игре моделируются условия, отличные от условий деятельности в реальной действительности. В действительности человек осуществляет реальную деятельность с реальной ответственностью за ее результаты. Для ребенка игра предоставляет возможность выбора и принятия ответственности, что является для него самым значимым в игре. Феномен этого качества игры состоит в том, что для детей игра создает возможность смоделировать условия реальной действительности, а взрослым, напротив, дает возможность “уйти” от этих условий.
- Способ управления эмоциональным состоянием. Эмоции отражают степень удовлетворения потребностей человека. В то же время эмоциональные состояния могут быть созданы без непосредственного включения в деятельность. Игра является одним из наиболее эффективных способов управления эмоциональным состоянием. Благодаря своим значимым функциям в жизни человека игра является мощным средством воздействия на него.
Значение игры для ребенка
- Самоанализ. В игре ребенок постоянно сравнивает себя с другими детьми, сопоставляет, анализирует и на основе этого анализа корректирует свое поведение. Это касается не только его физических качеств, но и таких, как ум, смелость, коммуникабельность.
- Достижение эмоциональной близости. Игра дает больше возможностей для достижения важной для ребенка эмоциональной близости, путем его вовлечения в совместную значимую деятельность.
- Развитие прогностических функций. В игре у ребенка развиваются важные прогностические функции поведения. Для ребенка очень сложно предположить результаты своих действий и деятельности в целом, поскольку в основном их результат отнесен на неопределенное будущее, в то время как результат игры известен в “ближайшем будущем”.
- Приобретение социального опыта, В игре ребенок приобретает опыт улаживания конфликтов, справедливого распределения результатов совместной деятельности, опыт распределения социальных ролей.
- Развитие воображения. Игра развивает воображение ребенка. Эта функция игры особенно важна для детей дошкольного возраста. Воображение позволяет ребенку приобретать опыт, устанавливая взаимоотношения между предметами и явлениями действительности.
- Преодоление комплексов и страхов. В игре детям легче преодолеть собственные страхи, поскольку моделируемая действительность управляется тем, кто ее моделирует.
- Ощущение полноценности собственного бытия. Одной из важнейших проблем для подростка является его отчужденность от мира взрослых. Этот мир непонятен, загадочен, запретен и в то же время привлекателен. Игра способствует созданию детьми своего особого мира, отличного от мира взрослых. В этом мире есть свои правила, традиции, свой язык, секреты, тайны, особые отношения. В эмоционально-психологическом смысле наличие такого особого мира уравнивает взрослых и детей.
Значение игры для взрослого человека
Среди значений игры для взрослого человека, помимо перечисленных, следует указать возможность манипулятивного воздействия на других людей. Игра часто становится инструментом в руках мошенников и авантюристов. Так же особо выделяется игровой компонент в реальной деятельности взрослого человека. Под игровым компонентом понимаются действия, которые только имитируют подлинные, реальные, ответственные отношения с окружающим миром.
Классификация игр
- По месту и условиям проведения. Подвижные на открытом воздухе, комнатные, компьютерные и т д.
- По целям проведения. Обучающие, тестовые, тренинговые, развивающие, развлекательные, азартные и др.
- Комплексные игры.
- Сюжетно-ролевые игры. В основе этих игр лежит некий сценарий, сюжет, согласно которому распределяются ролимежду участниками. В основе такой игры могут быть книжные сюжеты.
- Тематические ролевые игры. Игры, в которых сюжет развивается самостоятельно, а задана только тема игры (например, игра “в войну”).
Малые игры
Черты игр:
- Свободная развивающая деятельность
- С творческим назначением.
- Эмоциональная приподнятость.
- Наличие прямых и косвенных правил.
Классификация игр:
- По содержанию поставленных задач:
- на знакомство
- на сплочение
- розыгрыши
- познавательные
- развлекательные
- По форме: - танцы
- интеллектуальные
- эстафеты
- тренинги
- По месту проведения:
- на воздухе
- в воде
- в помещении
- По количеству участников:
- индивидуальные
- командные
- По составу участников:
- возрастные
- по половому признаку
- По скорости и времени проведения:
- сезонные
- игры-минутки
- кратковременные
- длительные
- По степени активности:
- малоподвижные
- подвижные
- «сидячие»
- По наличию реквизита
- с реквизитом
- без реквизита
- По уровню организации:
- спонтанные
- управляемые
- стихийные
Задачи игр:
- Радость общения
- Развитие воображения
- Воспитание решимости
Игра занимает особое место в жизни и деятельности детей, облегчает процесс передачи социально ценных отношений, позволяет включиться в общение, дает возможность научиться проигрывать сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем предстоит столкнуться. Посредством игры создается коллектив, через игру выстраиваются правила поведения и взаимоотношения в коллективе. Игры развивают творческие способности, игра является отличным инструментом для Вас в работе с детским временным коллективом и главное - научиться этим инструментом пользоваться. Чтобы правильно подобрать игру нужно ответить на ряд вопросов:
1. Какая цель игры или, другими словами, для чего Вы её проводите:
- создание и развитие коллектива;
- выявление и развитие талантов и способностей (интеллектуально - познавательные игры, спортивные игры, упражнения на снятие зажимов);
- занять паузу.
2. Возраст, на который вы собираетесь проводить игру:
- младший,
- средний младший,
- средний старший,
- подростковый.
Многие игры интересные для детей старшего возраста малышам покажутся очень сложными и, наоборот, многие игры, в которые с удовольствием играют малыши, для старших будут не интересны.
3. Условия, которыми Вы располагаете для проведения игры:
- помещение или улица,
- территория передвижения,
- возможность сидеть в кругу,
- актовый зал,
- спортивная площадка.
4. На какой стадии находится формирование коллектива:
- знакомство,
- построение структуры,
- изменение или подтверждение структуры,
- распада.
Согласитесь, неразумно играть в середине смены в игры на знакомство, а при первой встрече проводить элементы веревочного курса.
5. Количество участников игры:
- до 10 человек,
- до 20 человек,
- до 30 человек,
- до 40 человек, и больше…
6. Какими канцелярскими и спортивными товарами Вы располагаете:
- бумага, ручка, скрепки, маркеры
- мячи, обручи, скакалки
- песок, водоросли, галька
7. Сколько у Вас свободного времени для проведения игры:
- 5 минут,
- 10 минут,
- 30 минут,
- 2 часа
8. Какой итог игры Вам нужен:
- победители,
- номинации,
- одобрение,
- глубокий анализ.
Под любой из заданных параметров можно подобрать игру. Есть игры, которые требуют подготовки и поэтому, при планировании вашей работы с напарником, заранее подбирайте игры на следующий день и не забывайте закладывать время на подготовку, если она нужна. Умение правильно проводить планирование смены, дня, игры станет для Вас важным помощником не только в вожатской работе, но и в жизни.
сформировать сборник игр (с обязательными ссылками на источники) по следующим направлениям (по десять игр в каждом из них): на знакомство; на сплочение; на внимательность; игры-шутки; на выявление лидеров; игры-минутки; игры с залом; игры на свежем воздухе (двигательные).
*Примечание: при составлении игротеки следует обратить особое внимание на недопустимость включения в нее травмоопасных игр (например, «Слепой и поводырь», «Знаешь ли ты Яцека?» и т.п., предполагающих неконтролируемое падение играющих).
4.2. Конфликтология
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|