Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Формирование единого Российского государства





Утверждаю

Ректор университета

__________________А.В.Лагерев

«____»____________2006 г.

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

Методические указания к изучению

дисциплины для студентов заочной

формы обучения всех специальностей

 

 

Брянск 2006


БЕК 63.3.я73

Отечественная история: методические указания к изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения всех специальностей. - Брянск: БГТУ, 2006. с.

 

Разработал: Л.И.Чувилин

канд. историч. наук, доц.

 

 

Рекомендовано кафедрой «Философия и история» БГТУ (протокол 4 от 30.10.05.)

 


Предисловие

 

 

В настоящее время происходят глобальные социально-политические и экономические изменения, касающиеся целых геополитических пространств. Рушатся - старые и возникают новые политические и экономические системы, изменяются социально-экономические формации целых государств, подвергаются сомнению существующие ценности, возникают новые. В центре этих изменений находится и наша страна, где за последние 10-15 лет произошел резкий поворот в области внутренней к внешней политики.

В этой сложной и противоречивой обстановке порой бывает трудно разобраться даже умудренным жизненным опытом людям. В данной ситуации большое значение имеет овладение гуманитарными дисциплинами вообще и историческим опытом человечества в частности.



Огромный исторический путь, пройденный человечеством с древнейших времен до сегодняшнего дня, призван показать дальнейшее направление развития человечества. Знание исторических фактов, основных эпох в истории человечества, умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам исторического прошлого, все это жизненно необходимо в наши дни, когда положение каждого человека в обществе определяется его интеллектуальным потенциалом, профессионализмом и организаторскими способностями.

Учитывая это обстоятельство, подготовка специалистов с высшим образованием в вузах страны предусматривает изучение цикла гуманитарных дисциплин. Историю по всем формам обучения (дневная, вечерняя, заочная) изучают на первом курсе; содержание этой дисциплины определяется требованиями общероссийского стандарта по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и включает в себя следующий обязательный минимум знаний. Сущность формы, функции исторического сознания. Типы цивилизаций в древности. Проблема воздействия человека и природной среды в древних обществах. Цивилизация Древней Руси. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе. Киевская Русь. Тенденции становления цивилизации в русских землях. Проблема складывания основ национальных государств в Западной Европе. Складывание Московского государства. Европа в начале Нового времени и проблема формирования целостности европейской цивилизации. Россия в ХY-ХYIIвв. ХYIII век в европейской и североамериканской истории. Проблема перехода а «царство разума». Особенности российской модернизации в ХYIIIв. Духовный мир человека на пороге перехода к индустриальному обществу. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке. Пути развития России. Место ХХв. во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза. Глобальная история. Менталитет человека его эволюция и особенности в Западной Европе и России, в других регионах мира.



 

 

Цель и задачи курса дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное в российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

Показать - по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии.



Показать место истории в обществе; формирование и эволюция исторических понятий и категорий.

Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке.

Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.

Место в истории в системе гуманитарного образования.Раскрыть роль и место истории в системе гуманитарных и социальных наук. Значение междисциплинарных исследований и образовательных курсов.

Значение преподавания истории в высшем учебном заведении; необходимость привития студентам вуза (неисторического профиля) представлений об истории, об образовательной и воспитательных функциях исторической науки.

Понимание значения истории для раскрытия истории культуры, науки и техники, для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.

Взаимосвязь истории и других гуманитарных и социальных наук (социологии, психологии, культуры и др.), а также взаимодействие истории и биологии, экологии и прочих дисциплин естественнонаучного профиля.

 

 

Распределение часов курса

По темам и видам работ

№№ пп Вид учебной нагрузки Время выполнения Количество часов
Установочная лекция Сентябрь
Обзорная лекция Январь
Обзорная лекция Июнь
Контрольная работа №1 I семестр -
Зачет Январь -
Контрольная работа №2 II семестр -
Экзамен Июль -
Всего: 16 часов

Содержание разделов дисциплин

Введение

История в системе наук Предмет исторической науки. Сущность, формы, функции исторического сознания. Роль исторической науки в его формировании История России - неотъемлемая часть всемирной истории Российская цивилизация между Западом и Востоком.

Методы и источники изучения истории; понятия и классификация исторического источника. Исторические школы. Русская историческая школа (Ключевский, В.Соловьев, Н.Карамзин и др.). Советская историческая школа и ее особенности Историческое знание в западном мире Современные исторические школы на Западе. (Х.Сетон, Уотсон, А.Гершенкрон, П.Дыокс и др.). Восточная традиция в исторической науке.

 

 

Тема 1. Особенности становления древнерусской

Государственности (YI-ХII вв.)

Происхождение славян Геополитическое положение, природа и их влияние на направление и характер исторического развития Руси. Хозяйственно-культурные типы - историко-культурные регионы, этносоциальные процессы на территории Восточно-Европейской равнины. Традиционные формы социальной организации европейских народов в до государственный период. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже УIII-IХ вв. Образование Древней Руси.

Особенности социально-политического развития Киевского государства и его типизация. Характер центральной и местной администрации: князь и княжеское управление. Организация военных сил. Демократические институты власти. Община, ее место и роль в жизни общества. Народное собрание - вече: состав, задачи, масштабы функционирования Социально-политическая роль городов. Дискуссия о начале формирования государственно-феодальной системы Отличие этой системы от западноевропейского вассалитета.

Складывание сословного строя. Основные категории свободного и зависимого населения, их права. Возникновение удельной системы: причины и последствия. Упадок Киевской Руси и его причины.

Языческая культура и ее традиции на Руси: верования, божества, праздники. Причины и значение принятия Киевской Русью восточного христианства. Особенности русского православия: догматы и культ. Роль православия в формировании общенационального сознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека. Первые русские святые. Роль церкви в политической жизни древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков.

 

 

Тема 2. Формирование единого Российского государства

(ХII-ХYII вв.)

Эволюция восточнославянской государственности в XI-ХII вв. Социально-политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства.

Монголо-татарские нашествия на Русь. Формирование системы вассальной зависимости. Влияние Золотой Орды на внутриполитические отношения в русских княжествах. Усиление княжеской власти и ослабление вечевой демократии в общественной жизни северо-восточной Руси. Социокультурные аспекты взаимоотношений русского общества и монголо-татарского социума. Последствия геополитического отделения Руси, от Западной Европы. Проблема Золотой Орды в современной отечественной и зарубежной историографии.

Северо-восточная Русь между крестоносцами и Золотой Ордой: прозападная и промонгольская партии в политических кругах русских княжеств. Александр Невский и смена внешнеполитических приоритетов. Иван Калита: - оценки его политики в современной историографии. Образование Московского княжества: геополитическое положение Москвы и причины ее возвышения. Специфика становления единого русского государства.

Этапы борьбы за национальную независимость. Феодальная война первой половины ХY в.: борьба за удел или единство национального государства. Освобождение от вассальной зависимости от Золотой Орды и завершение образования Московского царства. Роль православной церкви в укреплении Московского государства и формировании великорусского национального сознания.

Возникновение, сословной системы организации общества: вольные слуги и тяглое население. Генезис форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Формы собственности. Крестьянская община.

Усиление процесса обособления русских земель. Новгородская Русь. Новгород и Псков - феодальные республики: политический строй, экономика и культура.

Литовское княжество и древнерусские земли. Образование Литовско-Русского государства: причины, характер объединительного процесса.

Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. Опричнина. Особенности сословно-представительной монархии в Западной Европе и России.

«Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом. Борис Годунов, Лжедимитрий I, Василий Шуйский как персонифицированное отражение борьбы различных путей развития страны. Феномен самозванчества. Усиление шляхстско-католической экспансии на Восток Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К.Минин и Д.Пожарский.

Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых Соборное уложение 1649г.: юридическое закрепление крепостного права и Сословных функций Боярская Дума. Земские соборы Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в России Дискуссии о генезисе самодержавия

Этапы закрепощения крестьянства. Эволюция форм феодальной ренты. Особенности крепостного права в России. Крестьянские движения.

Место Средневековья во всемирно-историческом процессе. Складывание основ национальных государств в Западной Европе Европа в начале Нового времени. Формирование целостности европейской цивилизации.

 

 

Тема 3. Складывание Российского абсолютизма

ХYIII век в европейской и мировой истории как завершение цивилизационного, геополитического, религиозного спора Запада с политически организованным миром ислама. Европейская цивилизационная экспансия и формирование имперских образований (Британская империя, Российская империя, империя Габсбургов).

Россия и Европа, новые взаимосвязи и различия. Великие социальные революции ХYII-ХYIII вв. в структуре переходной эпохи Французская революция как социокультурная доминанта ХYIII в. Европейское просвещение: духовная основа рационализма и модернизации. Новые социальные идеи просветителей, первые коммунистические утопии.

Абсолютизм российский и западноевропейский: общее и особенное (сущность, природа, периодизация)

Начало модернизации и европеизации России

Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Эволюция социальной структуры общества.

Скачок в развитии промышленности. Создание Балтийского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Табель о рангах. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.

Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия. Фаворитизм. Расширение привилегий дворянства Дальнейшая бюрократизация госаппарата.

Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм» Доктрина естественного права. Рост социальной поляризации и обособленности социальных слоев. Новый

юридический статус дворянства Распад служилой системы. Отчуждение общества от государственной власти. Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге.

Попытка ограничения дворянской власти самодержавными средствами в период правления Павла I. Ужесточение политического режима.

Помещичьи и крестьянские хозяйства в ХYIIIв. Секуляризация церковных имуществ. Начало кризиса феодально-крепостнической системы.

Эволюция промышленного производства в России, приоритет экстенсивных методов. Домашняя промышленность. Ремесло. Мелкотоварное производство. Мануфактура, ее организационные формы и виды. Трудности и своеобразие первоначального накопления капитала. Возникновение крупных фабрично-заводских центров. Пути формирования всероссийского рынка и русской буржуазии. Усиление роли государства в наращивании производительных сил страны.

Концепция меркантилизма и ее реализация в России.

Новейшие исследования истории российского государства в ХYIIIв.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.