Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 2. Особенная часть криминологии





 

Тема 8. Криминологическая характеристика

Преступности несовершеннолетних и женщин.

Предупреждение преступности

Несовершеннолетних и женской преступности

Вопросы

1. Понятие преступности несовершеннолетних. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника (пол, возраст, нравственно-психологические признаки, особенности мотивации преступлений).

2. Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних.

3. Понятие женской преступности. Особенности криминологической характеристики женской преступности.

4. Криминологическая характеристика женщин-преступниц (образовательный уровень, семейное положение, нравственно-психологическое состояние и т.д.).

5. Причины и условия женской преступности.

6. Предупреждение женской преступности.

 

Задания

1.Охарактеризуйте криминологическую структуру и динамику современной женской преступности в России. В чем заключаются особенности причинного комплекса данного вида преступности?

2.Какие их перечисленных мотивов присущи 14-15-летним, 16-17-летним, 18-24-летним:



- из корысти, хулиганских побуждений, мести, озлобления, солидарности с другими, ревности, принуждения, подражания другим лицам, зависти, озорства, самоутверждения, жестокости, эгоизма, притязания на определенную роль и оценку, социальной безответственности, желания показать силу, ловкость, из-за стремления иметь престижные вещи, добыть средства на спиртное, наркотики.

Дайте характеристику динамики криминальной мотивации от 14-15-летнихк 16-17-летним и 18-24-летним.

3.В городе «М» в течение года зарегистрировано 2350 преступлений. Его население – 560 тыс. человек (49% мужчин и 51% женщин). В городе «В» за этот же период зарегистрировано 1570 преступлений. Население здесь 485 тыс. человек (46% мужчин и 54% женщин). В этом году женщины города «М», совершившие выявленные преступления, составили 14,3 % от общего числа преступников, а женщины города «В», совершившие преступления, составили 14,7% от общего числа преступников.

Рассчитайте коэффициент поражаемости преступностью среди мужчин и женщин городов «М» и «В».



4.В городе «О» в течение года зарегистрировано 36880 преступлений. Его население составляет 1385798 человек (48% мужчин и 52% женщин), из них 320 тыс. дети, не достигшие 18-летнего возраста. В этом году женщины города «О», совершившие выявленные преступления, составили 15% от общего числа преступников, а несовершеннолетние преступники, не достигшие 18-летнего возраста на момент совершения преступления, составили 14,3% от общего числа преступников. В этом году правоохранительными органами было выявлено 19457 человек, совершивших преступления.

Рассчитайте коэффициент преступности для города «О» в расчете на 100 тыс. населения.

Рассчитайте коэффициент поражаемости преступностью несовершеннолетних для города «О».

5.Криминологи выделяют три уровня предупреждения преступлений несовершеннолетних:

  1. ранняя профилактика;
  2. устранение обстоятельств, уже повлекших совершение конкретных преступлений несовершеннолетних;
  3. предупреждение рецидива.

Какова цель каждого из этих уровней?

Какие из перечисленных ниже мер предупреждения можно отнести к первому, ко второму и третьему уровню:

1. установление опеки и попечительства;

2. направление подростка в детский дом, школу-интернат;

3. устройство подростка на учебу или работу;

4. оказание помощи в ресоциализации несовершеннолетних, освобожденных из ВК, спецшкол;

5. своевременное возбуждение уголовного дела;

6. правильный выбор меры пресечения;

7. вынесение судом частного определения;

8. пресечение отрицательного влияния на подростка лица, имеющего криминальный опыт;

9. нормативное ограничение пребывания подростков после 22 часов в общественных места и вне дома;



10. нормативный запрет на продажу несовершеннолетним табачных изделий, спиртных напитков;

11. временное изъятие подростка из неблагополучной семьи;

12. постановка ни учет в милиции;

13. своевременное применение мер воспитательного характера;

14. привлечение к уголовной ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления;

15. лишение родительских прав.


 

Тема 9. Криминологическая характеристика

Насильственной преступности и ее предупреждение

Вопросы

1. Понятие и общая характеристика насильственной преступности.

2. Криминологическая характеристика основных форм преступного насилия (убийств, причинение вреда здоровью, сексуальных преступлений, хулиганство и др.).

3. Криминологическая характеристика лиц, совершающих насильственные преступления и их классификация в зависимости от признаков (социально-демографические, нравственно-психологические, социально-ролевые, уголовно-правовые). Классификация лиц, совершающих насильственные преступления.

4. Психиатрический аспект насильственных преступников (маньяки).

5. Основные направления предупреждения насильственной преступности.

 

Задания

1.Муж и жена Клыковы, являясь родителями трех малолетних детей, систематически пьянствовали, устраивали драки, оставляли детей без присмотра, полуголодными, в антисанитарных условиях. В течение 2 лет соседи обращались к участковому инспектору и в жилищно-эксплуатационную организацию по поводу антиобщественного поведения Клыковых. Однако участковый инспектор ограничился беседами-уговорами, а руководство ЖЭУ ни как не реагировало на обращения граждан. Во время очередной драки с собутыльниками Клыков нанес табуреткой смертельный удар трехлетнему сыну, который пытался защитить мать.

Какие меры предупреждения насильственных преступлений в семье Клыковых следовало предпринять участковому инспектору, начальнику ЖЭУ, руководству по месту работы Клыкова?

Какие органы общественной профилактики могли и должны были предупредить бытовые конфликты в семье Клыковых и тем самым предупредить убийство ребенка?

2.Жуков, ранее трижды судимый за хулиганство, истязание и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, был условно-досрочно освобожден из мест лишения свободы и проживал в одном из заводских общежитий. Однажды вечером, будучи в нетрезвом состоянии, он подверг жесточайшему избиению свою беременную сожительницу Харину. Проживающие в общежитии лица слышали, как Харина кричала, звала на помощь, просила пощадить себя и ребенка, но ни кто не встал на ее защиту. Жуков нанес Хариной множественные повреждения, от которых она скончалась.

Дайте анализ криминогенной ситуации и личности преступника. Что могло предотвратить тяжкие последствия?

3.В апреле 1993 г. в Москве был убит «вор в законе» Длугач, по кличке Глобус. Он был неоднократно судим за разбойные нападения, нигде не работал. Контролировал Наро-Фоминский район Московской области, крупные коммерческие структуры в Москве. Собирал «дань» с магазинов, торговых центров, ресторанов, казино. За Глобусом утвердилась репутация «беспредельщика», он предпочитал действовать силовыми методами, что вызывало недовольство не только среди обложенных данью коммерсантов, но и среди криминальных элементов. По некоторым сведениям, Глобус использовал в личных целях «общаковские» деньги.

Дайте анализ виктимологической стороне проблемы в данном случае.

4.Дайте анализ динамики убийств в России в абсолютных показателях и коэффициентах на 100 тыс. населения, исходя из приводимых в таблице абсолютных показателях. Объясните факторы, влияющие на рост числа убийств.

Год всего год всего год всего
15.566 31.703 31.829
16.235 29.406 33.583
23.006 29.285 32.285
29.213 29.591 31.630
32.286 31.140 31.553

 


 

Тема 10. Криминологическая характеристика терроризма и его предупреждение

Вопросы

1. Понятие терроризма. Взаимодействие терроризма с преступлениями международного характера против жизни и общественной безопасности, киберпреступностью. Виды терроризма.

2. Уровень, структура и динамика терроризма в мире и России.

3. Характеристика личности террориста по демографическим, социально-ролевым и социально-психологическим свойствам.

4. Причины и условия терроризма. Особенности полимотивации террористических проявлений. Политические, идеологические, сепаратистские, религиозные, экономические, социальные, правовые и другие условия формирования террористической мотивации и условия, способствующие совершению террористических деяний.

5. Профилактика терроризма в России. Роль ближайшего окружения террористов для их выявления. Значение оперативного принятия профилактических мер на этапах, предшествующих терроризму, в частности неотвратимости ответственности за незаконный оборот наркотиков и оружия, захват заложников, угрозы, организацию бандформирований и т. д.

6. Международные конвенции и организации по борьбе с терроризмом.

 

Задания

1.Проанализируйте этимологию понятий «экстремизм», «радикализм» и «терроризм».

Какая между ними связь? Как соотносятся эти явления? Что общего в их природе?

2.Выкажите ваше отношение к установлению наказания в виде смертной казни за терроризм, выбрав один из ниже перечисленных вариантов ответа, и обоснуйте свою точку зрения:

1. не нужно вообще разворачивать дискуссию на эту тему. Надо уничтожать террористов, где бы они не находились, без суда и следствия. Народ это поймет и одобрит, сейчас такое время;

2. смертная казнь, как и любое суровое наказание – популистская мера, применяемая слабым государством для успокоения общественности, ее эффективность минимальна, она не пугает террористов;

3. смертная казнь за терроризм должна назначаться, но в сочетании с другими мерами воздействия – прежде всего организационными, направленными на предотвращение террористических актов;

4. за терроризм должно быть установлено суровое наказание, но не смертная казнь. Убийство, совершаемое государством, недопустимо. Намного больший эффект принесут другие меры воздействия, прежде всего превентивные: по выявлению террористических организаций, борьбе с коррупцией в органах правопорядка, привлечению общественности;

5. террористы – это борцы за идею. За это преступление нельзя назначать суровое наказание. Это отчаявшиеся люди, которые используют любые возможные средства для претворения в жизнь своих помыслов. Нужно рассматривать их требования, идти на уступки, по возможности входить в их положение. Только так можно не допустить совершение новых террористических актов.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.