Сделай Сам Свою Работу на 5

Интерактивные формы работы

Метод проектов: презентация древнерусской и современной системы времен

Занятия 11,12.

Тема 2/18: Категория лица.

Вопросы для обсуждения:

1. Значение и характер категории лица.

2. Характеристика глагольных форм по отношению к категории лица: личные, неличные, безличные, не охарактеризованные по лицу.

3. Связь категории лица с другими глагольными категориями.

4. Личные формы: значение, выражение, прямое и переносное употребление.

5. Недостаточные и изобилующие глаголы. Причины их существования.

6. Неличные формы: значение, выражение, прямое и переносное употребление.

7. Безличные глаголы: семантические группы, формы, грамматические особенности. Личные глагольные формы в безличном употреблении.

8. Лицо и персональность.

9. Изучение категории лица в школе.

Задания:

1. Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.91-97.С.352-355.

2. Привести примеры переносного употребления форм лица в художественном тексте (по выбору студентов).

 

Занятия 13,14.

Тема 3/19: Причастие.

Вопросы для обсуждения:

1. Причастия, их грамматическая специфика. Вопрос об их месте в системе частей речи.

2. Разряды причастий. Залоговое значение причастий. Значение времени у причастий.

3. Действительные причастия настоящего времени: образование, происхождение суффиксов, употребление.

4. Действительные причастия прошедшего времени: образование, употребление.

5. Страдательные причастия настоящего времени: образование, употребление.

6. Страдательные причастия прошедшего времени: образование, употребление.

7. Переход причастий в прилагательные.

8. Правописание причастий. Ошибки в употреблении причастий.

9. Изучение причастий в школе.

Задания:

1. Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.99-106.С.356-359.

2. Привести примеры ошибочного употребления причастий в СМИ.

Интерактивные формы работы

Обсуждение конкретной ситуации: ошибки в употреблении причастий (на материале языка СМИ, интернет-сайтов)



Занятия 15,16.

Тема 4/20: Деепричастие. Морфологический анализ глагольных форм.

Вопросы для обсуждения:

1. Деепричастие, его специфика. Вопрос о месте деепричастий в системе частей речи.

2. Время у деепричастий.

3. Деепричастия несовершенного вида, их образование.

4. Деепричастия совершенного вида, их образование.

5. Переход деепричастий в наречия (адвербиализация деепричастий).

6. Ошибки в употреблении причастий, их причины.

7. Морфологический анализ спрягаемых и неспрягаемых глагольных форм.

Задания:

1. Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.107-109.С.359-362.

2. Привести примеры ошибочного употребления деепричастий в СМИ.

3. Морфологический анализ глагольных форм (см.: Закревская В.А. Современный русский язык. Морфология. Контрольные работы и методические указания для студентов филологического факультета. Тюмень,2003. С.8-11 – схемы и образцы разбора; с.11-19 – тексты для разбора).

Модуль 3

Занятие 17.

Тема 1/21: Наречие.

Вопросы для обсуждения:

1. Наречие как часть речи.

2. Лексико-грамматические разряды наречий.

3. Особенности происхождения и словообразования наречий.

4. Свойства качественных наречий.

5. Правописание наречий.

6. Морфологический разбор наречий.

7. Изучение наречий в школе.

Задания:

1. Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.110.С.362.

2. Выписать наречия меры и степени (количественные) в сочетаниях (из СМИ), отметить некорректное употребление.

 

Занятие 18.

Тема 2/22:Категория состояния.

Вопросы для обсуждения:

1. Вопрос о категории состояния (безличных предикативах, предикативных наречиях) как части речи. Разные точки зрения.

2. Разряды слов категории состояния по значению.

3. Грамматические свойства слов категории состояния.

4. Словообразование слов категории состояния.

5. Разграничение омонимичных форм слов категории состояния, наречий и прилагательных.

6. Изучение слов категории состояния в школе.

Задания:

1. Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.111.С.363.

2. Привести примеры употребления слов категории состояния в поэзии.

Интерактивные формы работы

Метод проектов: презентация разных взглядов на статус слов категории состояния

Занятия 19,20,21.

Тема 3/23: Служебные слова.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика служебных слов. Их отличие от знаменательных.

2. Значение предлогов.

3. Структурные типы предлогов.

4. Ошибки в употреблении предлогов.

5. Значение союзов.

6. Типы союзов по синтаксической функции.

7. Типы союзов по структуре.

8. Разграничение союзов и союзных слов.

9. Разряды частиц по значению.

10. Разграничение омонимичных служебных частей речи и служебных частей речи и знаменательных.

11. Морфологический анализ служебных частей речи.

12. Изучение служебных частей речи в школе.

Задания:

1. Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. - Упр.114-118.С.356-368.

2. Привести примеры на омонимию служебных и знаменательных частей речи и на омонимию внутри служебных частей речи.

Интерактивные формы работы

Обсуждение конкретной ситуации: ошибки в употреблении предлогов (в языке СМИ, рекламе, устной речи)

Занятие 22.

Тема 4/24: Модальные слова.

Вопросы для обсуждения:

1. Вопрос о статусе модальных слов в системе частей речи.

2. Признаки модальных слов.

3. Происхождение модальных слов.

4. Группы модальных слов по их функции в высказывании.

5. Морфологический анализ модальных слов.

Задания

1. Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.112-113.С.364-365.

2. Привести примеры на омонимию модальных слов и слов других частей речи.

 

Занятия 23,24.

Тема 5/25: Междометия. Явления переходности в системе частей речи.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика междометий.

2. Грамматические особенности междометий.

3. Структура междометий.

4. Группы слов, находящиеся на периферии частей речи: звукоподражания, слова да и нет, этикетные слова).

5. Синкретические явления внутри частей речи.

Задания:

1 Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр. 119. С.368-369.

2. Привести доказательства роста аналитизма в морфологической системе русского языка.

Интерактивные формы работы

Метод проектов: презентация синкретических явлений в системе частей речи

Обсуждение конкретной ситуации: проявление аналитизма в морфологической системе русского языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Самостоятельная работа студентов предполагает ответы на вопросы для самостоятельного изучения, выполнение заданий, знакомство с предложенной в списке основной и дополнительной научной литературой по теме лекции, разработку сценариев ролевых игр, подготовку реферата и выступление с ним, в том числе в ситуации деловой игры, тестирование, выполнение домашних контрольных работ.

Семестр 3

Модуль 1

Тема 1/1: Морфология в системе грамматики. Грамматические значения, грамматические категории, грамматические формы.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Конспектирование глав «Введение» из книги В.В. Виноградова «Русский язык. Грамматическое учение о слове», книги А.А. Зализняка «Русское именное словоизменение», книги А.М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении».
  2. Выполнение контрольных тестов 1-11 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.411-413.

 

Тема 2/2: Части речи в русском языке и принципы их классификации.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Конспектирование статьи Л.В. Щербы «О частях речи в русском языке» и главы о частях речи в книге В.В. Виноградова «Русский язык. Грамматическое учение о слове».
  2. «Выполнение контрольных тестов 12-21 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.413-414.

 

Тема 3/3: Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных. Вопрос об одушевленности-неодушевленности.

Задания для самостоятельной работы:

Выполнение контрольных тестов 22-23, 25-27, 51-52 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.415,419.

 

Тема 4/4:Категория числа существительного.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выполнение контрольных тестов 24, 33-34, 53-54 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.415-416, 419.
  2. Изучение становления категории числа по учебнику К.В. Горшковой и Г.А. Хабургаева «Историческая грамматика русского языка».

 

Тема 5/5 Категория рода существительного.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнение контрольных тестов 28-30, 37-43 по учебному пособию Филипповой Л.С. – 415-417.

2. Характеристика слов с точки зрения отношения к категории рода (обусловленность семантикой или асемантичность, способы и средства выражения) в домашней контрольной работе.

Модуль 2

Тема 1/6:Категория падежа существительных.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнение контрольных тестов 31-32, 55-60 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.416, 419-420.

2. Конспектирование статьи Е. Куриловича «Проблема классификации падежей»//Курилович Е. Очерки по лингвистике. М.,1962.

 

Тема 2/7: Склонение существительных. Морфологический анализ.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнение контрольных тестов 35-36, 44-50, 61-62 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.416-418, 61-62.

2. Морфологический разбор существительных (см. Задание 1 в «Контрольных работах и методических указаниях для студентов филологического факультета». – С.5-19).

 

Тема 3/8: Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Типы склонения.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнение контрольных тестов 63-64, 66, 76-78 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.421, 423.

2. Определение и обоснование частеречной принадлежности омонимичных с прилагательным слов в домашней контрольной работе.

Тема 4/9: Степени сравнения имен прилагательных.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнение контрольных тестов 67, 69-74, 81 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.421-424.

2. Выписать из произведений классической художественной литературы примеры элативного и суперлативного употребления превосходной степени.

Модуль 3

Тема 1/10: Краткие формы прилагательных. Морфологический разбор.

Задания для самостоятельной работы:

1 Выполнение контрольных тестов 65, 68, 79-80, 82 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.421, 423-424.

2. Выписать из произведений Г. Державина, М. Ломоносова примеры употребления усеченных форм имен прилагательных.

 

Тема 2/11: Имя числительное как часть речи.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнение контрольных тестов 84-94 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.424-426.

2. Привести примеры неправильного употребления числительных в устных средствах массовой информации.

 

Тема 3/12:Вопрос о местоимении.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнение контрольных тестов 95-103 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.427-428.

2. Конспектирование глав о местоимении в книге В.В. Виноградова «Русский язык. Грамматическое учение о слове» и А.М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении».

Семестр 4

Модуль 1

Тема 1/13: Глагол как часть речи. Система форм глагола.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выполнение контрольных тестов 104-105, 110-113, 130-131 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.428-430. 432.
  2. Выписать из средств массовой информации примеры глаголов продуктивных классов и непродуктивных групп.

 

Тема 2/14:Категория залога. Переходные-непереходные глаголы.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выполнение контрольных тестов 114-115, 140 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.430, 434.
  2. Привести примеры глаголов с постфиксом –ся, выполняющим разную функцию (из произведений художественной литературы).

 

Тема 3/15: Категория вида.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выполнение контрольных тестов 106-109, 139 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.428-429, 139.
  2. Анализ употребления видовременных глагольных форм в разных текстах (по выбору студентов).

Тема 4/16: Категория наклонения.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выполнение контрольных тестов 116-118, 126 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.430-431.
  2. Привести примеры выражения побуждения разными средствами в русском языке (на материале языка СМИ или художественной литературы).

Модуль 2

Тема 1/17: Категория времени.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнение контрольных тестов 119-120, 129, 137-138, 141, 144 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С. 430-434.

2. Анализ употребления видовременных форм в русских пословицах и поговорках.

Тема 2/18: Категория лица.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнение контрольных тестов 121-122, 128, 132-136 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.431-433.

2. Определение функций форм лица, времени и наклонения в домашней контрольной работе.

 

Тема 3/19: Причастие.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнение контрольных тестов 125, 142 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.431, 434.

2. Анализ образования и употребления причастий в тексте (по выбору студентов).

Тема 4/20: Деепричастие. Морфологический анализ глагольных форм.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выполнение контрольных тестов 123-124, 143 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.431, 434.
  2. Анализ образования и употребления неспрягаемых глагольных форм в домашней контрольной работе.
  3. Привести примеры ошибочного употребления деепричастий (в художественной литературе и СМИ).

Модуль 3

Тема 1/21: Наречие.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнение контрольных тестов 146, 148 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.434-435.

2. Словообразовательный анализ наречий из «Толкового словаря современного русского языка / Под ред. Г.Н. Скляревской. М.,2001.

Тема 2/22:Категория состояния.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выполнение контрольного теста 147 по учебному пособию Филипповой Л.С. – С.435.
  2. Выписать из художественной литературы примеры употребления омонимичных форм категории состояния, наречий, прилагательных, модальных слов.

Тема 3/23: Служебные слова.

Задания для самостоятельной работы:

1. Привести примеры неправильного употребления предлогов (в языке СМИ, рекламе, объявлениях).

2. Распространить предложение Были надежды разными частицами (ли, же, бы) и объяснить их роль в формировании высказывания.

Тема 4/24:Модальные слова.

Задания для самостоятельной работы:

Конспектирование главы о модальных словах и частицах в книге В.В. Виноградова «Русский язык. Грамматическое учение о слове».

Тема 5/25: Междометия. Явления переходности в системе частей речи.

Задания для самостоятельной работы:

Морфологический анализ всех частей речи ( см.: Закревская В.А. Современный русский язык. Словообразование и морфология. Контрольные работы и методические указания для студентов отделения журналистики. ТюмГУ, 2004. – Задания 1-2. С.5-23).

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.