Сделай Сам Свою Работу на 5

Изучение и анализ правовых документов





Одним из важнейших профессиональных навыков юриста является составление процессуальных решений и иных правовых документов. Поэтому одна из задач, стоящих перед преподавателем дисциплины «Уголовно-процессуальное право РФ», заключается в том, чтобы ознакомить студентов с порядком составления этих документов, продемонстрировать примеры правильно составленных протоколов, постановлений, определений, приговоров и т.д., а также предложить задания, направленные на обнаружение ошибок, допущенных составителями документов.

Прежде чем приступать к заданиям на выявление ошибок в предлагаемых документах, следует показать примеры наиболее удачных решений из правоприменительной практики, в том числе опубликованные. Кроме того, следует обратить внимание студентов на учебные и практические пособия, содержащие образцы различных правовых актов, издание которых имеет давнюю традицию.

Для анализа документов, содержащих ошибки, можно использовать как специальные задания, размещенные в практикумах, так и подготовленные преподавателем материалы. Большое количество разноплановых правоприменительных документов содержится в справочных правовых системах. Чрезвычайно богатый материал можно почерпнуть на официальных сайтах российских государственных органов, международных организаций, зарубежных государственных органов.



Данный интерактивный метод можно использовать практически на всех занятиях, где затрагиваются вопросы принятия уголовно-процессуальных решений.

Дискуссия

Интерактивный метод – дискуссия – так же, как и работа в малых группах, предполагает организацию коллективной работы по обсуждению наиболее спорных и неоднозначных вопросов. Только в отличие от работы в малых группах в дискуссию, как правило, включается большее количество студентов. Помимо этого отличия, дискуссия проводится по наиболее значимым и интересующим аудиторию вопросам, позиция по которым уже сформировалась или должна быть сформирована к началу ее проведения.

Содержание этого интерактивного метода состоит в организации конструктивного обсуждения проблемы, которая известна студентам или должна быть известна им, для уяснения аргументов в поддержку одного или другого варианта ее решения.



Цель проведения дискуссии – наиболее глубоко разобраться в проблеме, услышав аргументы противоположных сторон. В результате проведения дискуссии сторонники различных точек зрения не должны прийти к единой позиции. И преподаватель не должен склонять участников в единогласной поддержке или опровержению позиции какой-либо стороны. Ценность дискуссии состоит в том, что ее участники могут услышать аргументы противоположных сторон, подготовить и высказать контраргументы, углубив при этом свои знания или поняв ошибочность ранее избранной позиции. В любом случае после проведения дискуссии качество знания слушателей должно быть на порядок выше, нежели до ее начала. Преподаватель может считать цель достигнутой, если одни студенты изменили свою точку зрения, другие еще более убедились в ее правильности, третьи – стали сомневаться в том, в чем ранее были уверены и т.п.

Помимо изменения качества знаний дискуссия может быть проведена и для выработки профессионально значимых навыков. Так, преподаватель может организовать дискуссию по наиболее известному аудитории вопросу (аргументы по которому уже известны, например, «смертная казнь: за и против») для выработки навыков публичного выступления, обоснования позиции, реагирования на внезапно возникшие сомнения или аргументы противоположной стороны, сохранения спокойного психологического состояния в атмосфере конкуренции и т.п. В этом случае преподаватель уделяет внимание не содержанию аргументов каждой из сторон, а форме выступления, убедительности оратора, его психологического состояния и т.п..



Вопросы, выносимые на дискуссию, должны иметь явно спорный, противоречивый характер. При этом следует осторожно подходить к выбору вопроса (темы) дискуссии и всегда соотносить его с уровнем подготовленности студентов. Так, если вопрос является дискуссионным в науке, то по такому вопросу дискуссия может не состояться ввиду того, что студенты не будут готовы к спору и выдвижению каких-либо аргументов. С другой стороны, если дискуссионный вопрос будет совершенно очевидным для аудитории и поиск аргументов для обоснования позиции не представляет для нее затруднений, то при проведении дискуссии преподаватель не сможет улучшить качество знаний. В таком случае, как уже указывалось выше, в качестве цели проведения дискуссии следует ставить выработку определенных профессиональных навыков.

Наиболее благоприятным для проведения дискуссии с целью улучшения качества знаний является вопрос, не имеющий единственно правильного ответа, и позиции по разрешению которого носят принципиально полярный характер. В качестве других признаков такого «идеального» для проведения дискуссии вопроса следует указать на его практический интерес и актуальность. При этом уровень подготовки студентов должен позволять искать и выдвигать аргументы в поддержку той или иной позиции по такому вопросу.

В зависимости от планирования проведения дискуссии на занятии выделяют две ее разновидности: запланированная дискуссия и «панельная» дискуссия.

Преподаватель, готовясь к проведению занятия, в качестве составной его части может заранее запланировать использование интерактивного метода – дискуссия. При этом вопрос, выносимый на дискуссию, тщательно выбирается и соотносится с уровнем подготовленности аудитории. Преподаватель знает примерные позиции участников и аргументы, которые ими могут быть использованы в дискуссии, а также может прогнозировать итоги ее проведения. Более того, для проведения дискуссии преподаватель может заблаговременно обратиться к аудитории студентов с заданием подготовиться к обсуждению определенного вопроса и выработать свое собственное отношение к нему. Преподаватель знает, сколько времени он отведет дискуссии на занятии, и в какой части он ее будет проводить. Такая дискуссия называется заранее запланированной.

«Панельная» дискуссия происходит в аудитории студентов внезапно. Преподаватель заранее к ней не готовился и даже не предполагал о том, что определенный вопрос, имеющий интерес для аудитории и для раскрытия темы, может вызвать различные точки зрения, которые следует обсудить. Естественно, что «панельная» дискуссия требует от преподавателя большего профессионализма применительно к теме и методике ее проведения. Зачастую, внезапно возникший профессиональный спор может сорвать ход занятия и, как следствие, приведет к не достижению его целей. В некоторых случаях, «панельную» дискуссию лучше не проводить, а оставить ее на следующее занятие, к которому соответствующим образом подготовиться.

Творческое (проблемное) задание

Творческие (проблемные) задания направлены на перевод информации не в сферу визуализации, а в сферу нового, ранее не известного способа изложения. Творческие (проблемные) задания в отличие от традиционных, рассчитанных на репродуктивность, требуют от участников не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат в своих условиях элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько (иногда бесчисленное множество) «правиль­ных ответов». Часто «правильный ответ» неизвестен и препода­вателю. Примерами таких заданий могут служить: составление документа (письма, процессуального решения, жалобы и т.п.), изложение текста в виде схем и таблиц, разработка кроссворда по правовой тематике, составление и отгадывание загадок о правовых институтах, проведение игр (например, «испорченный телефон» на правовую тематику) и другие.

Перед проведением этого интерактивного метода в аудитории студентов преподаватель должен самостоятельно попытаться решить проблемное задание или отработать его на другом человеке. В противном случае преподаватель не сможет понять – на что направлено творческое задание, какие цели могут быть достигнуты в результате его проведения. Зачастую преподаватели допускают ошибки, рассчитывая, что использование творческого задания будет способствовать достижению одной цели, а в результате такое задание либо вообще ее не достигает, либо достигает совершенно иную цель, которую преподаватель не ставил.

Также преподаватель должен очень внимательно относиться к формулированию задания, стремясь к его ясности и недвусмысленности. Учитывая сложность рассматриваемого интерактивного метода, преподаватель, формулируя задание, может показать один из вариантов конечного результата.

Работать над проблемным заданием может как один студент, так и несколько, образуя малую группу. После представления результатов работы над проблемным заданием преподавателю следует либо опробовать его на другом участнике группы, например, провести игру, либо в аудитории студентов проанализировать его итоги. Но ни в коем случае нельзя оставлять результаты творческого задания без внимания и анализа.

Ролевые игры

Наряду с творческими заданиями и работой в ма­лых группах ролевые игры (в литературе можно встретить другие названия этого интерактивного метода – деловые игры, имитации, моделирование и т.п.) являются основным приемом на интерактивных за­нятиях. Причем указанные интерактивные методы могут сочетаться друг с другом и использоваться на одном занятии. Так, ролевая игра может быть проведена в малых группах, а по результатам ролевой игры студентам может быть предложено творческое задание. Как правило, на проведение ролевой игры отводится гораздо больше времени, нежели для использования других интерактивных методов. Это связано как со спецификой рассматриваемого интерактивного метода, так и с необходимостью анализа достаточно большого по объему учебного материала, проведения самой ролевой игры и ее анализа.

Ролевые игры представляют собой взаимодействия, в которой участники (или один из участников) поставлены в определенные роли (позицию, статус и т.п.), содержание которых им не известны. Такие участники (или один из них) «играют» определенных субъектов (защитников, государственных обвинителей, судей, клиентов, адвокатов и др.) не зная, что они должны делать («не зная сценария, слов, действий, образов и т.п.»). Описывая роли, преподаватель может указать лишь отдельные их характеристики и конфиденциальную информацию, которые не доступны другим участникам ролевой игры. Все остальное, в том числе содержание и ход ролевой игры, не известны участникам (за исключением случаев, когда ролевой игрой является судебное разбирательство либо другое действие, регламентированное нормативно-правовым актом). Поэтому каждый раз при смене участников ролевые игры будут непохожими друг на друга.

Цели проведения ролевых игр состоят в развитии профессиональных навыков, навыков критического мышления и решения проблем, коммуникативных навыков, навыков отработки различных вариантов поведения в про­блемных ситуациях и др. При помощи ролевых игр проводится тренинг отдельного навыка и комплекса навыков, тренинг наблюдения и комментирования, демонстрируются навыки и типичные ошиб­ки. Ролевые игры также могут служить одним из способов диагностирования навыков и, в некоторых случаях, уровня знаний аудитории. Помимо этого, ролевые игры могут являться своеобразным подведением итогов развития навыков на семинаре.

В зависимости от цели использования ролевых игр педагогическая практика выработала некоторые рекомендации к их подготовке и проведению.

Тренинг отдельного навыка. Перед проведением ролевой игры с целью тренинга отдельного навыка преподаватель должен точно определить этот навык, описать его и иметь четкое представление о его содержании. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы ролевая игра не проводилась ради ролевой игры, забавы или увлечения; во-вторых, определение конкретного навыка влияет на выбор и разработку фабулы дела, определение ролей, составления заданий для участников, планирования хода проведения ролевой игры с определением времени для каждого из этапов. Несоблюдение этого правила может повлечь за собой проведение ролевой игры для выработки другого навыка, а не того, который планировал преподаватель.

Для тренинга отдельного навыка целесообразно проводить несколько взаимосвязанных ролевых игр. При этом начинать можно с несложных фабул и ролей, постепенно переходя к трудным заданиям. Желательно, чтобы участники семинара постоянно меняли свои роли, побывав сначала в одной роли (например, защитника), потом в иной роли с другой стороны (например, государственного обвинителя), затем в качестве наблюдателя, комментатора и т.п. Помимо этого, необходимо постоянно менять фабулы, чтобы студенты играли роли в разных практических и правовых ситуациях, заостряли свое внимание на «мелочах», которые не повторяются в каждом деле.

Тренинг комплекса навыковтребует, как правило, продолжи­тельных ролевых игр, например, в форме учебного судебного про­цесса. Для большей эффективности такой ролевой игры каждому из участников можно определить, какие именно навыки необходимо им выработать в первую очередь. Например, одному участнику необходимо выработать навык допроса, другому – навык юридического письма, третьему – навык выступления в прениях, четвертому – навык анализа материалов уголовных дел и т.д. Исходя из этого, преподаватель может распределить роли и дать соответствующие задания. Справедливости ради следует отметить, что в таком случае подготовительный этап займет гораздо больше времени и потребует от преподавателя значительных усилий по разработке фабулы дела, подготовке конфиденциальной информации для участников, составлению заданий и определению хода ролевой игры.

Тренинг наблюдения и комментирования. Тренинг наблюдения и комментирования как раз и составляет один из способов обучения других. Студенты, наблюдая, анализируя и комментируя действия других участников семинара, используют наиболее эффективный метод собственного обучения. При этом также вырабатываются навыки конструктивной критики, сотруд­ничества, столь необходимые для представителей юридической профессии. Именно поэтому обязательным составляющим любой ролевой игры является ее анализ, обсуждение и комментирование. И именно поэтому при проведении ролевой игры должны присутствовать наблюдатели, которые хотя и не участвуют непосредственно в ней, но наблюдают за происходящим, анализируют и комментируют действия других, повышая собственный уровень знаний и навыков. Для достижения этой цели преподаватели разрабатывают своеобразный вопросник, который способствует наблюдателям анализировать и комментировать действия своих коллег, сосредотачиваться на наиболее важных моментах и структурировать полученные знания.

Демонстрация навыкакак цель ролевой игры предполагает участие в ней наиболее подготовленных студентов и/или преподавателя. Это связано с тем, что студенты должны получить представление о том, как необходимо действовать в той или иной ситуации и что именно нужно делать. Для проведения такой ролевой игры целесообразно приглашать специалиста, который неоднократно и успешно применял этот навык на практике. При этом следует учитывать, что «идеальных» демонстраций не бывает, так как любой навык индивидуален и его бездумное копирование опасно. Нужно понимать, что цель демонстрации – познакомить студентов с техноло­гией действий в типичных ситуациях. Навык же вырабатывается путем долгих тренировок и практики. Как показывает практика применения рассматриваемого интерактивного метода для достижения этой цели «демонстратору» всегда следует быть готовым к критике со стороны своих коллег, так как у каждого из них имеется свое собственное индивидуальное представление о навыке. Перед проведением такой ролевой игры важно заострить внимание студентов именно на технологии действий в конкретной ситуации.

Демонстрация типичных ошибокзаключается в том, что пре­подаватель или подготовленный студент специально в ходе ролевой игры допускает типичные ошибки. В отличие от предыдущей цели ролевая игра с целью демонстрации типичных ошибок не требует особой подготовки от «демонстраторов». Здесь особая роль отводится наблюдателям, которые должны обнаружить ошибку в навыке и прокомментировать ее. В некоторых случаях наблюдателям можно предложить показать – как необходимо было действовать в ситуации или ту же самую ситуацию проиграть еще раз, но уже вместе с наблюдателем.

За одну ролевую игру не следует показывать более двух-трех ошибок. Такие ролевые игры не должны быть продолжительными. Участники ролевой игры должны внимательно наблюдать, распознавать и комментировать «непрофессиональные» действия демонстратора, предлагая пути исправления ошибок. Принципи­ально важно не увлекаться, не утрировать ошибки и, самое глав­ное, не ограничиваться только «плохими» примерами. За демон­страцией ошибки должна последовать ролевая игра, в которой демонстрируется позитивное поведение. Участникам игры мож­но предложить самим показать, как следовало поступить в разыг­рываемой ситуации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.