Темы докладов, рефератов, сообщений
1. Реформа 1861г. в современной исторической литературе.
2. Современники о буржуазных реформах 60-70-х гг. ХIХв.
3. «Прусский» и «американский» пути развития капитализма в сельском хозяйстве пореформенной России.
Вопросы для самопроверки изученного материала
Объясните, почему именно крестьянство выступало главным
двигателем прогресса и одновременно его главной жертвой.
Из каких слоев населения формировалась российская буржуазия?
Мог ли стать представителем буржуазии дворянин? А крестьянин?
Назовите условия, при которых это могло произойти.
В чем Вы видите причины неудовлетворенности реформой. 1861г. помещиков, крестьян, представителей либерального и революционного лагерей?
Какие Вы можете выделить этапы в разработке буржуазных реформ 60-70-х гг.?
В чем Вы видите причины, побудившие Александра II принять земскую реформу? Чего ожидали от нее консерваторы, либералы, революционеры? Чьи ожидания она оправдала?
Обычно судебную реформу 1864г. называют наиболее последовательной буржуазной реформой 60-70-х гг. Согласны ли Вы с этим? Почему?
Почему проект реформы М.Т.Лорис-Меликова называют «конституцией»?
В чем вы видите причины убийства революционерами Александра II?
Задачи и упражнения
Перечислите мероприятия Александра III в области государственного устройства и местного самоуправления. Сравните их с теми мерами, которые предпринял Александр II. Как Вы могли бы объяснить и оценить эти шаги?
Составьте таблицу с предложениями правительственных чиновников, либералов, революционеров в области государственного устройства, местного самоуправления, решения аграрного вопроса накануне реформ 60-х гг. и после их проведения. В чем Вы видите причины расхождений в их позициях?
Работа с понятиями
1. Кого в России называли разночинцами? В чем состояла уникальность этой социальной категории?
2. Дайте определение понятия «интеллигенция». Сравните понятия «российская интеллигенция» и «советская интеллигенция».
3. Определите сущность выражения «раздворянивание», «раскрестьянивание».
4. Что такое «отработки», «выкупные платежи»?
5. Кто такие «временнообязанные крестьяне»?
Основные исторические даты и имена для запоминания
1856г.
1857г.
Январь 1857г. Ноябрь 1857г.
1858г. 1859г.
Октябрь 1860г. 19 февраля 1861г. Конец 1861г. 18 июня 1863г.
1 января 1864г. - 14 июля 1864г. -
19 ноября 1864г.-
19 ноября 1864г.-
20 ноября 1864г. - 6 апреля 1865г. - 16 июня 1870г. - 1 января 1874г. - Весна-лето 1874-1875г.
1876г.
-Дискуссии (в основном в среде либералов) по вопросам аграрной реформы.
-Начало издания А.Герценым и Н.Огаревым в Лондоне журнала «Колокол».
-Образование Секретного комитета для составления проекта аграрной реформы.
-Создание губернских дворянских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.
-Секретный комитет преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Освобождение удельных крестьян.
-Создание редакционных комиссий для изучения материалов губернских комитетов.
-Завершение работы над проектом аграрной реформы.
-Подписание Манифеста и Положения об освобождении крестьян.
-Образование тайного общества «Земля и воля».
-Принятие либерального университетского устава, начало реализации реформы в сфере образования.
-Провозглашение земской реформы.
-Новый устав начальных школ.
-Новый устав гимназий.
-Судебная реформа.
-Реформа в области цензуры.
-Реформа городского управления.
-Военная реформа Д.А.Милютина - «хождение в народ».
-Образование «Южно-российского союза рабочих».
-Создание обновленной революционной народнической организации «Земля и воля».
1878г. Лето 1879г.
I марта 1881г.
14 августа 1881 г. 27 августа 1882г.
1883г.
1884г.
18 июня 1887г. 1890г.
11 июня 1892г.-1894г.
-Образование «Северного союза русских рабочих».
-Образование на базе «Земли и воли» новых народнических организаций: «Народной воли» и «Черного передела».
-Подписание Александром II проекта «конституции» М.Т.Лорис-Меликова. Убийство царя народовольцами.
-Принятие закона о чрезвычайном положении.
-Принятие новых, более жестких цензурных правил, основание в Женеве группы «Освобождение труда».
-Принятие нового университетского устава, отменившего университетскую автономию, циркуля министра народного просвещения «о кухаркиных детях», земская «контрреформа», городская «контрреформа», смерть Александра III.
Исторические деятели:
Александр II; Александр III; М.Т.Лорис-Меликов; К.П.Победоносцев; А.В.Головнин; Д.А Милютин; А.И.Герцен; Н.П.Огарев; Г.В.Плеханов; Н.Г.Чернышевский; Н.А.Добролюбов; К.Д.Кавелин; Ю.Ф.Самарин.
Основные документы эпохи
«Манифест 19 февраля 1861г.»; «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (1861г.); «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» (1864г.);
«Учреждение судебных установлений» (1864 г.); «Положение о начальных народных училищах» (1864 г.); «Городовое положение 16 июня 1870г.; «Устав о воинской повинности» (1874г.).
Тема 8. Политическая и социально-экономическая
Ситуация в России в первой четверти ХХв.
План
1. Революция 1905-1907гг.: причины, характер, ход, последствия.
2. Реформы П.А.Столыпина.
3. Россия в условиях первой мировой войны.
4. Общенациональный кризис в стране. Революционные события 1917 года.
5. Гражданская война. Альтернативные варианты возрождения России: большевики, монархисты, «белое движение», «демократическая контрреволюция».
6. Экономический и политический кризис в стране в начале 20-х гг. Новая экономическая политика.
Литература
Аврех А.Я., Столыпин и судьба реформ в России. - М., 1991.
Бурцев В.В. В погоне за провокаторами. - М., 1989.
Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910гг. - М., 1991.
Витте С.Ю. Воспоминание. Тт.1-3. - М., 1960.
Головатенко А.И. История России: спорные проблемы. - М.: 1993.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХв. - М., 1995.
Дякин В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1917гг. - Л., 1978.
Зуев М.Н. История России с древности и до наших дней. - М., 1994.
Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России. Очерки истории (середина ХIХ - начало ХХв). - М., 1995.
Наше отечество: Опыт политической истории: в 2-х тт. - М., 1991.
Русанов Р.И., Соколов Я.Д. На славной Брянской земле. - Тула, 1975.
Самостоятельная работа студентов
Темы докладов, рефератов, сообщений
Русско-японская война: начало, ход военных действий, итоги.
Революция 1905-1907гг.: причины, ход, итоги.
Октябрьские Всероссийские стачки и Декабрьское вооруженное восстание.
Политические партии и организации в период революции.
Государственное устройство России после 1905 года. Российский парламентаризм.
П.А.Столыпин и программа модернизации России.
Россия в условиях первой мировой войны.
Февральская (1917г.) буржуазная революция.
Общественно-политические процессы в России от февраля до октября 1917г.
Октябрьские события 1917г. свержение временного правительства, создание советского государства.
Гражданская война в России: причины, этапы, итоги.
Политика «военного коммунизма» в период Гражданской войны: причины, проведения, особенности, итоги.
Экономический и политический кризис 1921.
Сущность и содержание новой экономической политики.
Вопросы для самопроверки изученного материала
В чем заключаются основные причины поражения России в русско-японской войне?
Почему именно в начале ХХ века началась революция 1905-1907гг.?
С какой целью царизм издает «Манифест 17 октября» и в самый разгар революции?
Какие политические партии образовались в ходе революции? Каковы программные цели этих партий?
Почему царизм распустил 1-ю и 2-ю Государственные Думы?
Как относились к реформам П.А.Столыпина различные политические силы страны?
Какие политические партии играли ведущую роль в февральских событиях 1917г.?
Благодаря чему большевики не имели серьезного влияния в массах в феврале 1917г. - в октябре 1917 года взяли власть в свои руки?
Что, по Вашему мнению, произошло в октябре 1917г. в России: революция, переворот, насильственный захват власти?
Как называлось правительство большевиков? Кто конкретно входил в его состав?
Почему большевики распустили Учредительное собрание?
Кто входил в состав советской делегации на переговорах с Германией о мире в Бресте?
Когда началось и закончилось большемасштабная гражданская война?
В чем заключаются принципиальные различия, между политикой «военного коммунизма» и НЭПом?
Задачи и упражнения
Дайте характеристику политических взглядов различных фракций 1,2,3,4-й государственных Дум.
Проанализируйте содержание аграрной реформы П.А.Столыпина.
Назовите основные сражения Первой мировой войны.
Дайте характеристику Временному правительству и Петроградскому совету рабочих и солдатских депутатов.
Покажите роль Учредительного собрания в событиях 1917-20гг.
Дайте характеристику основным событиям Гражданской войны.
Какую роль в рассматриваемый исторический период сыграли Николай П., П.А.Столыпин, А.Ф.Керенский, Л.Г.Корнилов, В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, А.И.Деникин, А.В.Колчак, П.Н.Врангель.
Работа с понятиями
Кого в России называли социал-демократами?
Что такое «отруба», «хутора»?
В чем суть термина «зубатовский» социализм?
Какие военные действия в годы Первой мировой войны получили название «Брусиловский прорыв»?
В чем суть «двоевластия»?
Раскройте содержание терминов «продразверстка», «военный коммунизм», «продналог».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|