Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности детерминации и причинности





Признание влияния социальных условий, противоречий в развитии общества на характер нравственного формирова­ния личности является решающим в объяснении противо­правного поведения несовершеннолетних.

Процессы и явления экономического, идеологического, культурно-воспитательного, демографического, социально-психологического характера, происходящие в обществе, глав­ным образом и детерминируют поведение детей и подрост­ков, определяют его сущность и характер. Эти процессы, оп­ределяя в самой общей форме условия жизни в обществе, придают своеобразие (в зависимости от контингента, терри­тории и т. п.) деятельности по обучению и воспитанию несо­вершеннолетних, формированию их личности. Они при оп­ределенных условиях детерминируют и такие негативные явления, как повышенный уровень заболевания и смертно­сти детей и подростков, разводы, жестокое обращение с ок­ружающими людьми, самоубийства, пьянство, проституция, наркомания, преступность в целом, которые входят в ком­плекс социальных факторов, обусловливающих их отклоняю­щееся, в том числе и преступное, поведение.

Применительно к несовершеннолетним процессы и яв­ления социальной действительности, создающие негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым способст­вующие совершению ими преступлений, исследованы кри­минологами достаточно полно. К их числу, например, в раз­ные годы были отнесены: значительная социальная диффе­ренциация несовершеннолетнего населения по уровню мате­риальной обеспеченности, социальному статусу (в том числе и по происхождению); нарушение принципов оплаты труда, потребления денежных и иных материальных благ (жизнь не по средствам в родительской семье, низкая или уравни­тельная оплата труда воспитателей и педагогов и др.); раз­личия в характере и содержании обучения, воспитания и труда отдельных групп детей и подростков, определяющие как реальные различия их сегодняшних позиций в жизни общества, так и различия этих позиций на ближайшую пер­спективу; процессы разрушения родительской семьи, сопро­вождающиеся существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних; отягощенность алкоголизмом, нервно-психическими, хроническими заболеваниями отдельных групп населения, включая роди­телей, иных лиц, ответственных за воспитание детей и под­ростков; противоречие между субъективным стремлением детей и подростков к самостоятельности и объективным су­жением ее реальных границ с помощью мер, применяемых институтами социализации (семьей, школой и др.); противо­речие между духовными и особенно материальными потреб­ностями детей и подростков, их родителей и реальными воз­можностями их удовлетворения; низкий уровень правовой культуры, значительная деформация нравственного и пра­вового сознания отдельных групп несовершеннолетних, их родителей, иных воспитателей; традиционное осуществле­ние основных воспитательных функций в отношении несо­вершеннолетних лицами, не имеющими необходимой профес­сиональной подготовки в этой области; недостаточное ресурс­ное и кадровое оснащение сферы жизнедеятельности обще­ства, специализированной для проведения целенаправлен­ной работы по исправлению и перевоспитанию детей и под­ростков и многие др. Однако в последние годы в результате коренных социальных преобразований, осуществляемых в стране, криминальный характер их влияния на судьбы под­ростков существенно возрос.





Специфичность воздействия перечисленных, как и иных социальных, процессов и явлений на поведение детей и под­ростков, в отличие от взрослых, заключается в более опосре­дованном через ближайшее окружение характере их как позитивного, так и негативного влияния. Часто именно бли­жайшее окружение, ослабляя, нейтрализуя или даже преоб­разуя негативные последствия этих процессов, как правило, придает им иное, в основном благоприятное формирующее значение, защищает несовершеннолетних от жизненных труд­ностей и невзгод. Но именно это же окружение, ввиду слож­ного, подчас противоречивого характера отражения объективных процессов в сознании людей, сочетающегося с изо­ляцией детей от условий реальной жизни, одновременно спо­собствует тому, что даже в общем плане положительные сто­роны социальных процессов действуют значительно медлен­нее и слабее, чем это необходимо для позитивного формирова­ния их личности. Нередко они искажаются микросредой до такой степени, что действуют в негативно преображенном виде.



В криминологии укрепилось интегрированное определе­ние детерминации преступности несовершеннолетних как из­держек воспитания. Этот вывод конструктивен и для тео­рии, и для практики. Он позволяет рассматривать причины и условия, способствующие совершению преступлений, глав­ным образом в плане выявления негативных сторон взаимо­действия микросреды (применительно к отдельным инсти­тутам социализации детей и подростков) и личности. Но при этом не только не исключает, а, наоборот, обусловливает не­обходимость детального анализа причин и того своеобразия, которые придают данному взаимодействию социальные про­цессы, происходящие в обществе в целом.

В качестве издержек воспитания в причинном комплек­се, детерминирующем преступное поведение несовершенно­летних, исследователи наиболее часто выделяют:

- криминогенное влияние трудностей и недостатков в дея­тельности социальных институтов, непосредственно ответст­венных за обучение, воспитание несовершеннолетних, их ис­правление и перевоспитание (постоянное использование анти­педагогических форм и методов воспитательного воздействия;

- проведение воспитательной и профилактической работы без должного учета возрастных, психологических, нравственных, иных личностных особенностей несовершеннолетних и др.);

- криминогенное воздействие негативных условий микро­среды (продолжительное и целенаправленное отрицательное воздействие на детей и подростков со стороны деморализо­ванных лиц, включая прямое вовлечение их в преступную деятельность и иное антиобщественное поведение);

- обстановка жизни и воспитания, характеризующаяся про­явлением злобности, жестокости, различных видов конфликт­но-агрессивных форм поведения окружающих и др.;

- стойкие социально обусловленные негативные деформа­ции личности несовершеннолетних (дефекты психофизиче­ского и интеллектуального развития и состояния, черты ха­рактера негативного свойства; дефекты социально-демогра­фического статуса и др.).

Все они сохраняют свою криминальную значимость и в настоящее время. Однако общее ухудшение экономического положения страны привело к тому, что в последние годы в причинном комплексе, обусловливающем противоправное по­ведение подростков, произошли значительные изменения.

Негативные процессы социального и экономического ха­рактера, сопровождающие преобразования, проводимые в стране, прежде всего существенно ослабили родительскую семью как социальный институт, ранее наиболее последова­тельно и надежно защищавший жизнь и здоровье детей и подростков, обеспечивавший их интеллектуальное и нравст­венное развитие.

За время реформ уровень жизни населения России со­кратился на 30%, что существенно увеличило число семей, оказавшихся в условиях абсолютной бедности, имеющих до­ходы значительно ниже прожиточного минимума. В настоя­щее время до 40% всех детей живут в бедных семьях. В них сложная психологическая обстановка, что способствует ин­тенсивному распаду таких семей, уходу из них детей и под­ростков. Бедная семья перестала быть убежищем от общест­венных катаклизмов. В ней все больше превалирует неуве­ренность в завтрашнем дне, слабая защищенность от наси­лия и преступного мира. В таких семьях повсеместно наблю­дается процесс резкого снижения ценности детей для роди­телей, что ведет к дальнейшему росту безнадзорности.

Растет число разводов среди супругов, имеющих несо­вершеннолетних детей, увеличивается внебрачная рождае­мость и, как следствие этих процессов, растет количество неполных семей. Ежегодно остается без одного родителя около 500 тыс. детей и подростков. Дети из распавшихся и непол­ных семей и одиноких матерей оказываются, как правило, в сложном экономическом и психологическом положении, по­полняют группу людей повышенного социального риска. О том, что эти семьи не могут обеспечить надлежащее воспи­тание своих детей, свидетельствуют данные уголовной ста­тистики: примерно 35-40% несовершеннолетних преступ­ников воспитывались в условиях неполной родительской се­мьи (в целом в населении таких семей - 14%).

Нарастает проблема социального сиротства. Более 160 тыс. детей воспитываются в различного типа государствен­ных учреждениях и около 90% из них имеют родителей, ко­торые уклоняются от их воспитания, лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы.

В последнее время наметилась тенденция, когда много­детные и малообеспеченные семьи стремятся устроить де­тей в детские дома путем отказа от них из-за больших расхо­дов на их содержание. Там, где остановились производства и наблюдается массовая безработица, социальное сиротство при живых родителях выросло за последний год в 2 раза.

Существенно осложнил положение несовершеннолетних рост в стране числа безработных, беженцев и вынужденных переселенцев.

Наблюдается рост жестокого обращения с детьми. Не­корректные приемы воспитания, унижение человеческого достоинства, психическое и физическое насилие все чаще прослеживаются как в семье, так и в дошкольных учрежде­ниях, учебных заведениях, детских домах и интернатах, спе­циальных учебно-воспитательных учреждениях (70% всех детских травм - семейно-бытового характера). Ежегодно, спасаясь от жестокого обращения, кончают жизнь самоубий­ством примерно 2 тыс. детей и подростков, около 30 тыс. ухо­дят из семьи, 6 тыс. - из детских домов и школ-интернатов. Примерно 25-27 тыс. подростков становятся жертвами пре­ступных посягательств. Органами милиции разыскиваются более 24 тыс. без вести пропавших несовершеннолетних.

Дополнительные трудности в воспитании детей и подро­стков оказывает также рост смертности среди населения Российской Федерации. Наиболее значим с криминологиче­ских позиций рост смертности от неестественных причин, вызванных обострением социальной напряженности, ухуд­шением качества питания, экологическими и технологиче­скими катастрофами, несчастными случаями, самоубийства­ми. В результате высокой смертности в стране увеличивает­ся число вдов, вдовцов и детей-сирот.

В последние годы в стране интенсивно возрастает слой людей, для которых цель в жизни сводится к достижению материального благополучия, к наживе любыми способами. Труд утратил для них общественную ценность и значимость, стал носить прагматичный характер - больше получать благ и привилегий и меньше работать. Циничная позиция таких лиц приобретает все более открытые и воинствующие фор­мы, отравляет сознание детей и подростков, порождает без­духовность и скептицизм, толкает к совершению корыстных и иных преступлений.

В России стало системой производить материальные за­траты на развитие и воспитание, охрану здоровья детей и подростков по остаточному принципу. Причем положение в данной сфере ежегодно ухудшается. Существенно уменьше­ны объемы бюджетного финансирования детских дошколь­ных и медицинских учреждений, общеобразовательных школ, число их катастрофически сокращается, помещения переда­ются коммерческим организациям. Кризис в экономике при­вел к тому, что отрасли обслуживающей сферы постоянно снижают объемы представляемых семьям социальных ус­луг. Они становятся практически недоступными из-за их платности и роста цен. Дети не могут посещать клубы, спор­тивные секции, кружки, отдыхать в оздоровительных лаге­рях и санаториях. В итоге их досуговая среда все чаще при­обретает криминальные формы.

Растет заболеваемость детей и подростков. Только 14% из них сегодня практически здоровы, половина имеет значительные отклонения в состоянии здоровья, 35% страдают хроническими заболеваниями. Это существенно ограничивает возможности несовершеннолетних в выборе профессии, само­стоятельном бытовом обустройстве, ведет к психическим рас­стройствам и противоправному поведению.

Все перечисленное доказывает, что несовершеннолетние оказались в положении, когда государство должным образом не может обеспечить реализацию их основного конституци­онного права - на выживание и развитие.

Школы, другие учебные заведения для несовершенно­летних, после принятия Закона РФ "Об образовании" полно­стью утратили воспитательные функции. Специализирован­ные подразделения милиции по Закону РФ "О милиции" пе­рестали заниматься профилактикой безнадзорности детей и подростков. Комиссии по делам несовершеннолетних, как ко­ординирующие органы по организации борьбы с преступно­стью, во многих регионах реально в этом своем качестве не функционируют. Прекратили деятельность многочисленные молодежные общественные и досуговые организации, у не­совершеннолетних правонарушителей не стало ни наставни­ков, ни общественных воспитателей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.