Конфликты на разных этапах становления временного коллектива детского оздоровительного лагеря
Закономерности развития временного детского коллектива (ВДК) исследуются учеными уже достаточно давно. И поэтому характеристики, специфика и динамика развития ВДК сегодня хорошо известны. На какие конкретные детали необходимо обращать внимание на разных этапах развития ВДК?
Временный детский коллектив, как известно, формируется на определенный временной период (в лагере это чаще всего смена в 21 день либо профильные смены от 3 до 7-10 дней). Временный коллектив детского лагеря имеет достаточно простую структуру (органы самоуправление, творческие группы либо советы дел на конкретные события), которая предоставляет возможность для самореализации и успеха не только лидерам, но и детям, имеющим неуспех в постоянном коллективе.
Важно учитывать динамику развития временного детского коллектива, которую большинство современных авторов определяют следующим образом.
1-й этап (1-6-й дни) - этап адаптации
Здесь необходимо как можно быстрее:
- познакомить детей;
- разобраться в их личностных особенностях;
- сплотить коллектив через совместную деятельность;
- увлечь их перспективой предстоящей жизни в лагере;
- закрепить освоение режимных моментов;
- выбрать органы самоуправления и структурировать отряд (поделить на группы, звенья, команды и т. п.);
- провести как можно больше творческих дел, не требующих особенно тщательной подготовки;
- организовать по возможности успех отряда на общелагерных мероприятиях;
- стимулировать доверие и доброжелательность в коллективе.
2-й этап (6-12-й дни) - этап индивидуализации
На этом этапе необходимо:
- создать условия для самореализации и творческого самовыражения детей;
- целенаправленно работать над положительным климатом и благополучными отношениями в отряде (то есть проводить внутриотрядные дела и формировать внутриколлективные традиции: особые «Огоньки», веселые «кричалки» и т. п.);
- каждодневно организовывать деятельность для проявления интересов разных детей: интеллектуальную, спортивно-туристическую, кружковую, досуговую;
- прогнозировать возможные конфликты, которые могут появиться, поскольку дети уже освоились и начали свободнее себя вести.
3-й этап (12-18-й дни) - этап интеграции
На данном этапе необходимо:
- своевременно корректировать негативные психологические состояния детей;
- формировать положительные отношения между мальчишками и девчонками;
- оказывать реальную помощь в реализации личности ребенка, укреплять ощущение его нужности, полезности для всего коллектива;
- стимулировать и закреплять реальные достижения детей.
4-й этап (18-21-й дни) - этап подготовки к расставанию
В этот период важно:
- анализировать личностные и групповые эмоциональные состояния;
- подвести итоги смены, не забыв отметить за что-либо каждого ребенка;
- удерживать дисциплину;
- помочь закрепить детям приобретенный ими успешный новый опыт;
- помочь отрефлексировать новые достижения детей;
- внутриотрядными делами поддержать эмоциональный подъем детей.
Типология конфликтовв детском оздоровительном лагере
Типы основных конфликтов в детском оздоровительном лагере (ДОЛ):
Конфликты в системе «взрослые - взрослые»:
вожатый - администрация;
вожатый - родитель;
вожатый - вожатый.
Конфликты в отношениях «вожатый - администрация»
Конфликты в отношениях «вожатый - администрация» чаще всего возникают из-за нарушений норм жизнедеятельности ДОЛ (как вожатыми, так и детьми), невыполнения должностных обязанностей, требований администрации и т. п.
Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:
- четкое знание своих функциональных обязанностей;
- обращение за консультацией к более опытным вожатым, методистам;
- неэмоциональный анализ ситуации, объективная рефлексия;
- компромиссный подход к разрешению ситуации;
- демонстрация неагрессивного и непротестного поведения во взаимодействии с представителями администрации.
- наличие четких договорных отношений (подписанный договор).
Конфликты в отношениях «вожатый - родитель»
Конфликты и проблемы в отношениях «вожатый - родитель» чаще всего связаны с претензиями к детям со стороны вожатых (например, они не выполняют элементарные требования и нормы, проявляют агрессию и т. д.), с претензиями родителей к вожатым из-за поведения детей (недостаточное внимание уделяется индивидуальным запросам ребенка, плохо организована жизнедеятельность детей и т. п.).
Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:
- правильно выстраивать общение с родителями (умение выслушать, не проявлять агрессию, не предъявлять сразу весь комплекс претензий, не обвинять родителей в плохом воспитании ребенка и т. д.);
- четко сформулировать собственные требования к деятельности и поведению ребенка, без обвинения его на личностном уровне;
- правильно объяснить родителям, дать им понять суть сформулированных педагогических требований;
- привлекать в случае необходимости «независимого третьего» из администрации, но не развивая при этом конфликт вширь, а совместными усилиями осуществляя поиск наиболее продуктивного решения.
И просто учесть, что все родители: а) хотят, чтобы их дети не «испортились» после лагеря; б) надеются, что их дети за период оздоровительной смены не будут обделены индивидуальным вниманием; в) хотят слышать, что их ребенок очень хороший; г) желают, чтобы дети просто нормально отдохнули.
Конфликты в отношениях «вожатый - вожатый»
Конфликты в отношениях «вожатый - вожатый» обычно возникают из-за следующих типичных проблем: конкуренция лидеров в вожатском отряде; разница темпераментов, которая может восприниматься как лень или нерешительность; лень одного из вожатых в отряде (нежелание работать); недостаточное освоение вожатым элементарных основ своей профессиональной деятельности; конкуренция за любовь детей или потребность одного из напарников быть «хорошим» для детей и вследствие этого его нетребовательность по отношению к детям, когда требования вынужден предъявлять только один из вожатых; ревность к успешности напарника; разные представления о сущности вожатской работы и т. п.
Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:
- четкое распределение профессиональных обязанностей между напарниками-вожатыми;
- изменение пары вожатых в отряде по сезонам, предоставление возможности попробовать себя в разных социально-профессиональных ролях;
- везде и всегда помнить, что мнение может быть у каждого свое и каждый имеет потребность быть успешным.
Типы конфликтов
В системе «взрослые - дети»
Конфликты в системе «взрослые - дети» включают в себя следующие типичные случаи:
- «вожатый - ребенок»;
- «администрация - ребенок»;
- «обслуживающий персонал - ребенок».
Конфликты в отношениях «вожатый - ребенок»
Конфликты в этой сфере отношений происходят чаще всего по следующим причинам: а) нарушение дисциплины; б) невыполнение ребенком поручений; в) неумение детей жить в коллективе; г) разница темпераментов и т. д.
Возможные варианты предупреждения и разрешения данного типа конфликтов:
- не следует каждое происшествие возводить в статус конфликта. Каждая проблемная ситуация приносит какую-то пользу, должна чему-то научить и вожатого, и ребенка. Важно учиться видеть потенциал каждого растущего человека;
- укрепление положительного эмоционально-психологического климата в отряде. Проведение «междусобойчиков», появление традиций отряда цементируют коллектив и снижают количество конфликтов.
Конфликт в отношениях «администрация - ребенок»
Принимая то или иное педагогическое решение по выходу из возникшего конфликта, администратору необходимо помнить, что мы, взрослые, уже повзрослели, а ребенок - развивающаяся личность, и этой личности нельзя нанести вред.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|