Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема № 17. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых по неосторожности.





 

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. Уголовный кодекс России содержит около тридцати статей, предусматривающих ответственность за такие преступления.

В.Е. Эминов классифицирует неосторожные преступления по че­тырем группам:

• преступления, совершаемые по неосторожности в быту (без ис­пользования технических средств);

• преступления, совершаемые по неосторожности в сфере взаи­модействия человека с техникой;

• преступления, совершаемые по неосторожности в сфере про­фессиональной деятельности, не связанной с использованием управленческих функций или технических средств;

• преступления, совершаемые по неосторожности в сфере осуще­ствления должностных (управленческих) функций.

Составляя в общей структуре преступности весьма незначитель­ную часть (их доля из года в год колеблется в пределах 10-12%), неосторожные преступления лидируют по тяжести последствий. Вред, причиняемый преступлениями данной категории, намного превосхо­дит ущерб, причиняемый умышленными преступлениями. За выб­ранные последние три года от неосторожных преступлений погибло и получило увечья более 1 млн. человек (что сопоставимо с численнос­тью населения крупного города), материальный ущерб от них состав­ляет ежегодно около 5% валового национального продукта.



Больший удельный вес в структуре неосторожной преступности занимают автотранспортные преступления (около три четверти всех неосторожных преступлений). Каждый год в мире происходит при­мерно 60 млн. автомобильных аварий, в которых гибнут сотни тысяч людей, а травмируются миллионы. Смертность от аварий на транс­порте одна из самых высоких. В России ежегодно регистрируется около 50 тыс. таких преступлений. Число автопроисшествий, повлек­ших смерть потерпевших, в 1990-х гг. колебалось от 30 до 15 тыс. По этим показателям Россия держит печальное лидерство в мире. В на­шей стране ежегодно регистрируется 150-180 тыс. различных дорожно-транспортных происшествий (преступлений и правонарушений). С 1992 по 1997 гг. от них погибло 199 тыс. человек, 1 млн. 100 тыс. человек были ранены.



Больший ущерб причиняют неосторожные преступления, относя­щиеся к разряду техногенных катастроф (аварии на электростанциях, взрывы и пожары на складах взрывоопасных и токсических веществ, авиакатастрофы, аварии на подводных лодках и т.п.). Некоторые из них по масштабам отрицательных последствий сопоставимы со сти­хийными бедствиями.

Особенностью личности неосторожного преступника является более низкая степень его общественной опасности по сравнению с умышленным. В генезисе неосторожного преступления всегда лежит та или иная ошибка субъекта. «В данном случае речь идет, естествен­но, о виновных ошибках. Источником подобных ошибок являются дефекты взаимодействия субъекта с орудиями или средствами деяния в определенной ситуации». Основной чертой мотивационной сферы неосторожных преступников является не наличие антисоциальной направленности, а «отсутствие должной позитивной направленности на строжайшее выполнение конкретных правил предосторожности».

В то же время неверным является достаточно распространенное мнение о том, что неосторожный преступник вообще не имеет отри­цательных качеств. По этому поводу Б.А. Куринов отмечает, что «ис­следованиями подтверждается наличие у большинства лиц, совершив­ших неосторожные преступления, хотя и в относительно скрытом виде, например, таких свойств, как: индивидуализм, безразличие к опреде­ленным общественным интересам и требованиям, пренебрежитель­ное и отрицательное отношение к некоторым нормативным предпи­саниям, недисциплинированность, дефекты нравственно-волевой сферы и внутреннего контроля, снижение самокритичности... Переоценка своих профессиональных возможностей, притупление чувства осторожности, самоуверенность, невнимательность».



Обостренное чувство осторожности, связанное с источником по­вышенной опасности, очень часто удерживает человека от рискован­ных приемов обращения с техническими средствами. У женщин, как правило, это чувство обострено от природы, поэтому неосторожные преступления ими совершаются крайне редко (98% неосторожных преступлений совершают мужчины). Смертность от дорожно-транспортных происшествий по вине мужчин в 5-6 раз выше, чем по вине женщин.

Неумение прогнозировать возможные отрицательные последствия своих действий, отсутствие жизненного и профессионального опыта - характерная черта личности неосторожного преступника. Эта психоло­гическая характеристика вполне соответствует данным демографичес­кого анализа: наиболее криминогенный возраст в отношении данных преступлений - от 18 до 24 лет. Наибольшее число правонарушений приходится на лиц, чей профессиональный стаж от 1 до 2 лет (32%). Другой особенностью личности неосторожного преступника яв­ляется опыт «успешного» нарушения правил безопасности. Нарушив те или иные запреты при благоприятном стечении обстоятельств, че­ловек сознательно или подсознательно фиксирует в памяти, что ни­каких отрицательных последствий не наступило: никто не пострадал, а нарушитель остался безнаказанным. Этот негативный опыт форми­рует уверенность в собственной неуязвимости, которая играет кри­миногенную роль.

Стремление к неоправданному риску, привычное использование формулы самоуспокоения «авось пронесет», отсутствие привычки обдумывать принимаемые решения и прогнозировать возможные по­следствия, безразличие к безопасности (своей и окружающих) также являются характерными чертами неосторожного преступника.

В зависимости от характера отрицательных качеств, лежащих в основе мотивации данных преступлений, можно выделить несколько типов неосторожных преступников.

1. Личность неподготовленная:

• недостаточно знаний общих и специальных правил безопасности;

• в техническом отношении (отсутствие навыков обращения с тех­никой или оружием);• в умении быстро и правильно оценивать критические ситуации, принимать рациональные решения - выходить из таких ситуа­ций с наименьшими потерями.

2. Личность легкомысленная (с низкими прогностическими спо­собностями):

• отсутствует навык предвидения всех возможных последствий сво­их действий (в том числе отдаленных);

• отсутствует чувство осторожности, непонимание сущности ис­точника повышенной опасности, субъективное преувеличение своих способностей предотвращения возможных отрицательных последствий тех или иных правонарушений.

3. Личность с психофизиологическими аномалиями (недостатки зрения, замедленная реакция и т.п.).

4. Личность с функциональными (временными) отклонениями от нормы психофизического состояния (переутомление, болезнь, ослеп­ление фарами встречного автомобиля и т.п.).

5. Личность нравственно ущербная (безразличное отношение к возможным последствиям - психическое отношение к деянию и по­следствиям, пограничное с косвенным умыслом).

Данная классификация имеет не только научное, но и практичес­кое значение. Она намечает основные направления разработки пре­дупредительных мер, связанных с личностью человека:

• подготовка специалистов (изучение соответствующих правил, отработка умений и навыков);

• развитие прогностических способностей, умения предвидеть воз­можные отрицательные последствия деяний, формирование чув­ства осторожности по отношению к источникам повышенной опасности;

• выявление лиц с хроническими и функциональными психофи­зическими отклонениями и отстранение их от технических средств;

• проведение воспитательной работы с тем чтобы лица с времен­ными отклонениями от нормы психофизического состояния сами отказывались от исполнения непосильных функций;

• правовое и нравственное воспитание.

К общесоциальным факторам, детерминирующим неосторожную преступность, относятся:

• научно-технический прогресс, характеризующийся ростом чис­ла транспортных средств, усложнением технологических про­цессов, неуклонным расширением использования техники на производстве и в быту;

• негативные социально-политические процессы в России, обус­ловливающие ослабление контрольных функций государства и общества, коррумпированность инспекционных органов;

• экономический кризис, обусловливающий недостатки матери­альных средств для разработки и серийного производства безо­пасных видов техники, ухудшение ремонтно-эксплуатационной базы, уменьшение возможностей обеспечения исправного со­стояния технических средств, снижение уровня подготовки специалистов, затрудняющие поддержание профессионального мастерства на высоком уровне;

• негативные культурные тенденции, экспансия худших вариан­тов зарубежных культурных стандартов, проявляющиеся в чрез­мерном раскрепощении человека, восприятии свободы и демок­ратии как вседозволенности, обусловившие появление соци­альных групп, отрицающих необходимость соблюдения правил безопасности (рокеры, байкеры и т.п.).

Б.А. Куринов выделяет следующие группы условий, способствую­щих неосторожным преступлениям:

• технические (неисправность и конструктивные недостатки тех­нических средств и механизмов);

• организационно-управленческие (недостатки в отборе и подго­товке специалистов, ненадлежащий контроль за их деятельнос­тью, нарушение технологического режима);

• организационно-правовые (неполнота нормативной регламен­тации различных видов деятельности, связанной с использова­нием источников повышенной опасности). Причины неосторожных преступлений можно классифицировать на следующие группы:

1) связанные с субъектом преступления;

2) связанные с источником повышенной опасности (неисправ­ность техники, недоброкачественность боеприпасов и т.п.);

3) связанные с деятельностью третьих лиц (пешеходов и т.п.);

4) связанные с состоянием окружающей среды (состояние дорог, дождь, туман и т.п.);

5) связанные с недостатками контроля со стороны должностных лиц (при допуске к технике и в процессе ее эксплуатации);

6) связанные с недостатками обеспечения сложной деятельности (недостаточная детализация правил безопасности в инструкциях, не­принятие мер для обеспечения отдыха водителей, недостатки подго­товки техники, отсутствие контроля качества боеприпасов и т.д.);

7) связанные с недостатками организации деятельности (дефекты регулировки дорожного движения, отсутствие или неисправность све­тофоров, отсутствие или неудачное расположение дорожных знаков, отсутствие дорожной разметки и т.п.).

Достаточно емкой формулой причинного комплекса автопроис­шествий является: человек - машина - дорога. Применительно к техногенным катастрофам эта формула такова: операторские ошибки - конструкторские недоработки - старение материалов.

Особенностью детерминации неосторожных преступлений явля­ется то, что криминогенная ситуация в их генезисе практически всег­да играет достаточно значимую роль.

1. Криминогенная ситуация высокого уровня сложности (ситуа­ция, с которой может справиться, но сумеет избежать отрицательных последствий не всякий специалист. Обеспечение безопасности в та­кой ситуации - искусство). Криминогенная ситуация данного типа играет в генезисе неосторожного преступления решающую роль.

2. Криминогенная ситуация среднего уровня сложности (обеспе­чение безопасности требует хорошей подготовки специалиста, уме­ния собраться и сконцентрироваться на принятии правильного реше­ния и преодолении опасности). Роль ситуации данного типа и роль личности в генезисе неосторожного преступления равнозначны.

3. Криминогенная ситуация низкого уровня сложности (крими­ногенная ситуация играет второстепенную роль в генезисе преступле­ния, главная роль принадлежит отрицательным качествам личности).

Выделение криминогенной ситуации в качестве объекта профи­лактического воздействия на неосторожную преступность имеет осо­бое значение. Это обусловлено тем, что в сложных ситуациях воз­можности человека контролировать техногенные процессы очень малы (а иногда и близки к нулю). Последствия же выхода этих процессов из-под контроля, как правило, оказываются катастрофическими (до­статочно привести пример аварии на Чернобыльской АЭС). Поэтому определенную группу неосторожных преступлений возможно предот­вратить только посредством технических и организационных мер про­филактики криминогенных ситуаций.

Стратегия предупредительного воздействия на неосторожную пре­ступность должна включать три направления:

1) профилактика криминогенных ситуаций высокого уровня слож­ности, сведение их к минимуму (прогноз и пресечение возможных вариантов чрезвычайного усложнения техногенной ситуации, грозя­щей выходом техники из-под контроля людей; исключение произ­водства серийных технических конструкций, эксплуатация которых создает такие ситуации; ограничение экспериментальных ситуаций такого рода, обеспечение повышенного уровня локализации негатив­ных последствий в ходе технических экспериментов);

2) подготовка специалистов к оптимальному поведению в ситуа­циях среднего уровня сложности, постоянный тренинг, периодичес­кое повышение их квалификации и текущий контроль соответствия

уровня их подготовки и психофизического состояния сложности вы­полняемых задач;

3) воспитательная работа, направленная на предупреждение тех или иных нарушений правил безопасности из лихачества, озорства или по причине алкогольного опьянения в ситуациях низкого уровня сложно­сти. Усиление ответственности правонарушителей данной категории.

Меры предупредительного воздействия на неосторожную преступ­ность можно разделить на три группы:

1. Меры предупредительного воздействия на человека.

2. Повышение конструктивной безопасности технических средств.

3. Меры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию источников повышенной опасности.

Первая группа мер включает:

• улучшение подготовки специалистов (формирование специаль­ных, технических и общих прогностических умений и навыков);

• постоянное поддержание технического мастерства специалис­тов на высоком уровне;

• усиление контроля за их деятельностью, привлечение к ответ­ственности нарушителей правил безопасности;

• проведение воспитательной работы: разъяснение, какие нару­шения правил безопасности к каким последствиям могут при­вести, какая ответственность предусмотрена законодательством за такого рода правонарушения; формирование вероятностного мышления, которое позволяет правильно оценивать личный негативный опыт (нарушение правил безопасности в прошлом, оставшееся безнаказанным и не повлекшее отрицательных по­следствий, не гарантирует отсутствия тяжких последствий и без­наказанности при аналогичных нарушениях в будущем);

• профилактика пьянства и наркомании.

Повышению конструктивной безопасности изделий предшеству­ет изучение опыта эксплуатации технического средства и:

• анализ самых распространенных ошибок и нарушений правил безопасности при эксплуатации того или иного технического средства;

• выявление узлов и механизмов, наиболее уязвимых по отноше­нию к факторам аварийности (заклинивание дверей автомоби­лей при авариях).

На основании этого анализа разрабатываются новые технические решения, блокирующие возможные ошибки оператора и сводящие к минимуму негативные последствия аварий и несчастных случаев.

К мерам, обеспечивающим безопасную эксплуатацию источни­ков повышенной опасности, может быть отнесено улучшение среды, в которой используется оружие или эксплуатируется транспортное средство. Применительно к оружию эта группа мер включает разви­тие системы стрелковых стендов, стрельбищ, тиров, оснащение их инженерными сооружениями и оборудованием, обеспечивающим безо­пасность при стрельбе. Применительно к транспортным средствам - это, прежде всего, улучшение дорог: устранение дефектов дорожного покрытия, разделение полос встречного движения широкой полосой отчуждения, нанесение дорожной разметки, установка соответствую­щих знаков и т.п. Кроме того, к этой группе мер может быть отнесено улучшение технического обслуживания автомобилей, оборудование городских магистралей электронными средствами регулирования и контроля дорожного движения. Например, в западноевропейских стра­нах наиболее крупные магистрали оснащены скрытыми телекамера­ми, которые автоматически фиксируют транспортные средства, пре­вышающие установленную скорость (записывают на пленку скорость, время и номерной знак автомобиля).

Зарубежные исследователи проблемы предупреждения неосторож­ных преступлений пришли к выводу, что наиболее эффективными и надежными в этом плане являются меры, не связанные с воздействи­ем на человека. В соответствующей практике развитых стран акцент делается на повышение безопасности автотранспорта и иной техни­ки, улучшение дорог, установку автоматических средств регулировки движения и контроля, развитие сети сервисных услуг (ремонт авто­мобиля, отдых водителя и т.п.).

Вторая и третья группа мер носят стратегический характер, они требуют значительных материальных затрат, их реализация занимает значительный временной период (как правило, около 10 лет). Улуч­шение подготовки специалистов, усиление контроля над ними (как в процессе эксплуатации техники, так и при допуске к ней), усиление ответственности за нарушения требуют меньше затрат, эти меры мо­гут быть реализованы в более сжатые сроки.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.