Тема: Производство в суде апелляционной (второй) инстанции (практическое занятие) – 2 часа
План:
1. Основные черты апелляционного производства в уголовном процессе России: история и современность.
2. Субъекты (участники) права на апелляционное обжалование. Срок и порядок обжалования.
3. Поводы к возбуждению апелляционного производства.
4. Предмет и пределы разбирательства в апелляционном производстве.
5. Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела. Особенности судебного следствия, прений сторон и последнего слова подсудимого.
6. Основания к отмене или изменению приговора суда первой инстанции.
7. Виды решений, принимаемых судом апелляционной инстанции.
8. Особенности приговора суда апелляционной инстанции.
К практическому занятию изучите:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.11.2012 № 26 "О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции"
Задания для подготовки практическому занятию:
Примеры задач (казусов)
1. Жалоба потерпевшего Рощупкина, поданная мировому судье в установленные законом сроки, из - за небрежности секретарей не была направлена в апелляционную инстанцию. Уголовное дело было рассмотрено в апелляционной инстанции по жалобе адвоката осужденного и самого осужденного без рассмотрения жалобы потерпевшего.
Какой порядок существует для разрешения возникшей ситуации?
2. Адвокат в своих апелляционных жалобах оспаривал обоснованность осуждения Эктова и ссылался на нарушение судом требований ряда статей УПК. Однако суд апелляционной инстанции, оставляя без удовлетворения жалобы адвоката и осужденного, в своем решении сослался на то, что виновность Эктова подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Доводы же адвоката о несоблюдении судом норм УПК проверены не были и на них не дано ответа.
Является ли игнорирование доводов апелляционной жалобы основанием для отмены решения суда апелляционной?
Если суд апелляционной инстанции не обсуждал доводы защиты, имеет ли значение в описанной ситуации убедительность или сомнительность доводов жалобы о процессуальных нарушениях?
Тема: Производство в суде кассационной инстанции. Производство в суде надзорной инстанции. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств – 2 часа
План:
1. Понятие и значение пересмотра приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу.
2. Особенности производства в суде кассационной инстанции. Виды решений и пределы прав суда кассационной инстанции.
3. Особенности производства в суде надзорной инстанции.
4. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
К практическому занятию изучите:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 г. № 2 "О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"
Задания для подготовки к практическим занятиям:
Ответьте на вопросы:
· Может ли быть в кассационном порядке пересмотрено вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное в ходе досудебного производства по уголовному делу?
· В течение какого времени может быть пересмотрено в кассационном порядке вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное в ходе досудебного производства?
· Вправе ли судья отказать в истребовании уголовного дела, если приведенные в жалобе доводы не опровергаются собранными по делу доказательствами? Для обоснования ответа обратитесь к практике Конституционного Суда РФ.
· Если при установлении в ходе изучения жалоб (представлений), уголовного дела и дополнительно представленных материалов обнаружены не указанные в жалобе (представлении) нарушения закона, устранение которых повлечет улучшение положения осужденного, вправе ли судья возбудить кассационное производство по этим нарушениям?
· В какую форму вправе облечь своё решение председатель соответствующего суда или его заместитель, рассмотрев жалобу на действия и решения судьи, принявшего решение об отказе в удовлетворении надзорной жалобы (представления)? Требуется ли вынесение по этому поводу специального постановления?
· Возможна ли в суде кассационной инстанции отмена приговора и последующих решений с возвращением уголовного дела прокурору?
· Наделены ли УПК РФ лица, принесшие кассационную жалобу (представление), правом отозвать её до начала ее рассмотрения судом? Позволяет ли уголовно-процессуальный закон РФ воспользоваться такими же правами сторонам в стадии апелляционного производства?.
· Обладает ли выступающий в заседании суда кассационной инстанции прокурор, не являющийся автором кассационного представления, правом на отзыв кассационного представления?
· Обязан ли суд при наличии соответствующего ходатайства осужденного назначить защитника при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции?
Примеры творческого задания
1. Сравните основные черты кассационного и надзорного производства. Укажите на сходство и отличие производства в кассационном и надзорном порядке.
2. Найдите на сайте Верховного Суда РФ судебные решения, вынесенные Президиумом Верховного Суда РФ в порядке главы 48-1 УПК РФ, и укажите: что явилось основанием для рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда РФ; какие полномочия осуществила надзорная инстанция при пересмотре дела; вышла ли надзорная инстанция за пределы доводов надзорной жалобы (судя по тексту постановления Президиума Верховного Суда РФ)?
3. Проанализируйте предусмотренные п. 3 ч. 4 ст. 413 УПК РФ «иные новые обстоятельства». Объясните, в чем проявляется их специфика, какие именно обстоятельства можно отнести к «иным новым». Обоснуйте свой ответ.
3.5. Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студента может включать в себя следующие ее виды:
1. Изучение учебной литературы, рекомендованной студенту настоящей программой;
2. Изучение действующего законодательства по отдельным разделам и темам курса;
3. Изучение актуальной судебной и правоприменительной практики (в том числе практики Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека) по отдельным разделам и темам курса;
4. Выполнение письменных и иных заданий к семинарским занятиям.
В модели самостоятельной работы студентов очной формы обучения среди видов самостоятельной работы превалирует выполнение письменных и иных заданий к практическим занятиям, поскольку наличие значительного числа практических (семинарских) занятий предполагает выполнение соответствующих заданий к каждому семинару.
В модели самостоятельной работы студентов заочной формы обучения превалирует изучение учебной литературы (наряду с изучением практики и законодательства), что определяется незначительным количеством часов аудиторной работы.
Образовательные технологии
При реализации различных видов учебной работы программа предусматривает использование образовательных технологий, основанных на активных и интерактивных формах проведения занятий, нацеленных не только на запоминание информации, но и на ее усвоение и формирование профессиональных навыков использования полученных знаний и выполнения профессиональной деятельности в сфере уголовного судопроизводства.
Мозговой штурм
Мозговой штурм универсальный интерактивный метод, так как может быть использован при проведении различных видов занятий и по многим темам, имеющим спорные или проблемные вопросы.
Содержание интерактивного метода «мозговой штурм» состоит в активизации мыслительной деятельности слушателей путем постановки вопроса, имеющего множество вариантов ответов и/или не имеющего единственно правильного ответа. В результате его использования слушатели получают зафиксированную на плакате (доске) критическую информацию (ответы), которую впоследствии можно подвергнуть анализу, вычленить из всего объема информацию, не относящуюся к рассматриваемому вопросу, выявить проблемы, увидеть точку зрения своих коллег, классифицировать информацию по различным основаниям и т.п.
Цели проведения этого интерактивного метода могут быть разными. Анализ преподавательской деятельности свидетельствует о том, что наибольший эффект от использования «мозгового штурма» достигается при реализации следующих целей:
а) генерирование идей для решения теоретической или практической задачи;
б) вовлечение в процесс обучения всех слушателей аудитории и/или активизации их мыслительной деятельности;
г) способствование общему восприятию темы;
д) структурирование большого объема информации (перечислений, видов и т.п.);
е) диагностирование опыта и знаний слушателей.
Указанные выше цели взаимосвязаны и, как правило, одна цель не может быть достигнута без другой. Причем их постановка и достижение не зависит от формы занятия. Учитывая это, «мозговой штурм» может быть использован на любых этапах проведения занятия.
В начале занятия этот интерактивный метод преподавания может применяться как для диагностирования опыта и знаний студентов, так и для вовлечения их в процесс обучения путем мотивации получения информации.
В середине занятия «мозговой штурм» может быть использован для перемены темпа занятия, своеобразного отдыха и повышения внимания студентов, которое начинает снижаться после 35-40 минут с момента его начала. Результатом его проведения будет активизация мыслительной деятельности студентов и, как следствие, повышение эффективности занятия. На этом этапе занятия возможно использование «мозгового штурма» в целях генерирования идей для решения практической задачи.
В конце занятия «мозговой штурм» может являться своеобразным итогом, окончанием, при котором систематизируется большой объем информации и полученные знания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|