Интерактивные формы работы
Метод проектов: презентация разных классификаций частей речи в истории языка и современности, попытка построить собственную классификацию.
Занятия 5-6.
Тема 3/3: Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Вопрос об одушевленности-неодушевленности.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика имени существительного исходя из семантического, морфологического и синтаксического критериев разграничения частей речи.
2. Почему собственные и нарицательные, конкретные, абстрактные, собирательные и вещественные существительные относятся к лексико-грамматическим разрядам?
3. Характеристика собственных и нарицательных существительных по значению и грамматическим признакам.
4. Характеристика конкретных, абстрактных, вещественных, собирательных существительных по значению, грамматическим особенностям и словообразовательным приметам.
5. К какому лексико-грамматическому разряду относятся слова типа бег, прыжок, гроза?
6. К какому лексико-грамматическому разряду относятся слова типа полк, отряд, народ?
7. Характеристика единичных существительных.
8. Вопрос о категории одушевленности-неодушевленности.
9. Грамматическое выражение категории одушевленности-неодушевленности у существительных разных типов склонения и разных лексико-грамматических разрядов.
10. Колебания в отдельных группах существительных в употреблении форм винительного падежа.
Задания:
1. Определить лексико-грамматические разряды существительных и обосновать свой ответ, назвав лексико-грамматические и словообразовательные приметы: лояльность, безлуние, вятич, горошина, стая, публикация, студенчество, молодежь, дрожжи, лес, постоянство, березняк, сметана.
2. Используя толковый словарь, пронаблюдать возможность отнесения одного и того же многозначного слова к разным лексико-грамматическим разрядам в зависимости от значения.
3. Выполнение тренировочных тестов и упражнений по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.6,7. С.306-307; упр.22,23. С.313.
Занятие 7.
Тема 4/4: Категория числа существительного.
Вопросы для обсуждения:
1. Вопрос о характере категории числа (словоизменительный, несловоизменительный, смешанный).
2. Значения форм единственного и множественного числа. Соотношение единственного и множественного в объективной действительности. Древнерусская и современная система числа.
3. Способы и средства выражения числа в русском языке.
4. Группы существительных в зависимости от отношения к категории числа.
5. Употребление форм единственного и множественного числа в разных контекстах.
6. Изучение категории числа в школе.
Задания:
1. Выполнение тренировочных тестов и упражнений по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.15-21. С.310-312.
2. Привести примеры (из текстов по выбору студентов) на переносное употребление форм числа.
Занятия 8,9.
Тема 5/5:Категория рода существительного.
Вопросы для обсуждения:
1. Категория рода как выражение предметности.
2. Принципы распределения существительных по родам.
3. Способы и средства выражения рода у разных групп существительных (изменяемых и неизменяемых, одушевленных и неодушевленных, с суффиксами субъективной оценки, аббревиатур, «общего рода», слов типа врач, географических названий, pluralia tantum).
4. Колебания в роде имен существительных.
5. Современные тенденции в области категории рода.
6. Изучение категории рода в школе.
Задания:
1. Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.8-14. С. 307-310.
2. Определить, какое из слов изменило в ходе истории свой род, однако оставило в современном русском языке некоторые следы прежнего рода: постель, кровать, лошадь, тень.
Модуль 2
Занятия 10,11.
Тема 1/6: Категория падежа существительных.
Вопросы для обсуждения:
1. Вопрос о значении падежа. Разные точки зрения (Е.Курилович, Р.Якобсон).
2. Характер категории падежа. Способы и средства выражения падежа.
3. Значения именительного падежа.
4. Значения винительного падежа.
5. Методы разграничения омонимичных форм именительного и винительного падежей.
6. Значения родительного падежа.
7. Методы разграничения омонимичных форм родительного и винительного падежей.
8. Значения дательного, творительного и предложного падежей.
9. Вопрос о числе падежей существительных в русском языке.
10. Изучение категории падежа в школе.
Задания:
1. Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.22-28.С.313-316.
2. В каком падеже стоит существительное в сочетаниях типа не вырастил сына, не встретил друга? Какое явление здесь наблюдается?
Интерактивные формы работы
Метод проектов:презентация концепций Р. Якобсона, Е. Куриловича, Е.В. Клобукова по вопросу о семантике падежа.
Занятие 12.
Тема 2/7: Склонение существительных. Морфологический анализ.
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы классификации существительных по типам склонения.
2. Основные типы парадигм субстантивного склонения (1,2,3).
3. Морфонологические и акцентологические преобразования при склонении.
4. Место в системе склонения разносклоняемых существительных и существительных pluralia tantum.
5. Парадигмы существительных адъективного типа склонения.
6. Парадигмы существительных смешанного типа склонения.
7. Несклоняемые существительные.
8. Варианты падежных окончаний существительных разных типов склонения в единственном и множественном числе: их происхождение, значение, употребление.
9. Современные тенденции в области склонения существительных.
10. Морфологический анализ существительных.
11. Изучение склонения существительных в школе.
Задания:
1. Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.29-39.С.315-319.
2. Просклонять существительные: мечта, кочерга, тахта, тамада и т.п. В чем особенности их парадигм?
3. Поставить словосочетания: огромный домина, хороший подмастерье - в форму винительного падежа. Какая здесь возникает проблема?
Интерактивные формы работы
Обсуждение конкретной ситуации: ошибки в склонении существительных (на материале языка СМИ)
Занятия 13,14.
Тема 3/8: Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Типы склонения.
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика прилагательного как части речи.
2. Принципы классификации прилагательных по лексико-грамматическим разрядам.
3. Свойства качественных прилагательных: семантические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, лексические.
4. Свойства относительных прилагательных: семантические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, лексические.
5. Свойства притяжательных прилагательных: семантические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, лексические.
6. Переход относительных и притяжательных прилагательных в качественные.
7. Типы склонения прилагательных (адъективный, смешанный).
8. Несклоняемые прилагательные.
9. Изучение лексико-грамматических разрядов прилагательных в школе.
Задания:
1. Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.40-43.С.319-321.
2. Определите разряд прилагательного лошадиный в сочетаниях с существительными: упряжь, работа, ноги, хвост, знаток, любитель, шкура.
3. К какому склонению относятся прилагательные патриарший, монарший?
Интерактивные формы работы
Обсуждение конкретной ситуации: несклоняемые прилагательные в теории и в употреблении.
Занятие 15.
Тема 4/9: Степени сравнения имен прилагательных.
Вопросы для обсуждения:
1. Степени сравнения качественных прилагательных, их обусловленность семантикой качественных прилагательных.
2. Вопрос о статусе степеней сравнения. Разные точки зрения.
3. Сравнительная степень (компаратив): значение, образование, употребление.
4. Ограничения в образовании сравнительной степени.
5. Различение омонимичных форм сравнительной степени, прилагательных, наречий, слов категории состояния.
6. Превосходная степень: значение (суперлатив, элатив), образование, употребление.
7. Ограничения в образовании форм превосходной степени.
8. Изучение вопроса о степенях сравнения прилагательных в школе.
Задания:
1 Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр. 48-51.С.324-328.
2. Привести примеры из средств массовой информации некорректного употребления степеней сравнения.
Модуль 3
Занятие 16.
Тема 1/10: Краткие формы прилагательных. Морфологический разбор.
Вопросы для обсуждения:
1. Краткие формы имен прилагательных, их обусловленность семантикой качественных прилагательных.
2. Вопрос о статусе кратких форм.
3. Образование кратких форм. Краткие формы мужского рода на –енен и –ен.
4.Образование кратких форм от некоторых многозначных прилагательных.
5. Качественные прилагательные, от которых не образуются краткие формы.
6. Прилагательные, у которых краткие и полные формы разошлись по значению.
7. Краткие формы прилагательных, не имеющих соотносительных полных форм.
8. Различия полных и кратких форм (по происхождению, значению, морфологическим, синтаксическим, стилистическим признакам).
9. Краткие и усеченные (стяженные) формы прилагатльных.
10. Разграничение кратких форм прилагательных среднего рода и омонимичных наречий и слов категории состояния.
11. Ударение в кратких формах.
12. Морфологический разбор имен прилагательных.
Задания:
1. Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.44-47,С.321-323; упр.52.С.328-329.
2. Сравните значения полных и кратких форм в предложениях: Петя болен. – Петя больной. Зина умная. – Зина умна. Нитки толстые. – Нитки толсты.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|