ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Тема: Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве (практическое занятие) – 4 часа
План:
1.Теоретические основы доказательственного права.
2. Предмет и пределы доказывания. Преюдиция, общеизвестные и отрицательные факты в теории доказательств.
3. Понятие и свойства доказательств в уголовном процессе. Порядок и последствия признания доказательств недопустимыми.
4. Виды доказательств:
1) показания подозреваемого, обвиняемого;
2) показания потерпевшего, свидетеля;
3) заключение и показания эксперта;
4) заключение и показания специалиста;
5) вещественные доказательства;
6) протоколы следственных и судебных действий;
7) иные документы.
5. Процесс доказывания и его этапы.
6. Правила оценки доказательств. Оценка достоверности и достаточности доказательств.
7. Субъекты доказывания. Участие в доказывании защитника, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.
Модельные задания для подготовки к практическому занятию:
Пример творческого задания
1. Найдите в «Бюллетене Верховного Суда РФ» за текущий год решение по любому уголовному делу и определите по нему предмет доказывания.
2. Изучите ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, ч. 1 ст. 75 УПК РФ и ответьте на вопрос: возможно ли использование доказательств, полученных с нарушением иных федеральных законов (например, ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»)?
3. Изучите Определение Конституционного Суда РФ от 14.10.2004 N 326-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подгузова Василия Романовича на нарушение его конституционных прав статьями 63, 142 и 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и ответьте на вопрос: является ли явка с повинной доказательством по уголовному делу, если да, то к какому виду доказательств относится?
4. Изучите расположенный на сайте Мосгорсуда (mos-gorsud.ru) приговор в отношении Шаталова (дело № 2-78-35/10) и укажите, какие виды доказательств подтверждают вину Шаталова в совершении преступления; классифицируйте эти доказательства на прямые и косвенные, первоначальные и производные.
Пример задачи (казуса)
На место кражи, совершенной в сельском магазине, выехала следственно-оперативная группа. Служебно-розыскная собака взяла след на месте происшествия и вскоре привела сотрудников милиции к вагончикам строителей дороги, где она с лаем пыталась наброситься на строителя Амерова. При обыске вагончика, в котором проживал Амеров, были найдены предметы, похищенные в магазине. Желая процессуально оформить факт обнаружения похищенного, следователь составил «Протокол следственного действия по судебной одорологии», в котором описал поведение собаки и реагирование ее на Амерова.
Является ли допустимым доказательством «Протокол следственного действия по судебной одорологии»?
Адвокат представил для приобщения к материалам дела заключение специалиста. Следователь отказал в приобщении к делу заключения специалиста, мотивировав это следующим: согласно ч.3 ст. 86 УПК РФ защитнику предоставлено право собирать доказательства путем: 1)получения предметов, документов и иных сведений; 2)опроса лиц с их согласия; 3)истребования справок, характеристик иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии. Заключение специалиста не относится к перечисленным в законе видам доказательств. Кроме того, праву адвоката собирать различные данные не корреспондирует обязанность следователя эти данные приобщать к материалам дела.
Основаны ли рассуждения следователя на законе? Является ли доказательством заключение специалиста, полученное адвокатом?
Тема: Понятие и назначение предварительного расследования. Формы предварительного расследования Следственные действия. Привлечение в качестве обвиняемого. Приостановление и возобновление предварительного расследования. Формы окончания предварительного расследования (практическое занятие) – 2 часа
План:
1. Понятие и формы предварительного расследования. Предварительное следствие и дознание: сходство и различия.
2. Общие условия предварительного расследования: понятие, значение, виды. Характеристика общих условий.
3. Виды следственных действий: основания классификации, порядок производства.
4. Судебный порядок получения разрешения на производство следственных действий. Неотложные следственные действия.
5. Привлечение лица в качестве обвиняемого: значение, порядок, сроки.
6. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого.
7. Изменение и дополнения обвинения. Частичное прекращение уголовного преследования.
8. Формы окончания предварительного расследования. Прекращение уголовного преследования и уголовного дела.
9. Обвинительное заключение, обвинительный акт и обвинительное постановление.
10. Решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и обвинительным актом.
На занятии могут быть проведены деловые игры по предъявлению обвинения. Преподаватель разбивает студентов на малые группы, которым предлагает подготовиться к демонстрации процессуального действия «Предъявление обвинения». Студенты, не участвующие в демонстрации, выступают экспертами, оценивающими соответствие требованиям закона процедуры предъявления обвинения.
Задания для подготовки к практическому занятию:
Работа с видеоматериалами
Преподаватель может продемонстрировать студентам видеозаписи следственных действий с последующим их анализом. При этом студентам перед демонстрацией фильма может быть дано задание: установить круг участников и вид следственного действия; выявить и указать на ошибки, допущенные участниками следственного действия; определить возможные последствия допущенных нарушений.
Примеры творческого задания
1. Возьмите из «Бюллетеня Верховного Суда РФ» или из справочно-правовой системы (например, «КонстультантПлюс») любое решение суда и определите по фабуле дела его подследственность: предметную, территориальную и т.д.
2. Выявите отличия в содержании следующих следственных действий: обыск и выемка, допрос и очная ставка, следственный эксперимент и проверка показаний на месте.
3.Ответьте на следующие вопросы:
· Назовите обстоятельства, свидетельствующие о «явном затягивании обвиняемым и его защитником времени ознакомления с материалами уголовного дела» ( ч. 3 ст. 217 УПК РФ).
· Кто из участников уголовного судопроизводства несет бремя доказывания факта «явного затягивания времени ознакомления с материалами уголовного дела»? Какие доказательства могут быть представлены для доказывания этого факта?
· Необходимо ли учитывать возраст, психическое и физическое состояние, уровень образования, квалификации и иные обстоятельства, характеризующие обвиняемого, для принятия решения об ограничении времени ознакомления с материалами уголовного дела в связи с «явным затягиванием»? Влияет ли форма (письменная, напечатанная с помощью компьютерной техники) и содержание документа (например, процессуальное решение или доказательство) на время ознакомления с материалами уголовного дела?
· Можно ли ограничить обвиняемого во времени ознакомления с материалами уголовного дела, если в действиях защитника отсутствуют признаки «явного затягивания»? Какова процедура ограничения времени ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела в случае «явного затягивания»?
4. По материалам, предложенным преподавателем, составьте постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.
5. Проанализируйте обвинительное заключение, предложенное преподавателем, и выявите ошибки, допущенные при его составлении (для обсуждения на занятии).
Пример задачи (казуса)
На стадии предварительного расследования следователь вынес постановление о назначении комплексной психолого-психиатрической экспертизы в отношении обвиняемого, поручив ее производство определенным лицам. При ознакомлении обвиняемого и его защитника с указанным постановлением последний заявил ходатайство о предоставлении им информации о профессиональном образовании лиц, которым поручено производство судебной экспертизы, стаже их работы, наличии аттестации и права производства судебной экспертизы подобного рода. Следователь отказал в удовлетворении заявленного ходатайства, мотивируя свое решение тем, что подобная информация об эксперте не входит в установленный ст. 195 УПК РФ перечень сведений, которые должно содержать постановление о назначении судебной экспертизы. Помимо этого в постановлении следователь указал, что закон не обязывает его предоставлять какую-либо информацию об эксперте обвиняемому и его защитнику, а также не предусматривает определенной для этого процессуальной формы.
Оцените законность решения следователя. Для аргументации ответа ознакомьтесь с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2003 года № 429-О «По жалобе граждан Березовского Бориса Абрамовича, Дубова Юлия Анатольевича и Патаркацишвили Аркадия Шалвовича на нарушение их конституционных прав положениями статей 47, 53, 162 и 195 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации».
Тема: Судебное разбирательство в суде первой инстанции. Части судебного разбирательства. Особый порядок судебного разбирательства. Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей (практическое занятие) - 4 часа
План:
1. Понятие и значение судебного разбирательства. Общие условия судебного разбирательства: понятие, значение, виды.
2. Порядок (части) судебного разбирательства. Соотношение судебного следствия и предварительного расследования.
3. Приговор: понятие, значение, свойства, виды приговоров, основания их вынесения, структура.
4. Дифференцированные формы судебного разбирательства: производство у мирового судьи, разбирательство уголовных дел в суде с участием присяжных заседателей, особый порядок судебного разбирательства, особенности судебного производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращённой форме
Модельные задания для подготовки к практическому занятию:
Примеры творческого задания
1. Найдите и проанализируйте примеры из опубликованной судебной практики, касающиеся нарушений общих условий судебного разбирательства и последствий этих нарушений.
2. Изучите Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2005 N 67-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Силаева Виталия Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 260 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и ответьте на вопрос: можно ли обжаловать в вышестоящую инстанцию постановление судьи об отклонении замечаний на протокол судебного заседания.
3. Проанализируйте опубликованную практику Верховного Суда РФ прошедший и текущий годы и найдите ошибки, наиболее часто допускаемые в приговорах.
4. Изучите постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.12.2006 г. № 60 «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел» и ответьте на следующие вопросы:
· Какие обстоятельства препятствуют разбирательству уголовного дела в особом порядке?
· В какой период времени по делам частного обвинения может быть заявлено ходатайство об особом порядке судебного разбирательства?
· Какие обстоятельства могут быть исследованы в ходе судебного заседания в особом порядке?
· Можно ли исследовать дополнительно представленные материалы, а также допрашивать свидетелей в особом порядке судебного разбирательства. Если можно, то по каким обстоятельствам?
· Допустимо ли рассмотрение уголовных дел в особом порядке без подсудимого, его защитника, государственного или частного обвинителя?
5. Сравните особый порядок судебного разбирательства, предусмотренный УПК РФ, и институт сделки о признании вины, существующий в рядке зарубежных государств (для обсуждения на практическом занятии).[9]
6. Выявите достоинства и недостатки особого порядка судебного разбирательства уголовных дел (для обсуждения на практическом занятии).
7. Проанализируйте примеры из судебной практики (см. «Бюллетень Верховного Суда РФ») и дайте оценку вынесенным по делам приговорам с точки зрениях их законности, обоснованности и справедливости.
8. Проанализируйте практику отмены приговоров, вынесенных в суде с участием присяжных заседателей, и дайте оценку основаниям, повлекшим отмену приговоров.
Примеры задач
Модельные задачи имеются в практикуме «Уголовно - процессуальное право Российской Федерации: практикум»/отв. ред. П. А. Лупинская; сост. и науч. ред. Паничева А. И.- 2 изд., перераб.- М.: Норма, 2013.
Работа с видеоматериалом
Студентам может быть предложено просмотреть выбранную преподавателем видеозапись судебного следствия или судебных прений (возможно использование записи подлинного судебного заседания, учебного или фрагмента художественного фильма), которую затем обсудить в зависимости от содержания записи. Обсуждению могут подвергнуться, например, прямой и перекрестный допрос и другие следственные действия в судебном следствии, анализ доказательств сторонами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|