Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы
| Устный опрос
| Письменные работы
| Технические формы контроля
| Итого количество баллов
| коллоквиумы
| собеседование по теме
| ролевая игра, разбор ситуации, проект
| реферат
| контрольная работа
| тест на лекции
| конспект по теме
| терминологический диктант
| компьютерное тестирование
| Семестр 3
Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1/1
|
|
|
|
| 0-5
|
| 0-2
| 0-2
|
| 0-9
| 2/2
| 0-2
|
| 0-2
| 0-4
|
|
|
| 0-2
|
| 0-10
| 3/3
|
|
|
|
| 0-5
|
|
|
|
| 0-5
| 4/ 4
|
|
|
|
|
| 0-1
|
|
|
| 0-1
| 5/5
|
|
|
|
| 0-5
|
|
|
|
| 0-5
| Всего
| 0-2
| | 0-2
| 0-4
| 0-15
| 0-1
| 0-2
| 0-4
|
| 0-30
| Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | 1/6
|
|
| 0-2
| 0-4
|
| 0-1
| 0-2
| 0-2
|
| 0-11
| 2/7
|
| 0-2
| 0-2
| 0-4
|
|
|
| 0-2
|
| 0-10
| 3/8
|
|
| 0-2
|
|
| 0-1
|
|
|
| 0-3
| 4/9
|
|
|
|
| 0-5
| 0-1
|
|
|
| 0-6
| Всего
| | 0-2
| 0-6
| 0-8
| 0-5
| 0-3
| 0-2
| 0-4
|
| 0-30
| Модуль 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1/10
| 0-2
| 0-2
| 0-2
| 0-4
|
| 0-1
| 0-2
| 0-2
|
| 0-15
| 2/11
|
| 0-2
| 0-2
| 0-4
| 0-5
| 0-1
|
| 0-1
|
| 0-15
| 3/12
| 0-2
|
|
|
|
|
|
|
| 0-8
| 0-10
| Всего
| 0-4
| 0-4
| 0-4
| 0-8
| 0-5
| 0-2
| 0-2
| 0-3
| 0-8
| 0-40
| Итого (баллов):
| 0-6
| 0-6
| 0-32
| 0-10
| 0-8
| 0-16
| 0-6
| 0-8
| 0-8
| 0-100
| Семестр 4
Модуль 1
| | | | | | | | | | | 1/13
| | 0-2
| 0-2
| | | 0-1
| | 0-2
| | 0-7
| 2/14
| 0-2
| 0-2
| 0-2
| 0-4
| | 0-1
| | 0-2
| | 0-13
| 3/15
| 0-2
| | 0-2
| | | | | 0-2
| | 0-6
| 4/16
| | 0-2
| 0-2
| | | | | | | 0-4
| Всего
| 0-4
| 0-6
| 0-8
| 0-4
| | 0-2
| | 0-6
| | 0-30
| Модуль 2
| | | | | | | | | | | 1/17
| | 0-2
| 0-2
| | | 0-1
| | | | 0-5
| 2/18
| | | | | 0-5
| | | | | 0-5
| 3/19
| 0-2
| | 0-2
| 0-4
| | | 0-2
| | | 0-10
| 4/20
| 0-2
| | | | 0-5
| 0-1
| 0-2
| | | 0-10
| Всего
| 0-4
| 0-2
| 0-4
| 0-4
| 0-10
| 0-2
| 0-4
| | | 0-30
| Модуль 3
| | | | | | | | | | | 1/21
|
| 0-2
| | 0-4
| | | | 0-2
| | 0-8
| 2/22
| | | 0-2
| 0-4
| | | 0-2
| | | 0-8
| 3/23
| 0-2
| | 0-2
| | |
| 0-2
| 0-2
| | 0-8
| 4/24
| | | | | | | |
| 0-8
| 0-8
| 5/25
| | | 0-2
| | 0-5
| 0-1
| | | | 0-8
| Всего
| 0-2
| 0-2
| 0-6
| 0-8
| 0-5
| 0-1
| 0-4
| 0-4
| 0-8
| 0-40
| Итого (баллов)
| 0-10
| 0-10
| 0-18
| 0-16
| 0-15
| 0-5
| 0-8
| 0-10
| 0-8
| 0-100
|
Таблица 4.
Планирование самостоятельной работы студента
№
| Модули и темы
| Виды СРС
| Недели семестра
| Объем часов
| Количество баллов
| обязательные
| дополнительные
|
| Семестр 3
Модуль 1
|
|
|
| 1/1
| Морфология в системе грамматики. Грамматические категории, грамматические значения, грамматические формы
| Чтение литературы. Контрольная работа. Конспект по теме.
|
|
1,2
|
|
0-5
| 2/2
| Части речи и принципы их классификации
| Чтение литературы.
| Реферат. Подготовка проекта.
|
|
|
0-4
| 3/3
| Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных. Вопрос об одушевленности-неодушевленности
| Чтение литературы. Контрольная работа.
|
|
|
|
0-3
| 4/4
| Категория числа существительного
| Чтение литературы
| Тестирование
|
|
| 0-2
| 5/5
| Категория рода существительного
| Чтение литературы. Контрольная работа.
|
|
|
|
0-5
|
| Всего по модулю 1
|
| 0-19
|
| Модуль 2
|
|
|
| 1/6
| Категория падежа существительных
| Чтение литературы. Конспект по теме.
| Тестирование. Реферат. Подготовка проекта
|
7,8
|
|
0-7
| 2/7
| Склонение существительных. Морфологический анализ
| Чтение литературы
| Подготовка проекта. Реферат
| 9,10
|
| 0-5
| 3/8
| Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Типы склонения
| Чтение литературы.
| Тестирование. Подготовка проекта.
|
|
|
0-5
| 4/9
| Степени сравнения имен прилагательных
| Чтение литературы. Контрольная работа.
| Тестирование.
|
|
|
0-3
|
| Всего по модулю 2
|
| 0-20
|
| Модуль 3
|
|
|
| 1/10
| Краткие формы прилагательных. Морфологический разбор
| Чтение литературы. Конспект по теме.
| Тестирование. Реферат. Подготовка проекта.
| 13,14
|
| 0-7
| 2/11
| Имя числительное как часть речи
| Чтение литературы. Контрольная работа.
| Тестирование. Реферат. Подготовка проекта.
| 15,16
|
| 0-7
| 3/12
| Вопрос о местоимении
| Чтение литературы.
| Тестирование.
| 17,18
|
| 0-4
|
| Всего по модулю 3
|
| 0-18
|
| Итого за семестр 3
| | | |
| 0-57
|
| Семестр 4
Модуль 1
| | | | | | 1/13
| Глагол как часть речи. Система форм глагола
| Чтение литературы.
| Тестирование. Подготовка проекта.
|
|
| 0-5
| 2/14
| Категория залога. Переходные – непереходные глаголы
| Чтение литературы.
| Тестирование. Реферат. Подготовка проекта.
| 2-3
|
| 0-7
| 3/15
| Категория вида
| Чтение литературы.
| Подготовка проекта.
| 4-5
|
| 0-5
| 4/16
| Категория наклонения
| Чтение литературы.
| Подготовка проекта
|
|
| 0-5
|
| Всего по модулю 1
|
|
|
| Модуль 2
| | | | | | 1/17
| Категория времени
| Чтение литературы.
| Тестирование. Подготовка проекта.
| 7-8
|
| 0-5
| 2/18
| Категория лица
| Чтение литературы. Контрольная работа.
|
|
|
| 0-4
| 3/19
| Причастие
| Чтение литературы. Конспект по теме.
| Подготовка проекта. Реферат.
|
|
| 0-7
| 4/20
| Деепричастие. Морфологический анализ глагольных форм
| Чтение литературы. Контрольная работа. Конспект по теме.
| Тестирование
| 11-12
|
| 0-5
|
| Всего по модулю 2
| | | |
|
|
| Модуль 3
| | | | | | 1/21
| Наречие
| Чтение литературы.
| Реферат.
|
|
| 0-4
| 2/22
| Категория состояния
| Чтение литературы. Конспект по теме.
| Подготовка проекта. Реферат.
|
|
| 0-7
| 3/23
| Служебные слова
| Чтение литературы. Конспект по теме.
| Подготовка проекта
|
|
| 0-5
| 4/24
| Модальные слова
| Чтение литературы.
| Тестирование
|
|
| 0-3
| 5/25
| Междометия. Явления переходности в системе частей речи
| Чтение литературы. Контрольная работа.
| Тестирование. Подготовка проекта
|
|
| 0-5
|
| Всего по модулю 3
| | | |
|
|
| Итого за семестр 4
| | | |
|
|
4. разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование
обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Современный русский язык (синтаксис)
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
| Стилистика и культура речи русского языка
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
| +
| +
| +
| +
|
| +
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
| +
|
|
| Филологический анализ текста
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
| Активные процессы в современном русском языке
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
| +
| +
| +
| +
|
| +
| +
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
| Подготовка и защита ВКР
| +
| +
| +
|
|
|
|
| +
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Семестр 3
Модуль 1
Тема 1/1. Морфология в системе грамматики. Грамматические значения, грамматические категории, грамматические формы. Основные понятия морфологии. Сущность грамматики. Морфология в системе грамматики. Слово, его грамматические признаки как предмет изучения морфологии. Связь морфологии с другими разделами науки о языке: фонетикой, словообразованием, синтаксисом, семантикой. Этапы становления русской морфологии. Изучение морфологии в современной русистике. Описательная и функциональная морфология.
Лексическое и грамматическое в слове. Грамматическое значение как особый тип значения слова. Вопрос о дифференцирующих признаках грамматического значения: абстрактность значения, обязательное формальное выражение, оппозитивность. Номинативные и синтаксические элементы значения словоформы.
Соотношение слова и словоформы. Понятие грамматической формы слова (Ф.Ф.Фортунатов). Варианты форм.Понятие морфологической парадигмы. Дефектные парадигмы. Способы и средства выражения грамматических значений. Синтаксические и аналитические формы. Разграничение словоизменения и формообразования. Граммема как единство грамматического значения и средств его выражения. Понятие «пустой» грамматической формы.
Понятие о морфологической категории.
Классификация морфологических категорий: общие и частные, коррелятивные и некоррелятивные, словоизменительные (собственно словоизменительные и формообразовательные) и несловоизменительные (классификационные). Типы оппозиций в рамках морфологических категорий: эквиполентные, привативные, градуальные. Позиционный анализ грамматических категорий.
Тема 2/2. Части речи и принципы их классификации. Классифицирующие признаки частей речи: категориальное значение, морфологические категории и система форм, синтаксические признаки. Словообразовательная характеристика как дополнительный признак частей речи. Основания для выделения знаменательных и служебных слов, характеристика этих типов слов. Принципы выделения частей речи внутри самостоятельных и служебных слов.
Противопоставление имени и глагола. Вопрос о статусе местоимений, порядковых числительных, слов категории состояния, причастий и деепричастий в системе частей речи. Явления переходности в системе частей речи. Окказиональные и узуальные переходы слов из одной части речи в другую.
Тема 3/3. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных. Вопрос об одушевленности-неодушевленности.
Предметность как категориальное значение имени
существительного. Система морфологических категорий существительного. Система словоизменения существительных. Синтаксические свойства существительных.
Лексико-грамматические разряды имён существительных и их отношение к морфологии.
Вопрос об одушевлённости и неодушевлённости существительного как о несловоизменительной категории или лексико-грамматическом разряде. Средства выражения одушевленности - неодушевленности у существительных разных типов склонения, разного рода и разных лексико-грамматических разрядов. Одушевленность грамматическая и лексическая. Случаи колебаний по одушевленности-неодушевленности.
Тема 4/4. Категория числа существительного. Грамматический статус категории числа (вопрос об отнесении форм числа к формообразованию или словообразованию). Средства выражения числового противопоставления. Типы существительных по характеру реализации числовой корреляции и соотношению лексического значения форм ед. и мн.ч. Некоррелятивные по числу существительные. Причины дефектности числовой парадигмы существительных рluгаliа tаntum и singularia tаntum. Значение форм ед. и мн. ч. у конкретных существительных. Особенности переносного употребления форм числа у вещественных, отвлеченных и собственных имен. Число и функционально-семантическая категория количественности.
Тема 5/5. Категория рода существительного. Классификационный характер категории рода. Вопрос о количестве родовых значений.
Принцип распределения имен существительных по родам у одушевленных и у неодушевленных существительных. Связь категории рода и типа склонения. Актуализация номинативного значения рода у неодушевленных существительных в условиях особого контекста. Род у существительных типа герой, учитель, врач. Соотносительные родовые пары типа учитель-учительница,
Существительные общего рода, их значение, грамматические и стилистические особенности. Выражение значения рода у разных типов существительных. Родовые варианты существительных.
Согласовательные классы (А.А. Зализняк) как синтез синтагматических показателей категорий одушевленности / неодушевленности и рода.
Модуль 2
Тема 1/6. Категория падежа существительных, Вопрос о количестве падежных граммем. Методика разграничения омонимичных форм падежей. Проблема падежного значения. Функции падежей. "Семантический падеж", его отношение к морфологическому падежу. Многозначность падежных форм. Семантическая парадигма падежной формы. Обусловленность значения падежной формы разными факторами. Падеж и предложно-падежная конструкция. Продуктивные тенденции в употреблении предложно-падежных форм.
Тема 2/7.Склонение существительных. Морфологический анализ. Типы склонения: субстантивное, адъективное, смешанное. Продуктивные и непродуктивные типы склонения. Типы несклоняемых существительных. Учёт акцентологических различий при описании типов парадигм существительного.
Тема 3/8.Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Типы склонения. Проблема границ прилагательного как части речи и грамматический статус местоименных слов (типа наш, всякий, который и т.п.) и "порядковых числительных" (первый, второй и т.д.). Склонение прилагательных. Прилагательные склоняемые и несклоняемые ("аналитические"). Исконно русские и заимствованные аналитические прилагательные.
Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Объём морфологической парадигмы в разных лексико-грамматических разрядах.
Тема 4/9. Степени сравнения имён прилагательных. Статус степеней сравнения в русистике. Образование, семантика, стилистические особенности простых и аналитических форм степеней сравнения. Вопрос о компаративе. Суперлатив. Элатив и его отношение к степеням сравнения. Ограничения в образовании степеней сравнения, их причины. Омонимия форм прилагательных, наречий и категории состояния.
Модуль 3
Тема 1/10. Краткие формы прилагательных. Морфологический разбор. Интерпретационная значимость категории полноты-краткости. Образование, морфологические, синтаксические, семантические и стилистические особенности кратких прилагательных. Отсутствие корреляции полноты-краткости у некоторых качественных прилагательных, причины отсутствия кратких форм. Омонимия кратких форм прилагательных среднего рода, наречий и слов категории состояния.
Тема 2/11.Имя числительное как часть речи (семантика, грамматические особенности). Числительные и слова с количественной семантикой. Синтаксическое своеобразие числительных. Лексико-грамматические разряды числительных. Вопрос о статусе порядковых и неопределённо-количественных числительных. Морфемный состав и особенности образования числительных. Типы склонения числительных.
Тема 3/12. Вопрос о местоимении. Местоименные слова. Прономинализация других частей речи (употребление имён в местоименной функции). Функции местоимений (дейктическая, анафорическая, кванторная).
Семантические разряды местоимений и разряды местоимений по соотносительности с другими частями речи, их отличия от имён. Грамматические особенности местоимений разных семантических разрядов. Особенности употребления местоимений.
Семестр 4
Модуль 1
Тема 1/13. Глагол как часть речи. Система форм глагола. Признаки глагольного слова. Семантические группы глаголов.
Система форм глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Спряжение глаголов. Роль разных типов глагольных форм в номинации пропозиции, типология предикатов.
Вопрос о глагольной основе. Классы глаголов как словообразовательные отношения между типами глагольных основ.
Особенности морфемного строения глагольных основ. Особенности морфемного строения глагольных лексем.
Лексико-грамматические разряды глаголов. Глаголы переходные и непереходные, возвратные и невозвратные, предельные и непредельные, личные и безличные.
Тема 2/14. Категория залога. Переходные-непереходные глаголы. Вопрос о значении категории залога и о количестве залогов. Вопрос о характере категории залога. Способы выражения залога. Залог и его отношение к другим глагольным категориям. Употребление страдательных и действительных конструкций.
Тема 3/15. Категория вида. Вопрос о значении и характере категории вида. Соотношение категории вида и других глагольных категорий. Способы выражения видового противопоставления. Видовые пары. Видовые цепи (вид и словообразование). Одновидовые глаголы, причины отсутствия видовых пар. Двувидовые глаголы. Основные тенденции в развитии двувидовых глаголов. Категория вида и способы глагольного действия. Видовые функции глагола. Контекстные значения вида. Вид и модус. Вид и аспектуальность.
Тема 4/16.Категория наклонения. Наклонение морфологическое и синтаксическое. Наклонение и модальность. Характер категории наклонения. Наклонение и время. Наклонение и лицо. Дефектность парадигмы наклонения. Изъявительное наклонение. Грамматические особенности. Образование. Прямое и переносное употребление форм изъявительного наклонения. Повелительное наклонение. Грамматические особенности, образование, оттенки значения, прямое и переносное употребление форм повелительного наклонения. Сослагательное наклонение. Грамматические особенности, образование, оттенки значений, прямое и переносное употребление форм сослагательного наклонения.
Модуль 2
Тема 1/17. Категория времени. Время объективное и грамматическое. Время абсолютное и относительное. Время и темпоральность. Соотношение категорий времени и вида, времени и наклонения. Образование форм времени. Прямое и переносное употребление временных форм.
Тема 2/18. Категория лица. Значение категории. Лицо и наклонение. Время и лицо. Личные, неличные и безличные формы глагола. Характер категории и ее выражение. Лицо и персональность. Категория лица глагола и личные местоимения. Роль личных форм в формировании семантики предложения. Переносное употребление форм лица.
Категории рода и числа спрягаемых форм глагола. Род и лицо. Род и выражение безличности.
Тема 3/19. Причастие. Вопрос о статусе причастий (форма глагола - особая часть речи) в системе частей речи. Грамматические признаки причастий, их образование. Краткие и полные причастия. Роль причастий в выражении предиката дополнительной пропозиции.
Тема 4/20. Деепричастие. Морфологический анализ глагольных форм. Вопрос о статусе деепричастий в системе частей речи. Грамматические особенности, образование, употребление деепричастий. Деепричастие как средство выражения предиката дополнительной пропозиции. Правила употребления деепричастий.
Модуль 3
Тема 1/21. Наречие. Грамматические особенности наречий. Наречие как знак свернутой пропозиции. Лексико-грамматические разряды наречий. Формообразование в наречиях. Особенности словообразования наречий.
Тема 2/22. Категории состояния (предикативах) в системе частей речи. Разряды предикативов по значению. Грамматические особенности предикативов. Образование предикативов.
Тема 3/23.Служебные слова. Грамматическая природа служебных слов. Основания для разграничения предлогов, союзов и частиц.
Предлоги. Функции предлогов, значение, структура и образование предлогов.
Союзы. Типы союзов по их функции. Сочинительные и подчинительные союзы. Подчинительные союзы и союзные слова. Союз и союзная скрепа. Типы союзов по структуре.
Частицы. Функции, семантика частиц. Роль частиц в формировании модальности предложения. Грамматические особенности частиц.
Тема 4/24. Модальные слова. Роль в выражении модальных отношений. Модальные слова и вводные слова. Лексико-грамматические разряды модальных слов.
Тема 5/25. Междометия. Явления переходности в системе частей речи. Отличие междометий от знаменательных и служебных слов, от модальных слов. Грамматическая характеристика междометий. Семантические группы междометий: эмоциональные, императивные и этикетные междометия. Звукоподражания, их отличие от междометий.
Общая типологическая характеристика морфологического строя языка. Флективная (синтетическая) база русской морфологии. Развитие аналитизма в современной русской морфологии. Синкретические явления в системе частей речи.
6. Темы и планы лабораторных занятий
Семестр 3
Модуль 1
Занятия 1, 2, 3.
Тема 1/1: Морфология в системе грамматики. Грамматические значения, грамматические категории, грамматические формы.
Вопросы для обсуждения:
1. Лексическое и грамматическое в слове.
2. Грамматические значения слов (синтаксические и номинативные, актуализационные, интерпретационные).
3. Грамматические значения разных частей речи.
4. Способы и средства выражения грамматических значений (синтетический и аналитический).
5. Вопрос о грамматических категориях. Характер грамматических категорий (словоизменительные, несловоизменительные, градуальные). Граммема как единица морфологической системы.
6. Понятие о лексеме и словоформе. Понятие морфологической парадигмы.
7. Грамматические формы слова (простые и аналитические).
8. Формы разных частей речи.
9. Изучение вопроса о грамматических значениях и формах в школе.
Задания:
1. Написание парадигм знаменательных частей речи.
2. Выполнение тренировочных тестов и упражнений (см.: Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие. Тюмень, 2004. Упр. 1-4. С.304-306).
Занятие 4.
Тема 2/2: Части речи и принципы их классификации.
Вопросы для обсуждения:
1. Различные подходы к вопросу о классификации частей речи.
2. Классификация частей речи в традиционной научной грамматике.
3. Классифицирующие признаки знаменательных слов в традиционной научной грамматике (семантический, морфологический, синтаксический и словообразовательный в качестве дополнительного).
4. Место числительных, местоимений, категории состояния в системе частей речи.
5. Место причастий, деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий в системе частей речи.
6. Служебные слова, их отличие от знаменательных.
7. Междометие в системе частей речи.
8. Модальные слова, их место в системе частей речи.
9. Синкретические явления в системе частей речи.
10. Школьная классификация частей речи.
Задания:
1. Определить и обосновать частеречную принадлежность слов (см.: Закревская В.А. Современный русский язык. Морфология. Контрольные работы и методические указания для студентов филологического факультета. Тюмень, 2003. С.20-22).
2. Разбить на грамматические классы слова верблюд, который, кто, лисий, мужичье, некто, пятый, пять, синий, три, стол, четыре, два, исходя из изменения по одинаковым грамматическим категориям.
|