Сделай Сам Свою Работу на 5

Интерактивные формы работы

Метод проектов: презентация разных классификаций частей речи в истории языка и современности, попытка построить собственную классификацию.

Занятия 5-6.

Тема 3/3: Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Вопрос об одушевленности-неодушевленности.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика имени существительного исходя из семантического, морфологического и синтаксического критериев разграничения частей речи.

2. Почему собственные и нарицательные, конкретные, абстрактные, собирательные и вещественные существительные относятся к лексико-грамматическим разрядам?

3. Характеристика собственных и нарицательных существительных по значению и грамматическим признакам.

4. Характеристика конкретных, абстрактных, вещественных, собирательных существительных по значению, грамматическим особенностям и словообразовательным приметам.

5. К какому лексико-грамматическому разряду относятся слова типа бег, прыжок, гроза?

6. К какому лексико-грамматическому разряду относятся слова типа полк, отряд, народ?

7. Характеристика единичных существительных.

8. Вопрос о категории одушевленности-неодушевленности.

9. Грамматическое выражение категории одушевленности-неодушевленности у существительных разных типов склонения и разных лексико-грамматических разрядов.

10. Колебания в отдельных группах существительных в употреблении форм винительного падежа.

Задания:

1. Определить лексико-грамматические разряды существительных и обосновать свой ответ, назвав лексико-грамматические и словообразовательные приметы: лояльность, безлуние, вятич, горошина, стая, публикация, студенчество, молодежь, дрожжи, лес, постоянство, березняк, сметана.

2. Используя толковый словарь, пронаблюдать возможность отнесения одного и того же многозначного слова к разным лексико-грамматическим разрядам в зависимости от значения.

3. Выполнение тренировочных тестов и упражнений по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.6,7. С.306-307; упр.22,23. С.313.



Занятие 7.

Тема 4/4: Категория числа существительного.

Вопросы для обсуждения:

1. Вопрос о характере категории числа (словоизменительный, несловоизменительный, смешанный).

2. Значения форм единственного и множественного числа. Соотношение единственного и множественного в объективной действительности. Древнерусская и современная система числа.

3. Способы и средства выражения числа в русском языке.

4. Группы существительных в зависимости от отношения к категории числа.

5. Употребление форм единственного и множественного числа в разных контекстах.

6. Изучение категории числа в школе.

Задания:

1. Выполнение тренировочных тестов и упражнений по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.15-21. С.310-312.

2. Привести примеры (из текстов по выбору студентов) на переносное употребление форм числа.

Занятия 8,9.

Тема 5/5:Категория рода существительного.

Вопросы для обсуждения:

1. Категория рода как выражение предметности.

2. Принципы распределения существительных по родам.

3. Способы и средства выражения рода у разных групп существительных (изменяемых и неизменяемых, одушевленных и неодушевленных, с суффиксами субъективной оценки, аббревиатур, «общего рода», слов типа врач, географических названий, pluralia tantum).

4. Колебания в роде имен существительных.

5. Современные тенденции в области категории рода.

6. Изучение категории рода в школе.

Задания:

1. Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.8-14. С. 307-310.

2. Определить, какое из слов изменило в ходе истории свой род, однако оставило в современном русском языке некоторые следы прежнего рода: постель, кровать, лошадь, тень.

Модуль 2

Занятия 10,11.

Тема 1/6: Категория падежа существительных.

Вопросы для обсуждения:

1. Вопрос о значении падежа. Разные точки зрения (Е.Курилович, Р.Якобсон).

2. Характер категории падежа. Способы и средства выражения падежа.

3. Значения именительного падежа.

4. Значения винительного падежа.

5. Методы разграничения омонимичных форм именительного и винительного падежей.

6. Значения родительного падежа.

7. Методы разграничения омонимичных форм родительного и винительного падежей.

8. Значения дательного, творительного и предложного падежей.

9. Вопрос о числе падежей существительных в русском языке.

10. Изучение категории падежа в школе.

Задания:

1. Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.22-28.С.313-316.

2. В каком падеже стоит существительное в сочетаниях типа не вырастил сына, не встретил друга? Какое явление здесь наблюдается?

Интерактивные формы работы

Метод проектов:презентация концепций Р. Якобсона, Е. Куриловича, Е.В. Клобукова по вопросу о семантике падежа.

Занятие 12.

Тема 2/7: Склонение существительных. Морфологический анализ.

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы классификации существительных по типам склонения.

2. Основные типы парадигм субстантивного склонения (1,2,3).

3. Морфонологические и акцентологические преобразования при склонении.

4. Место в системе склонения разносклоняемых существительных и существительных pluralia tantum.

5. Парадигмы существительных адъективного типа склонения.

6. Парадигмы существительных смешанного типа склонения.

7. Несклоняемые существительные.

8. Варианты падежных окончаний существительных разных типов склонения в единственном и множественном числе: их происхождение, значение, употребление.

9. Современные тенденции в области склонения существительных.

10. Морфологический анализ существительных.

11. Изучение склонения существительных в школе.

Задания:

1. Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.29-39.С.315-319.

2. Просклонять существительные: мечта, кочерга, тахта, тамада и т.п. В чем особенности их парадигм?

3. Поставить словосочетания: огромный домина, хороший подмастерье - в форму винительного падежа. Какая здесь возникает проблема?

Интерактивные формы работы

Обсуждение конкретной ситуации: ошибки в склонении существительных (на материале языка СМИ)

Занятия 13,14.

Тема 3/8: Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Типы склонения.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика прилагательного как части речи.

2. Принципы классификации прилагательных по лексико-грамматическим разрядам.

3. Свойства качественных прилагательных: семантические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, лексические.

4. Свойства относительных прилагательных: семантические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, лексические.

5. Свойства притяжательных прилагательных: семантические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, лексические.

6. Переход относительных и притяжательных прилагательных в качественные.

7. Типы склонения прилагательных (адъективный, смешанный).

8. Несклоняемые прилагательные.

9. Изучение лексико-грамматических разрядов прилагательных в школе.

Задания:

1. Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.40-43.С.319-321.

2. Определите разряд прилагательного лошадиный в сочетаниях с существительными: упряжь, работа, ноги, хвост, знаток, любитель, шкура.

3. К какому склонению относятся прилагательные патриарший, монарший?

Интерактивные формы работы

Обсуждение конкретной ситуации: несклоняемые прилагательные в теории и в употреблении.

 

Занятие 15.

Тема 4/9: Степени сравнения имен прилагательных.

Вопросы для обсуждения:

1. Степени сравнения качественных прилагательных, их обусловленность семантикой качественных прилагательных.

2. Вопрос о статусе степеней сравнения. Разные точки зрения.

3. Сравнительная степень (компаратив): значение, образование, употребление.

4. Ограничения в образовании сравнительной степени.

5. Различение омонимичных форм сравнительной степени, прилагательных, наречий, слов категории состояния.

6. Превосходная степень: значение (суперлатив, элатив), образование, употребление.

7. Ограничения в образовании форм превосходной степени.

8. Изучение вопроса о степенях сравнения прилагательных в школе.

Задания:

1 Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр. 48-51.С.324-328.

2. Привести примеры из средств массовой информации некорректного употребления степеней сравнения.

Модуль 3

Занятие 16.

Тема 1/10: Краткие формы прилагательных. Морфологический разбор.

Вопросы для обсуждения:

1. Краткие формы имен прилагательных, их обусловленность семантикой качественных прилагательных.

2. Вопрос о статусе кратких форм.

3. Образование кратких форм. Краткие формы мужского рода на –енен и –ен.

4.Образование кратких форм от некоторых многозначных прилагательных.

5. Качественные прилагательные, от которых не образуются краткие формы.

6. Прилагательные, у которых краткие и полные формы разошлись по значению.

7. Краткие формы прилагательных, не имеющих соотносительных полных форм.

8. Различия полных и кратких форм (по происхождению, значению, морфологическим, синтаксическим, стилистическим признакам).

9. Краткие и усеченные (стяженные) формы прилагатльных.

10. Разграничение кратких форм прилагательных среднего рода и омонимичных наречий и слов категории состояния.

11. Ударение в кратких формах.

12. Морфологический разбор имен прилагательных.

Задания:

1. Выполнение упражнений и тренировочных тестов по учебному пособию Филипповой Л.С. – Упр.44-47,С.321-323; упр.52.С.328-329.

2. Сравните значения полных и кратких форм в предложениях: Петя болен. – Петя больной. Зина умная. – Зина умна. Нитки толстые. – Нитки толсты.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.