Тема № 17. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых по неосторожности.
Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. Уголовный кодекс России содержит около тридцати статей, предусматривающих ответственность за такие преступления.
В.Е. Эминов классифицирует неосторожные преступления по четырем группам:
• преступления, совершаемые по неосторожности в быту (без использования технических средств);
• преступления, совершаемые по неосторожности в сфере взаимодействия человека с техникой;
• преступления, совершаемые по неосторожности в сфере профессиональной деятельности, не связанной с использованием управленческих функций или технических средств;
• преступления, совершаемые по неосторожности в сфере осуществления должностных (управленческих) функций.
Составляя в общей структуре преступности весьма незначительную часть (их доля из года в год колеблется в пределах 10-12%), неосторожные преступления лидируют по тяжести последствий. Вред, причиняемый преступлениями данной категории, намного превосходит ущерб, причиняемый умышленными преступлениями. За выбранные последние три года от неосторожных преступлений погибло и получило увечья более 1 млн. человек (что сопоставимо с численностью населения крупного города), материальный ущерб от них составляет ежегодно около 5% валового национального продукта.
Больший удельный вес в структуре неосторожной преступности занимают автотранспортные преступления (около три четверти всех неосторожных преступлений). Каждый год в мире происходит примерно 60 млн. автомобильных аварий, в которых гибнут сотни тысяч людей, а травмируются миллионы. Смертность от аварий на транспорте одна из самых высоких. В России ежегодно регистрируется около 50 тыс. таких преступлений. Число автопроисшествий, повлекших смерть потерпевших, в 1990-х гг. колебалось от 30 до 15 тыс. По этим показателям Россия держит печальное лидерство в мире. В нашей стране ежегодно регистрируется 150-180 тыс. различных дорожно-транспортных происшествий (преступлений и правонарушений). С 1992 по 1997 гг. от них погибло 199 тыс. человек, 1 млн. 100 тыс. человек были ранены.
Больший ущерб причиняют неосторожные преступления, относящиеся к разряду техногенных катастроф (аварии на электростанциях, взрывы и пожары на складах взрывоопасных и токсических веществ, авиакатастрофы, аварии на подводных лодках и т.п.). Некоторые из них по масштабам отрицательных последствий сопоставимы со стихийными бедствиями.
Особенностью личности неосторожного преступника является более низкая степень его общественной опасности по сравнению с умышленным. В генезисе неосторожного преступления всегда лежит та или иная ошибка субъекта. «В данном случае речь идет, естественно, о виновных ошибках. Источником подобных ошибок являются дефекты взаимодействия субъекта с орудиями или средствами деяния в определенной ситуации». Основной чертой мотивационной сферы неосторожных преступников является не наличие антисоциальной направленности, а «отсутствие должной позитивной направленности на строжайшее выполнение конкретных правил предосторожности».
В то же время неверным является достаточно распространенное мнение о том, что неосторожный преступник вообще не имеет отрицательных качеств. По этому поводу Б.А. Куринов отмечает, что «исследованиями подтверждается наличие у большинства лиц, совершивших неосторожные преступления, хотя и в относительно скрытом виде, например, таких свойств, как: индивидуализм, безразличие к определенным общественным интересам и требованиям, пренебрежительное и отрицательное отношение к некоторым нормативным предписаниям, недисциплинированность, дефекты нравственно-волевой сферы и внутреннего контроля, снижение самокритичности... Переоценка своих профессиональных возможностей, притупление чувства осторожности, самоуверенность, невнимательность».
Обостренное чувство осторожности, связанное с источником повышенной опасности, очень часто удерживает человека от рискованных приемов обращения с техническими средствами. У женщин, как правило, это чувство обострено от природы, поэтому неосторожные преступления ими совершаются крайне редко (98% неосторожных преступлений совершают мужчины). Смертность от дорожно-транспортных происшествий по вине мужчин в 5-6 раз выше, чем по вине женщин.
Неумение прогнозировать возможные отрицательные последствия своих действий, отсутствие жизненного и профессионального опыта - характерная черта личности неосторожного преступника. Эта психологическая характеристика вполне соответствует данным демографического анализа: наиболее криминогенный возраст в отношении данных преступлений - от 18 до 24 лет. Наибольшее число правонарушений приходится на лиц, чей профессиональный стаж от 1 до 2 лет (32%). Другой особенностью личности неосторожного преступника является опыт «успешного» нарушения правил безопасности. Нарушив те или иные запреты при благоприятном стечении обстоятельств, человек сознательно или подсознательно фиксирует в памяти, что никаких отрицательных последствий не наступило: никто не пострадал, а нарушитель остался безнаказанным. Этот негативный опыт формирует уверенность в собственной неуязвимости, которая играет криминогенную роль.
Стремление к неоправданному риску, привычное использование формулы самоуспокоения «авось пронесет», отсутствие привычки обдумывать принимаемые решения и прогнозировать возможные последствия, безразличие к безопасности (своей и окружающих) также являются характерными чертами неосторожного преступника.
В зависимости от характера отрицательных качеств, лежащих в основе мотивации данных преступлений, можно выделить несколько типов неосторожных преступников.
1. Личность неподготовленная:
• недостаточно знаний общих и специальных правил безопасности;
• в техническом отношении (отсутствие навыков обращения с техникой или оружием);• в умении быстро и правильно оценивать критические ситуации, принимать рациональные решения - выходить из таких ситуаций с наименьшими потерями.
2. Личность легкомысленная (с низкими прогностическими способностями):
• отсутствует навык предвидения всех возможных последствий своих действий (в том числе отдаленных);
• отсутствует чувство осторожности, непонимание сущности источника повышенной опасности, субъективное преувеличение своих способностей предотвращения возможных отрицательных последствий тех или иных правонарушений.
3. Личность с психофизиологическими аномалиями (недостатки зрения, замедленная реакция и т.п.).
4. Личность с функциональными (временными) отклонениями от нормы психофизического состояния (переутомление, болезнь, ослепление фарами встречного автомобиля и т.п.).
5. Личность нравственно ущербная (безразличное отношение к возможным последствиям - психическое отношение к деянию и последствиям, пограничное с косвенным умыслом).
Данная классификация имеет не только научное, но и практическое значение. Она намечает основные направления разработки предупредительных мер, связанных с личностью человека:
• подготовка специалистов (изучение соответствующих правил, отработка умений и навыков);
• развитие прогностических способностей, умения предвидеть возможные отрицательные последствия деяний, формирование чувства осторожности по отношению к источникам повышенной опасности;
• выявление лиц с хроническими и функциональными психофизическими отклонениями и отстранение их от технических средств;
• проведение воспитательной работы с тем чтобы лица с временными отклонениями от нормы психофизического состояния сами отказывались от исполнения непосильных функций;
• правовое и нравственное воспитание.
К общесоциальным факторам, детерминирующим неосторожную преступность, относятся:
• научно-технический прогресс, характеризующийся ростом числа транспортных средств, усложнением технологических процессов, неуклонным расширением использования техники на производстве и в быту;
• негативные социально-политические процессы в России, обусловливающие ослабление контрольных функций государства и общества, коррумпированность инспекционных органов;
• экономический кризис, обусловливающий недостатки материальных средств для разработки и серийного производства безопасных видов техники, ухудшение ремонтно-эксплуатационной базы, уменьшение возможностей обеспечения исправного состояния технических средств, снижение уровня подготовки специалистов, затрудняющие поддержание профессионального мастерства на высоком уровне;
• негативные культурные тенденции, экспансия худших вариантов зарубежных культурных стандартов, проявляющиеся в чрезмерном раскрепощении человека, восприятии свободы и демократии как вседозволенности, обусловившие появление социальных групп, отрицающих необходимость соблюдения правил безопасности (рокеры, байкеры и т.п.).
Б.А. Куринов выделяет следующие группы условий, способствующих неосторожным преступлениям:
• технические (неисправность и конструктивные недостатки технических средств и механизмов);
• организационно-управленческие (недостатки в отборе и подготовке специалистов, ненадлежащий контроль за их деятельностью, нарушение технологического режима);
• организационно-правовые (неполнота нормативной регламентации различных видов деятельности, связанной с использованием источников повышенной опасности). Причины неосторожных преступлений можно классифицировать на следующие группы:
1) связанные с субъектом преступления;
2) связанные с источником повышенной опасности (неисправность техники, недоброкачественность боеприпасов и т.п.);
3) связанные с деятельностью третьих лиц (пешеходов и т.п.);
4) связанные с состоянием окружающей среды (состояние дорог, дождь, туман и т.п.);
5) связанные с недостатками контроля со стороны должностных лиц (при допуске к технике и в процессе ее эксплуатации);
6) связанные с недостатками обеспечения сложной деятельности (недостаточная детализация правил безопасности в инструкциях, непринятие мер для обеспечения отдыха водителей, недостатки подготовки техники, отсутствие контроля качества боеприпасов и т.д.);
7) связанные с недостатками организации деятельности (дефекты регулировки дорожного движения, отсутствие или неисправность светофоров, отсутствие или неудачное расположение дорожных знаков, отсутствие дорожной разметки и т.п.).
Достаточно емкой формулой причинного комплекса автопроисшествий является: человек - машина - дорога. Применительно к техногенным катастрофам эта формула такова: операторские ошибки - конструкторские недоработки - старение материалов.
Особенностью детерминации неосторожных преступлений является то, что криминогенная ситуация в их генезисе практически всегда играет достаточно значимую роль.
1. Криминогенная ситуация высокого уровня сложности (ситуация, с которой может справиться, но сумеет избежать отрицательных последствий не всякий специалист. Обеспечение безопасности в такой ситуации - искусство). Криминогенная ситуация данного типа играет в генезисе неосторожного преступления решающую роль.
2. Криминогенная ситуация среднего уровня сложности (обеспечение безопасности требует хорошей подготовки специалиста, умения собраться и сконцентрироваться на принятии правильного решения и преодолении опасности). Роль ситуации данного типа и роль личности в генезисе неосторожного преступления равнозначны.
3. Криминогенная ситуация низкого уровня сложности (криминогенная ситуация играет второстепенную роль в генезисе преступления, главная роль принадлежит отрицательным качествам личности).
Выделение криминогенной ситуации в качестве объекта профилактического воздействия на неосторожную преступность имеет особое значение. Это обусловлено тем, что в сложных ситуациях возможности человека контролировать техногенные процессы очень малы (а иногда и близки к нулю). Последствия же выхода этих процессов из-под контроля, как правило, оказываются катастрофическими (достаточно привести пример аварии на Чернобыльской АЭС). Поэтому определенную группу неосторожных преступлений возможно предотвратить только посредством технических и организационных мер профилактики криминогенных ситуаций.
Стратегия предупредительного воздействия на неосторожную преступность должна включать три направления:
1) профилактика криминогенных ситуаций высокого уровня сложности, сведение их к минимуму (прогноз и пресечение возможных вариантов чрезвычайного усложнения техногенной ситуации, грозящей выходом техники из-под контроля людей; исключение производства серийных технических конструкций, эксплуатация которых создает такие ситуации; ограничение экспериментальных ситуаций такого рода, обеспечение повышенного уровня локализации негативных последствий в ходе технических экспериментов);
2) подготовка специалистов к оптимальному поведению в ситуациях среднего уровня сложности, постоянный тренинг, периодическое повышение их квалификации и текущий контроль соответствия
уровня их подготовки и психофизического состояния сложности выполняемых задач;
3) воспитательная работа, направленная на предупреждение тех или иных нарушений правил безопасности из лихачества, озорства или по причине алкогольного опьянения в ситуациях низкого уровня сложности. Усиление ответственности правонарушителей данной категории.
Меры предупредительного воздействия на неосторожную преступность можно разделить на три группы:
1. Меры предупредительного воздействия на человека.
2. Повышение конструктивной безопасности технических средств.
3. Меры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию источников повышенной опасности.
Первая группа мер включает:
• улучшение подготовки специалистов (формирование специальных, технических и общих прогностических умений и навыков);
• постоянное поддержание технического мастерства специалистов на высоком уровне;
• усиление контроля за их деятельностью, привлечение к ответственности нарушителей правил безопасности;
• проведение воспитательной работы: разъяснение, какие нарушения правил безопасности к каким последствиям могут привести, какая ответственность предусмотрена законодательством за такого рода правонарушения; формирование вероятностного мышления, которое позволяет правильно оценивать личный негативный опыт (нарушение правил безопасности в прошлом, оставшееся безнаказанным и не повлекшее отрицательных последствий, не гарантирует отсутствия тяжких последствий и безнаказанности при аналогичных нарушениях в будущем);
• профилактика пьянства и наркомании.
Повышению конструктивной безопасности изделий предшествует изучение опыта эксплуатации технического средства и:
• анализ самых распространенных ошибок и нарушений правил безопасности при эксплуатации того или иного технического средства;
• выявление узлов и механизмов, наиболее уязвимых по отношению к факторам аварийности (заклинивание дверей автомобилей при авариях).
На основании этого анализа разрабатываются новые технические решения, блокирующие возможные ошибки оператора и сводящие к минимуму негативные последствия аварий и несчастных случаев.
К мерам, обеспечивающим безопасную эксплуатацию источников повышенной опасности, может быть отнесено улучшение среды, в которой используется оружие или эксплуатируется транспортное средство. Применительно к оружию эта группа мер включает развитие системы стрелковых стендов, стрельбищ, тиров, оснащение их инженерными сооружениями и оборудованием, обеспечивающим безопасность при стрельбе. Применительно к транспортным средствам - это, прежде всего, улучшение дорог: устранение дефектов дорожного покрытия, разделение полос встречного движения широкой полосой отчуждения, нанесение дорожной разметки, установка соответствующих знаков и т.п. Кроме того, к этой группе мер может быть отнесено улучшение технического обслуживания автомобилей, оборудование городских магистралей электронными средствами регулирования и контроля дорожного движения. Например, в западноевропейских странах наиболее крупные магистрали оснащены скрытыми телекамерами, которые автоматически фиксируют транспортные средства, превышающие установленную скорость (записывают на пленку скорость, время и номерной знак автомобиля).
Зарубежные исследователи проблемы предупреждения неосторожных преступлений пришли к выводу, что наиболее эффективными и надежными в этом плане являются меры, не связанные с воздействием на человека. В соответствующей практике развитых стран акцент делается на повышение безопасности автотранспорта и иной техники, улучшение дорог, установку автоматических средств регулировки движения и контроля, развитие сети сервисных услуг (ремонт автомобиля, отдых водителя и т.п.).
Вторая и третья группа мер носят стратегический характер, они требуют значительных материальных затрат, их реализация занимает значительный временной период (как правило, около 10 лет). Улучшение подготовки специалистов, усиление контроля над ними (как в процессе эксплуатации техники, так и при допуске к ней), усиление ответственности за нарушения требуют меньше затрат, эти меры могут быть реализованы в более сжатые сроки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|